Слайд 2Древний Китай
В данном разделе вы найдете информацию:
О костюме выбранного народа
О его
эстетическом идеале
О тканях, способах их носки и пр.
О причине выбора того или иного цвета
Слайд 3Идеал женской красоты
Маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Из-за этого девушки
подвергались практически пыткам – чтобы прекратить рост ноги, маленьким девочкам туго бинтовали стопу. Женщины не могли ходить сами, поэтому их носили слуги.
Длинные волосы, которые должны были быть уложены в затейливые прически
Зубы окрашивались в золотистый оттенок
Идеальные брови — изогнутые, яркие, тонкие. Брови часто сравнивали с полумесяцем или усиками мотылька
Слайд 4Глаза должны были быть продолговатыми, с приподнятыми внешними уголками. Лицо должно
быть продолговатым и сужающимся к подбородку. Пропорции идеального лица «пять глаз»: расстояние между глазами должно равняться длине глаза, лицо делится на вертикальные и горизонтальные сектора, в каждом из которых должно исполняться соответствие пропорций.
Ценилась светлая кожа. Однако она должна была иметь розоватый оттенок - гармония белого и красного.
Слайд 5Идеал мужской красоты
Особо красивыми считались у мужчин (и женщин) длинные ногти,
это был символ достоинства и богатства. За ногтями - «наперстки» из драгоценного металла или костициальные богато украшенные «наперстки» из драгоценного металла или кости.
Мужчины отращивали длинные волосы и заплетали их в косу.
Слайд 6Идеал мужской красоты
"Для мужчины идеал был, по нынешним понятиям, совершенно не
мужественный. То есть воины в Китае не ценились никогда. Ценились люди просвещенные, утонченные, была эпоха литературы и изящества, которое выражалось в слове прежде всего. Они ходили в свободных одеждах, которые мели пыль. Ездили на таких повозочках, на осликах, это все было нормально. И если при этом живот даже, ну, не совсем традиционный у китайского мужчины, -то это особенность танской династии. Только-только они стали строить нормальное государство – и стало модным объедаться и быть толстым. Кроме того, громадные животы были наследственной чертой императоров из дома Тан, и, естественно, все остальные за ними последовали и стали такие животы отращивать."
Слайд 7Ткани и цвета. Особенности быта
Древние китайцы носили по несколько одежд, так
как климат на севере был суровым, а на юге чередовались сильная жара и холод.
Китайцы умели изготовлять цветную шелковую ткань, тонкие ткани из конопли и хлопка.
Пеньковые и шелковые тканей были в ранние времена, позднее — хлопчатобумажные.
Слайд 8Мужской костюм
Нижняя одежда - штаны («ку») и рубаха. Штаны прятали под
длинной одеждой, считались неприличными. Они были широкими, с очень низким шагом, висели сзади мешком, подпоясывались кушаком. Носили китайцы штаны-ноговицы: отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок. Назывались они «таоку» — «чехол на штаны». От холода китайцев спасали стеганые штаны на вате и надетые сверху ноговицы на вате.
Верхняя наплечная одежда («и») - распашные двубортные или однобортные халаты и кофты. Верхняя одежда запахивалась на правую сторону и завязывалась. Считалось, что на левую сторону запахиваются только варвары. Рукава были широкими (средняя ширина рукава составляла 240 сантиметров). Во время работы рукава подвязывались специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.
Слайд 9Мужской костюм
Зимой китайцы носили сразу несколько халатов или одежду с подкладкой
— «дзяпао», а иногда надевали стеганое на вате платье — «мяньпао». В северном Китае от холода защищали шубы («цю») из козьего, собачьего или обезьяньего меха. Шубы для знати шились из меха соболя или лисы. Больше всего ценились шубы из каракуля.
Нижнюю часть туловища обертывали куском ткани «шан». Шан закреплялся на талии поясом — матерчатым («ню») или кожаным («гэдай»), а сбоку или сзади к нему прикрепляли «шоу» — цветные шнуры с нефритовыми украшениями, связанные в сетку. К поясу подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу и декоративные нефритовые подвески — «пэйюй».
Слайд 10Мужской костюм
Костюм из верхней плечевой одежды («и») и верхней поясной одежды
(«шан») назывался «ишан». Спереди на ишан надевался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений.
Форма, цвет, орнамент древнего китайского костюма были символичны. Верхняя его часть («и»), красно-черная, считалась мужской (символ Отца-Неба), нижняя («шан»), желтая, — женской (символ Матери-Земли).
Позднее структура одежды упростилась, и на смену платью пришел однотонный халат. Император носил халат желтого цвета, что символизировало его власть над землей.
Мужские кофты и халаты часто украшались иероглифами «долголетие». Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей: слова «летучая мышь» и «счастье» в китайском языке звучат одинаково.
Слайд 11Женский костюм
Женщины носили длинные рубахи и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней
одеждой. Верхний костюм «ишан» был подобен мужскому.
В эпоху Тан китаянки переоделись в кофты и юбки, похожие на европейские. На бедрах этих юбок были треугольные вырезы, через которые была видна ткань кофты.
Женские наряды отличались от мужских красотой вышитых цветных узоров. Узоры заключались в круги — «туань». Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона — весну, лотоса — лето и солнце, хризантемы — осень. Распространенным было изображение бабочки — символа семейного счастья. Супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок. "Туани" могли быть сюжетными: в них вышивали девушек и юношей, стариков и младенцев, изящные павильоны, сценки, иллюстрирующие знаменитые литературные произведения.
Слайд 12На женщине:
нижняя одежда с вышивкой и шелковая верхняя куртка
На мужчине:
нижний халат с разрезами и верхний с вышивкой, пояс с бахромой
Слайд 13На женщине:
шелковый верхний халат с накладным воротником
На мужчине:
двойная одежда
с накладным вышитым воротником и отличительным знаком бицзи
Слайд 14Прически и гловные уборы
Волосы не стригли, а собирали их в
тугой узел — «цзы» — и укладывали на темени, закрепляя шпилькой. Надо лбом, на висках и на затылке волосы были тщательно приглажены.
После захвата Китая маньчжурами всех китайских мужчин заставили брить переднюю часть головы, а остальные волосы заплетать на затылке в косу. Эта прическа стала своеобразным символом угнетения китайского народа, поэтому участники восстаний срезали косу.
В основе всех женских причесок лежал узел. Прически укладывали из прямых волос с несколькими проборами, симметричными волосяными петлями, валиками. Чтобы волосяные петли хорошо держались, их смазывали клейкими составами и наматывали на бархатные валики. 2-3 пучка в прическах закреплялись на темени или на затылке. С висков волосы зачесывались наверх, а лоб обрамляла короткая редкая челка. Были и другие варианты женских причесок, без челки, со спускающимися с висков длинными прямыми прядями, с прикрепленными парными украшениями.
Слайд 15Прически и головные уборы
Знатные дамы носили парики
Головные уборы мужчин были
разнообразными. Голова всегда должна быть покрыта.
Несовершеннолетние юноши носили маленькие металлические колпачки. У знатных – золотые с драгоценными камнями.
Китайский император носил головной убор, который назывался «мянь».
Невесте перед свадьбой волосы заплетали в косу или скручивали в жгут и укрепляли на темени двумя большими шпильками крест-накрест. Во время венчания у невесты на лбу выстригали прямую челку, а на висках волосы срезали под углом.
Китайские женщины головные уборы не носили. Только на свадьбу и в самых торжественных случаях они надевали сложный головной убор — «фэнгуань».