Слайд 1История магии
выполнила студентка 201 группы
Лечебного факультета АГМУ
Доронина Д.К.
Слайд 2Магия. Введение
Ма́гия (лат. magia, от греч. μαγεία) — понятие, используемое для
описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие (обряд) или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.
Слайд 3Введение
В основе магии всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в
способность
человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир. Оккультные науки представляют собой целостную сферу мировой культуры. На протяжении не менее чем пяти тысячелетий она развивалась по собственным законам, находясь в едином контексте с иными областями интеллектуальной рефлексии человечества. Нужно напоминать о том, что научная химия не могла
бы возникнуть, не будь алхимии; что астрономия была не возможна без
астрологии; что в оболочке оккультизма зародилась некогда психология.
Слайд 5Классификация магии (по Новикову)
В советском религиоведении приёмы, используемые в магии различались
по нескольким признакам:
По степени сложности
индивидуальное магическое действие;
индивидуальный/групповой магический обряд;
коллективная магическая церемония;
по целевому назначению
вредоносная магия (чёрная и злая) — причиняющая вред определённому лицу или нескольким лицам («навести порчу на ребёнка», «наслать моровое поветрие»);
военная магия — пляски, заколдовывание оружия;
любовная магия — приворот («привораживание»)/ отворот («отвораживание»);
лечебная магия — заклинания, молитвы, снадобья;
промысловая магия — заклинание оружия и охотничьих ловушек;
метеорологическая магия — обряды и церемонии связанные с влиянием на погоду (вызывание дождя).
Некоторые исследователи отдельно выделяют вербальную магию (магию слова) — разного рода заклинания, молитвы и т. д.
Слайд 6Классификация магии (по Токареву)
Он разделил все магические обряды на шесть типов,
рассматривая их со стороны «механизма действия»:
Контактная магия — магическая сила передаётся или придаётся человеку путём непосредственного взаимодействия с носителем магической силы, например, ношениеталисманов, употребление магических снадобий.
Инициальная (инцепционная, трансмиссивная) магия — при магической манипуляции производится только начало желаемого действия, а окончание же его возлагается на магическую силу; например, австралийский колдун, желая поразить врага из соседнего племени, производит такую процедуру: он направляет заострённую палочку в сторону врага и шепчет при этом проклятия, считая, что после этого враг будет поражён либо смертью, либо мучительной болезнью.
Имитативная (симильная) магия основана на принципе «подобное производит подобное». Так, для того, чтобы причинить вред своему врагу, колдун колет острыми предметами рисунок человеческой фигуры или куклу. По принципу подобия вред, приносимый изображению или кукле, должен перенестись на обидчика. Другой любопытный пример этого рода магии — помощь при родах. В этом случае шаман изображает роженицу, привязывая к себе камень. По убеждению, удачно прошедшее «представление» родов шаманом должно по принципу подобия сделать настоящие роды так же удачными.
Контагиозная (парциальная) магия основана на том, что вещи, раз пришедшие в соприкосновение, сохраняют связь на расстоянии. Примером этой магии может быть использование крови, ногтей, зубов, волос в колдовстве разного рода.
Апотропетическая (отгоняющая) магия должна помочь отпугнуть враждебные силы, укрыться от них с помощью амулетов, оберегов, ритуальных звуков, огня, магических кругов и т.п.
Катартическая магия — очищение тела или жилища от проникших туда злых влияний посредством ритуального окуривания или омовения, поста, приёма снадобий и т.д.
В некоторых обрядах может сочетаться несколько принципов воздействия, поэтому их можно отнести к смешанным типам.
Токарев считал вербальную магию (магию слова) не особым и самостоятельным типом, а лишь «словесным аккомпонементом к совершаемому колдовскому действию».
Слайд 7Магические практики и традиции
Алхимия
Вуду
Гадания о будущем:
Астрология
Мантика
Мартинизм
Некромантия
Спиритизм
Церемониальная магия
Гоетия
Енохианская магия
Теургия
Шаманизм
Нью-Эйдж
Слайд 8Алхимия
Алхимия — средневековое мистическое учение, являвшееся предшественником современной научной химии, направленное
на поиски «философского камня», который должен был служить чудодейственным средством для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней.
Слайд 9Вуду
Вуду — древняя синкретическая религиозная система. Религия Вуду характеризуется бесчисленным количеством
разнообразных божеств, принесением им в жертву животных и полным овладением над душой человека.
Слайд 10Астрология
Астрология — возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел
на небесной сфере и относительно друг друга.
Слайд 11Мантика
Мантика — гадания в Древней Греции и Риме, которые проводились с
целью установления воли богов на основании предзнаменований. Способы гадания в античности были многообразны — посредством снов, по полету птиц, по огню, по строению человеческого тела, по «показаниям покойника», по небесным явлениям и расположению светил, по внутренностям животных, по строению руки и т. д.
Слайд 12Спиритизм
Спиритизм — вера в возможность непосредственного общения с душами умерших, которые
могут вступать в контакты с живыми через специальных лиц —медиумов, одаренных особой таинственной силой
Слайд 13Гоетия
Гоетия — средневековая магическая традиция вызывания демонов и составления талисманов.
(демонология)
Слайд 14Енохианская магия
Енохианская магия — система церемониальной магии, основанная на вызывании и
подчинении различных духов.
Слайд 15Теургия
Теургия — «искусство» воздействовать на божества, духов, демонов при помощи определённых
церемониалов. Зародилось в рамках неоплатонизма.
Слайд 16Шаманизм
Шаманизм — комплекс представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия
с потусторонним миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман
Слайд 17Нью-Эйдж
Нью-Эйдж (некоторые направления) — различные мистических течения и движения, в основном,
оккультного, эзотерического и синкретического характера
Слайд 18История магии
I.Первобытный период
В ранних формах общества магия ещё не была отделена
от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.
Слайд 20II. Магия Древнего Египта
Египетская магия, возникнув в додинастические времена, стала основой
религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны, ею пользовались во благо живых и мертвых, с другой - она являлась орудием тайных заговоров и призвана была наносить вред тем против кого она применялась.
Древняя египетская магия была тесно связана с религией и с медициной, каждый из которых был неотъемлемым фактором в другом. Медицинские предписания охватывают молитвы богам и магические слова и действия, выполняемые над пациентом, а также лекарства. Египетские магия работала за счет использования трех элементов, а именно: слова, действия и материала. Действия были очень важным элементом, так как они служили, чтобы использовать и управлять магической энергией. Такие действия включают завязывания узлов, кружения, плевки, глотание, восклицания, и определенные жесты, что используются в качестве средства защиты.
Слайд 21Магия Древнего Египта
Ингредиенты, используемые в магии были различны, в том
числе молоко, вода, чеснок, кровь, сперма и моча. Кровь и сперма используется в любовных зельях, а кровь и пот использовали в заклинаниях, чтобы увеличить мощность мага. Амулеты были призваны защищать тело живого или умершего человека от гибельных воздействий и нападений видимых или невидимых врагов. В древнейшие времена при надевании амулета на человека или при помещении его на тело умершего произносились особые заклинания. Так как пользоваться силой молитв или магических слов мог только специально обученный жрец, то вскоре слова стали вырезать на амулете, придавая тем самым двойную силу. «Слова власти» так же могли быть написанными и на папирусе, который клался вместе с амулетом на умершего, и имел своей целью подчинение богов власти умершего, чтобы он мог заставить их исполнить его волю. Магия речи, на протяжении тысячелетий использующая в погребальном обряде и зафиксированная в "Книге мертвых", отражает то значение, которой придавалось слову в религиозных представлениях древних египтян. Особой магической силой было наделено имя-Рин человека, духа или божества, являющееся сокровенной частью его сущности.
Слайд 22Магия Древнего Египта
Страница из древнеегипетской “Книги мертвых”
Слайд 23Магия Древнего Египта
Ритуальные сосуды для органов
Слайд 24Для Рима гадания стали основой государственной жизни. По одной легенде во
время правления Тарквиния Гордого малоазиатский оракул был перенесен из Рима в город Кум, и таким образом популярная в ту эпоху камская предсказательница (или как её ещё называют - прорицательница) Сивилла привезла с собой великие "Сивиллиные книги", которые хранили в себе тайны всевозможных пророчеств. После появления этих книг в Риме они стали основой для государственного гадания. Но все римские гадания проводили только специализированные коллегии жрецов и жриц, имеющих определённые навыки и знания.
В Риме и Греции гадания обладали огромным влиянием на все сферы жизни. Жрецы, предсказатели и прорицатели пользовались большой властью, поэтому прикладывали все силы, чтобы сохранить традиции суеверной культуры. А после официального принятия христианства гадания, прорицания, а также и предсказания стали осуждаться государственной властью и подвергаться запретам церкви. Гадание перестало быть священным явлением и перешло в разряд грешных дел.
III. Магия античности
Слайд 25Древние римляне активно практиковали привороты и порчи, изготавливали талисманы на удачу
и знали множество заклинаний
III. Магия античности
Слайд 26IV. Магия средневековой Европы
Магия Средневековья, вероятно, наиболее известна в контексте церковной
борьбы с ней, проводимой инквизицией. Так, в начале XVI столетия эдиктом Великого инквизитора Альфонсо Манрикеса любой католик обязан донести инквизиции на всякого человека, который имеет духов-помощников, заклинает демонов любыми словами или магическими кругами, применяет астрологию для предсказаний будущего, владеет зеркалами или кольцами для заклинания духов, гримуарами или другими книгами по магии.
После того, как немало арабских философских текстов были переведены на латынь, которая была достаточно популярна в XII и XIII веках, появилось несколько текстов, обладающих магической направленностью, включая работы по астрологии, алхимии и магии, в которой задействуются образы. В связи с появлением подобных интересов в обществе, также появились классификации или схемы познания, тоже имеющие свой исток в арабских источниках, и в эти классификации, помимо стандартных областей знания, были включены и магические искусства.
Слайд 28V. XVIII-XIX века
В более поздние века, 18-19, низшие слои населения (мелкие
ремесленники, мещане, крестьяне) пополняли знания и повышали свое образование из суеверных книг. Особой популярностью в 18 веке пользовался «Брюсов календарь», который был первый раз напечатан в 1907 году. В этом календаре наряду с календарными сведениями были таблицы и системы для предсказаний по звездам. В эти же века огромной популярностью стали пользоваться сонники - толкования сновидений, например, Задеки Мартына, который был даже упомянут в «Евгении Онегине».
В более образованном обществе гадания превращались в светскую забаву, в салонное развлечение. Подробно с этим позволит ознакомиться французская книга, изданная Бобринским по рукописи по рукописи 15 века. Такой была судьба многих гаданий. От серьёзного, хотя и чаще всего наивного стремления познать судьбу к культурному развлечению, игре.
Слайд 30Магия длительное время рассматривается как архаичное мировоззрение, форма иррациональной веры, лишённой
внутренней духовной ценности религии или рациональной логики науки. Религия, согласно мнению известного антрополога Эдуарда Тайлора, включает непосредственные личные отношения между людьми и духовными силами; в наивысшей форме религиозности — это отношения с индивидуальной, самосознающей всемогущей духовной сущностью. Магия, с другой стороны, характеризуется как внешняя, безличная и механистичная, основанная на технических актах волеизъявления. Маг желает манипулировать сверхъестественными силами, в то время как религиозный человек в молитве лишь просит высшие силы; это различие было исследовано Брониславом Малиновским в его работе о жителях островов Тробриан. Более того, согласно Эмилю Дюркгейму, религия — общественна, коммунальна, поскольку её последователи, связанные общей верой, формируют религиозную организацию. Магия, напротив, не даёт постоянных взаимоотношений между своими последоватетелями, лишь временно связывая магов с людьми, которым они предоставляют свои услуги.
Магия и религия
Слайд 31В советском религиоведении считалось, что «магия является составной частью и всех
современных религий». Современные религиоведы используют более нейтральную формулировку, указывая, что «культовая практика исторических религий включила в себя в качестве составного элемента традиции всех типов магии, переосмыслив их при этом в духе собственного вероучения и подчинив их своим задачам».
Магия и религия (2)