Культура Древней Руси презентация

Содержание

Этапы развития Дохристианский период Культура Киевской Руси Период раздробленности: формирование местных особенностей Дохристианский период

Слайд 1 Культура Древней Руси IX- XII вв.
Особенности культуры Древней Руси
1. Основу

древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
2. Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
3. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
4. Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.


Слайд 2Этапы развития
Дохристианский период
Культура Киевской Руси
Период раздробленности:
формирование местных
особенностей
Дохристианский период


Слайд 5

срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из

камней

Архитектура



Типы домов



южный



северный

пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей


Слайд 7Устное народное творчество





Песни


Былины


Сказания

Из того ли то из города из Мурома, Из того

села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват.

А. Васнецов. Три богатыря.

Что мы подразумеваем под термином УНТ?

Вы узнали отрывок?


Слайд 8Черты и резы восточных славян


Слайд 9Письменность и грамотность.
Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую

азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги.

Алфавиты кириллица и глаголица

Миниатюра
из рукописной книги.


Слайд 10Кирилл и Мефодий


Кирилл и Мефодий
Памятник создателям


Слайд 11Создатели славянской азбуки


Слайд 12Кириллица.
Кириллица - Старославянская азбука — первая кириллическая азбука из 46 букв, созданная предположительно

в IX веке для записи старославянского языка.

Слайд 13Глаголица.
Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель

св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке .

Слайд 14Письменные памятники
«Повесть временных лет»
Летописи
Русская Правда
Описание заморских земель русскими путешественниками
Устав и «Поучение

детям» Владимира Мономаха
Житие

Слайд 15Летописание
Каждый крупный город вел свою летопись.
Вражда между князьями приводила к тому,

что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет».

Страница из
летописи

Нестор


Летопись – погодная запись событий


Слайд 16 Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе»
«Житие Феодосия

Печерского»

Литература


Слайд 17 «Хождение игумена Даниила в святые места».
(1106-1108 гг)
Литература


Слайд 18Слово-торжественное - «Слово о Законе и Благодати», автор - первый киевский

митрополит Илларион
Слово-нравоучительное - «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Литература


Слайд 19Богослужебные книги
«Остромирово Евангелие»
Древнейший памятник русской письменности —
Остромирово Евангелие — было

написано по
заказу новгородского посадника Остромира.

Мстиславово Евангелие»

Слайд 20Летописи
Радзивилловская
Новгородская
Повесть временных лет

Ипатьевская
Лаврентьевская
Троицкая



Радзивилловская


Слайд 21Русская Правда


Первая редакция
Ярослав Мудрый


Слайд 22Устав Владимира Мономаха


1113 год
Владимир Мономах


Слайд 23 Письменность и грамотность
Грамотность была распространена не только среди знати , но

и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах.

Граффити


Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.


Слайд 24Берестяные грамоты
От Гостяты к Василю.
«Что мне дал отец и родичи

дали впридачу, то за ним.
А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость»

Слайд 25Зодчество и живопись.
Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о

24 городах в Киевской Руси.
Самый крупный из них – Киев.
Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра.


План Киева
в середине XII века.


Слайд 26Крестово-купольный стиль. Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник - 989-996г)

Архитектура


Слайд 27Десятинная церковь

Князь Владимир заложил Десятинную церковь


Слайд 30Архитектура


Слайд 31Золотые ворота в Киеве
Золотые ворота были главным въездом в Киев.
Это—

мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью

Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".


Слайд 32Софийский собор в Киеве. XI век.
Софийский собор в Киеве был построен

по образцу византийского.
В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

Реконструкция.


Слайд 33Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид


Слайд 34Софийский собор в Новгороде
В Новгороде, расположенном на севере страны,

втором по значению и величине городе Киевского государства, в 1052 построен собор Св.Софии.

Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича.

Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.


Слайд 35Георгиевский собор Юрьева монастыря. 1115-1119 г.
Великий Новгород


Слайд 36Церковь Спаса на Нередице,
(Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) — храм Преображения

Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.

Слайд 37Золотые ворота во Владимире.


Слайд 38Успенский собор во Владимире XII в.


Слайд 39 Успенский собор во Владимире
Построен в 1158 – 1160 г.г.
Перестроен в

1185 – 1189 г.г.
В интерьере храма использовались фрески XI – XII в.в. и фрески 1408 г. работы Андрея Рублева и Даниила Черного
В 1862 г. к собору была пристроена колокольня и придел Георгия

Слайд 41Церковь Покрова на Нерли 1165 г.


Слайд 42Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли близ Боголюба у слияния

рек Клязьма и Нерль, построенная в 1165 году, считается едва ли не прекраснейшей из всех белокаменных зданий

Слайд 43 Дмитриевский собор во Владимире

1194 – 1197 г.г.
Поставил его Всеволод Большое

Гнездо на своем дворе рядом с дворцом для себя и своей семьи. И посвящен он небесному покровителю князя – Дмитрию Солунскому

Слайд 44Дмитриевский собор во Владимире XII в.


Слайд 46Зодчество и живопись.
Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились

и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок.



Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Мозаики Софийского собора в Киеве


Слайд 47Живопись Древней Руси


Мозаика
Икона


Слайд 48Иконы, как правило писались на липовой доске
Специфика иконописного письма:
Фигуры изображались плоскими

и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива),
вневременное изображение,
фигуры не отбрасывают теней,
свечение вокруг головы в виде круга (нимб).

Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве

Иконопись


Слайд 49 Иконопись
Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними

иконами, либо иконописными подлинниками.



Канон – свод положений, норм, правил.
Мог быть “лицевым” и “словесным”

Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .


Слайд 50Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька

с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών — черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице)

Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века (ГТГ)


Слайд 51Храмовая живопись
Фреска
Мозаика
Икона


Слайд 52 Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку.
Фреска на южном

склоне большого свода Дмитровского собора во Владимире

Живопись


Слайд 53Икона. Владимирская
Богоматерь XII в.


Слайд 54 Миниатюра- красочная иллюстрация
Живопись


Слайд 55Художественное ремесло
Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное

место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

Гривна Владимира Мономаха


Слайд 56Художественное ремесло

Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных

колец.

Воин в доспехах

Сережка-подвеска ХІ-ХІІІ ст.

Шлем Ярослава Всеволодовича


Слайд 57Скань
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или

напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Слайд 58Перегородчатая эмаль
Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна

из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.

Слайд 60Развитие ремесла
Гончарное
Кузнечное
Ковка железа
Ювелирное


Слайд 61Деньги Древней Руси
Гривны
Деньга
Пулы
Копейка

Рубль
Полтина
Дирхема


Слайд 62 Дайте определение каждому.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика