Слайд 1Искусство Ислама
Архитектура
Арабески
Каллиграфия
Слайд 2Исламское арабское искусство
Исламское арабское искусство – искусство, созданное народами обширного региона:
от Испании и Украины до Мали и Китая в период средневековья на основе различных культурных традиций и принципов ислама.
Включение в состав Арабского халифата огромных территорий от Пиренейского полуострова и Северной Африки на западе и до Инда и Сырдарьи на востоке, завоеванных арабами-мусульманами в 7–8 вв., стало важным историческим событием раннего средневековья. Выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы в ходе завоеваний, столкнулись с культурой соседних стран. В результате традиции античной Греции и Рима, Византии соединились в арабском халифате с иранской культурой эпохи Сасанидов, раннехристианской культурой коптов Египта и доисламской культурой арабов. Такой синтез породил новые творческие идеи, реализованные практически во всех сферах жизни: поэзии, философии, истории и историографии, медицине и фармацевтике, математике, астрономии, географии и различных видах искусства.
Искусство мусульманских стран отличалось новаторской самобытностью, что было связано с этнической культурой. Однако исламизация, охватившая все пространство, выработала общие принципы, которые стали обязательными для всех уголков мусульманского мира.
Слайд 3Стили
исламской
архитектуры
Основные архитектурные стили:
Египетско-сирийский;
Персидско-среднеазиатский;
Оттоманский;
Индийский;
Магриба.
Слайд 4Мечеть
главным видом культового сооружения Ислама стала мечеть –пространство для молитвы Богу,
место собрания единоверцев, их приобщения к религиозному знанию.
пространство для молящихся,
михраб, то есть небольшая ниша или особая отметка на стене с той стороны, которая обращена к Мекке,
кафедра для чтения Корана, молитв и поучений (минбар),
просторный двор, окружённый крытыми галереями, в которых пришедшие на молитву могли бы отдыхать и укрываться от зноя,
водоём или фонтан для омовений, предписанных пророком,
один, два или несколько минаретов — высоких башен с балконом, откуда муэдзин призывает правоверных на молитву.[
Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры. Она представляла собой широкий двор, обнесённый стеной; с северной стороны (обращённой к Иерусалиму) для защиты верующих от солнца он был покрыт кровлей, укреплённой на пальмовых стволах. После того как исламу покорилась Мекка, в мечетях создавали нишу, указывающую направление на Мекку
Слайд 5Традиционная архитектоника мечети.
Слайд 6Основные типы минаретов
Минарет «маяк» — башня при мечети, с которой — муэдзин — созывает мусульман
на молитву. От размера мечети зависит количество минаретов: может быть два и более. Внутри минаретов располагаются винтовые лестницы. По ним призывающий на молитву человек поднимается на балкон (шараф), который находится на вершине минарета. В зависимости от высоты, минареты имеют один, два или три балкона.
Минареты мечетей в различных мусульманских странах отличаются своей конфигурацией. Это объясняется архитектурным стилем. Например, минареты мечетей в Иране и Ираке, как правило, имеют один шараф, круглое поперечное сечение и купола в форме шлема. А минареты в Турции обладают узким круглым поперечным сечением, конусообразным наконечником. Минареты же в странах Северной Африки в поперечном сечении квадратные. В минаретах, которые возводятся в последнее время в Европе, предпочтение отдается модернистскому стилю.
Самый высокий минарет в мире находится в Марокко, в городе Касабланка. Высота минарета, которая построена на берегу Атлантического океана и названа в честь марокканского короля II Хасана, имеет прямоугольное сечение и достигает высоты в 200 метров. У
1.Минарет Саммары
2.Минареты Магриба.
3. Турецкие.
4. Египетские.
5. Индийские.
6. Северная Африка . Оттоманская империя.
Слайд 7Минареты. Аль Хаким Каир. Бухара
Слайд 9Фонтаны и бассейны
для омовения
Слайд 10Айваны— в исламской архитектуре обозначает сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое
стеной и открытое с четвёртой стороны. Айваном могут называться:
Большой сводчатый зал, открывающийся во внутренний дворик и служивший приёмным залом во дворцах или культовых сооружениях;
Терраса с плоским покрытием, поддерживаемым колоннами или столбами, в среднеазиатских жилищах,мечетяхи других сооружениях.
Слайд 11Михраб - полукруглая, многогранная,
реже прямоугольная в плане
молитвенная ниша в мечети,
в стене, обращённой к Мекке
(в ранних мечетях к Иерусалиму).
Михраб в Каире.
Михраб в Айя –Софии.
Слайд 12Михраб завершается
полукуполом, украшается орнамент,
резьбой, инкрустацией.
Слайд 13Мукарны мечети Шаха.
Мукарны сталактиты Сотовый свод или мукарны - характерный элемент
традиционной арабской и персидской архитектуры
Слайд 15Исламский орнамент. Арабески.
Важной особенностью мусульманского искусства является отсутствие разделения на светское
и религиозное. Ведь ислам охватывает все сферы жизни. Вот почему исламский орнамент помимо мечетей можно встретить и на предметах быта или одежде. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы На некоторых старых изданиях Корана встречалось даже изображение птиц.
Различают два вида мусульманского орнамента. Первый – геометрический – гирих. Он состоит из ясных линий, сеток, узлов, прямоугольных фигур
Второй – растительный – ислими. Листья, цветы, стебли и т.п.
Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде.
Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться, когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют упругие мелкие сплетения растительных завитков. так назвали европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на основе точного математического расчёта. Арабеска построена на повторении и умножении одного или нескольких элементов узора — геометрических фигур, растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Такой орнамент фактически исключает фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». Рисунок арабески по ритму созвучен арабской классической поэзии и музыке и согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся ткани Вселенной».
Слайд 16Различают два вида мусульманского орнамента. Первый – геометрический – гирих. Он
состоит из ясных линий, сеток, узлов, прямоугольных фигур.4,5, 8.
Слайд 17Гирих– узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные
и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании. 4
Слайд 19Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали.
Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов.
Слайд 2299 имен Аллаха. Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда. Самарканд
Сначала был стиль «хиджази», в
котором ещё есть стиль клинописного письма с прямыми углами. Так же Ранний почерк – куфи, у негопрямолинейные, геометризованные буквы, был канонизирован как почерк, которым пишутся заглавия сур Корана. В конце VIII–IX вв. стал известен почерк насх ("переписка"). Позднее он вошел в число шести стилей классического арабского письма, наряду с другими пятью почерками. Мухаккак ("правильный") имел выразительные и четкие буквы, а райхани ("базиликовый") – был изыскан, как нежный аромат цветущего базилика. У сульса ("одна треть") криволинейные и прямолинейные элементы.
Слайд 23Басмала, исполненная
куфийским стилем, IX век.
Куфи (или куфический) известен
своими пропорциональными
размерами,
угловатостью и квадратностью.
Су́льс — стиль арабской каллиграфии
с округлыми и переплетающимися
формами букв.
Слайд 24Дивани - означало правительственную канцелярию. Для написания приказов правителя, государственной переписки,
официальных писем был разработан стиль, отличающийся особой помпезностью. В нем буквы изящно изгибаются, появились свешивающиеся отростки и узоры. Дивани отличается сложностью линий внутри букв и близким расположением букв внутри слов.
Мухаккак ("правильный") имел выразительные и четкие буквы
Слайд 25Насх - Басмалла.
Рика» - «маленький листок». Для экономии места на
бумаге, каллиграфы создали стиль, позволяющий писать сжато, но сохраняя быстроту письма. Рика был разработан на основе стилей насх и сульс. Он считается самым лёгким из почерков и простым в употреблении, поэтому широко используется в быту, особенно - для быстрого письма.
Слайд 27Шаха́да — свидетельство о вере в Единого Бога (Аллаха) и посланническую миссию пророка Мухаммеда
Āшхаду’ ан лā илāха илла Ллāху ва а́шхаду а́нна Мух̣а́ммадан Расȳлу-Ллāхи. Куфическая шиитская шахада в мечети Абдуссамада Исфахани
Слайд 28Тугра – персональный знак правителя
(султана, халифа, хана), содержащий его имя
и титул
Тугра знаменитого султана
Сулеймана I Великолепного.
Тугра султана Мехмеда
Слайд 30Гульзар был введен Сафади в исламскую каллиграфию как техника заполнения пространства внутри
достаточно больших букв разнообразными орнаментальными приёмами, включая цветочные мотивы, геометрические образцы, сцены охоты, портреты, маленькие надписи и другие изображения. Гульзар часто используется в сложной каллиграфии, где он также окружается декоративными деталями и каллиграфическими группами. Марайя или мутханна – техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально отражает композицию справа.
Слайд 36Минарет в Самарре.
Минарет одной из самых старых мечетей арабского мира,
не сохранившейся до наших дней
Мутаваккиль «Мальвийа»
«закрученный» – в Самарре,
представляет собой усеченный конус,
вокруг которого идет спиралевидный пандус.
Слайд 37Мечеть Омара в Иерусалиме относится к важнейшим произведениям первоначального исламского зодчества
Она построенав 688—692 годах на месте, где когда-то стоял храм Соломона. Здание стоит посреди широкого двора, обнесённого крытыми галереями. В плане оно представляет правильный восьмиугольник.
Слайд 38Мечеть Хасана в Каире. Причудливая орнаментация стен арабесками, надписями и мозаикой,
портал с полукупольным сводом, опирающимся на т. н. сталактиты, а также внушительные размеры этой мечети делают её одним из выдающихся памятников арабской архитектуры.
Слайд 39Кафедра и михраб мечети султана Хасана.
Слайд 40Аль Азхар. Каир.
Минареты.
Внутренний двор.
Слайд 42Большая Мечеть Омейядов в Дамаске
одна из крупнейших и старейших мечетей в мире.
Это
представляет собой огромный комплекс.
Она отделена от шумного города мощными стенами.
Внутренний двор вымощенный черно-белыми
полированными плитами и окруженный колоннадой
имеет форму прямоугольника
длиной 125 и шириной 50 метров.
В него ведут четверо ворот.
С трех сторон двор окружает сводчатая галерея,
с четвёртой стороны находится молельный зал.
Слайд 43Персидский стиль.
Мечеть Имама в Исфахане.
Слайд 44Хива.
Среднеазиатский подстиль.
Комплекс цитадели Ичан-Кала.
Хивинские минареты очень заметно сужаются
от
основания к вершине,
не расширяясь даже на уровне площадки.
Они похожи на старые фабричные трубы
Слайд 45Хива.
Среднеазиатский подстиль. Минарет Кальта- Минар при медресе Мухаммад Амин-хана.
Слайд 46Большой бухарский минарет
или минарет Калян.
. Бухарские минареты похожи на
домонгольский Калян
- плавно сужаются,
в конце расширяясь большой площадкой под "фонарём",
и так же украшены кирпичным узорами. Верхушки бухарских
минаретов напоминают тюбетейки.
Слайд 47Мавзолей Саманидов.
Медресе Абдулла-хана (1588-1590 гг).
Слайд 48 Самарканд. Старо-самаркандские минареты
- почти цилиндрические
и без площадки как
таковой; новые - цилиндричские,
с куполом, с украшенными
(где-то облицовкой, где-то фигурным кирпичом) стенами
и всегда очень маленькие.
Гур-Эмир - мавзолей
Тамерлана.
Слайд 49Гур-Эмир - мавзолей
Тамерлана.
Самарканд
Слайд 50Эль Регистан в Самарканде
Регистан (место покрытое песком) — площадь в центре Самарканда. «Регистаном» называли
главные площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV—XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека, медресе Шердор и медресе Тилля-Кари . Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города.
Слайд 51Медресе Улугбека
и медресе Тилля-Кари
Слайд 52Мехраб и купол
медресе Тилля-Кари
Слайд 53Внутренний двор медресе Улугбека
и купол медресе Шердор
Слайд 56Айван Большой мечети в Бухаре
и медресе Шердор в Самарканде
Слайд 57Минарет Кутуб-минар в Дели.
Комплекс мечети Кувват аль-Ислам
Слайд 61Мечеть 4 минаретов в Хайдерабаде
Слайд 62Айя София.
Вначале христианский
собор,
а позже – мечеть.
Образец для
большинства оттоманских мечетей.
Слайд 63Мечеть Сулеймание.
Стамбул.
Считается,
что четыре минарета являются символом того,
что
Сулейман Кануни
был четвертым султаном после завоевания
турками-османами Константинополя,
а десять в общей сложности балкончиков
символизируют, что он был десятым султаном
с момента образования Османского государства.
Слайд 64Оттоманский стиль.
Голубая мечеть в Стамбуле
Слайд 71Кордоба. Мескита. Мехраб и Распятие.
Слайд 72Альгамбра. Дворцовый комплекс эмиров Гранады.
Слайд 74Альгамбра. «Миртовый дворик», декорированный вечнозелеными миртовыми шпалерами.
Слайд 81 Мечеть ХассанаII в Касабланке.
Марокко.
Джиральда.
Минарет мечети,
а ныне башня
кафедрального собора
в Севилье.
Слайд 82Минареты мечетей
в Фесе - Марокко и Испании.
Слайд 84Африканский малийский стиль.
Мечети построены
из необожженной глины.
Большая мечеть в
Дженне.