Слайд 1Христианская политическая и правовая мысль Европы.
Раннее христианство
Учение Августина о «двух
градах», концепция естественного права.
Учение Фомы Аквинского о праве и государстве, виды законов,
учение о формах правления.
Учение Марсилия Падуанского о праве и государстве.
Слайд 2Раннее христианство
Христианство возникает в I в. н.э. в
римской провинции Иудее. В Риме кризис, восстания провинций. В 60-х гг. идет тяжелая иудейская война. В самом Риме – упадок нравов, разложение, моральная опустошенность. Старые боги уже не играют той роли, что раньше. Множество религиозных сект, большинство из которых пришли с Востока. Христианство – секта, зародившаяся внутри иудейской религии.
Иудаизм – первая последовательно монотеистическая религия. Возникла более 3 тысяч лет назад. Священные тексты иудаизма – Библия – создавалась с XII по II вв. до н.э. В процессе формирования и трансформировалось содержание религии. Суровые традиции древних племен с жертвоприношениями, насилием и жестокостью и черты нового в духовной и нравственной сферах подготовили почву для христианства. Индуизм носил племенной характер, был религией одного народа, считавшего себя избранным.
Согласно Библии, история целенаправленна, суть ее в движении к своей высшей точке, к установлению Царства Божьего на Земле. Оно приведет к вознаграждению за добрые дела, к воскрешению праведников.
Для иудейско-христианской традиции характерно понимание истории как поступательного движения. Иудеи верили в пришествие мессии – спасителя, ниспосланного для установления справедливости. Ветхий завет содержал предсказание, что мессия должен происходить из рода царя Давида.
Иисус Христос – Христос по-гречески – мессия – для своих последователей. Правоверные иудеи придали его суду и не приняли. Как следствие, христианство выделилось в самостоятельную религию.
Слайд 3Источники суждений о политической мысли нового Христианства: Библия – Ветхий Завет
и Новый Завет Иисуса Христа, не признаваемый иудеями.
Новый Завет – состоит из 4-х Евангелий (Матфея, Луки, Марка и Иоанна), Деяний апостолов, 21 послания апостолов и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Это самая ранняя по времени написания часть Нового Завета – 60 гг. I в. н.э. Остальные канонические тексты сложились в период от середины I в. до середины II в. н.э.
Христианство – результат глубокой неудовлетворенности состоянием общества, которая особо остро ощущалась на периферии Римской Империи. Иисус призывает отрешиться от всех ценностей – от власти, богатства, наслаждений, славы, обещает спасение души. В его проповеди аскетизма, смирения, при всей ее аполитичности содержалось скрытое осуждение иудейско-римской действительности.
Христиане не одобряют рабства. В Послании апостола Павла говориться, что нет ни раба, ни свободного. В Послании Павла к Галатам – «нет уже иудея, нет язычника, нет раба, нет свободного, нет мужского пола, ни женского, ибо все вы во Христе и Иисусе»
Ранние христиане осуждают богатство, связывая его с угнетением бедных. Иаков: «Не богатые ли притесняют вас и не они ли влекут вас в суды»? Стяжательство объявляется несовместимым с верой в Бога: «нельзя служить Богу и мамоне», «удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие». И наоборот: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие».
Слайд 4Ранние христиане жили общинами, вели образ жизни прямо противоположный римскому. Павел
к фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ест». В послании к коринфянам: «каждый получает по своему труду».
У ранних христиан существовала общность имущества. Эти принципы – общность имущества, обязанность трудиться, распределение по труду или по потребностям – позволяют говорить о христианском коммунизме. Особенности его в том, что он не замкнут в религиозных общинах, не является всеобщим правилом, носит потребительский и распределительный характер.
Христианство находилось в оппозиции к режиму, оно воспринималось властями враждебно, т.к. не бросая прямого вызова ему, христианство подтачивало его основы. В Риме, как и в Греции, государство сливалось с обществом, регулировало все стороны жизни человека. Религия была государственным делом, а христианство возникло как негосударственная религия. Оно провозгласило, что есть сферы, неподвластные государству, выходящие за рамки его полномочий. Культ впервые отходил от власти, а индивид отгораживал себе участок, в котором он считал себя свободным от контроля государства.
Христианство космополитично. Павел: «нет ни эллина, ни иудея, все равны во Христе».
Замкнутость первых христиан, их самостоятельность, неучастие в официальном культе вызвали раздражение, подозрительность и преследование.
Христиан обвиняли в анархизме, в подрыве империи, хотя это было справедливо лишь по отношению к немногочисленным сектам, например, гностикам, объявившим, что Иисус сделал всех свободными. У веры появились свои мученики, а как правильно заметил историк инквизиции Ли, «гонимая церковь всегда сохраняет праведность».
Слайд 5Время шло, общины обрастали хозяйством, святых заменили чиновники. Складывается иерархия и
централизованная администрация, у церкви появляются мирские интересы. Начинается вырождение церкви.
Главной задачей становиться расширение влияния. Крайние секты, требующие неповиновения властям, отвергаются. Появляется апологетическая литература, которая доказывает: христиане – лояльные граждане, ведь в Евангелии от Матфея сказано: «Воздай Богу богово, а кесарю – кесарево».
Принцип покорности властям четко выражен в апостольских посланиях. Первое послание Петра: «Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа… ибо такова есть воля Божья». Во втором послании Петр угрожает карами в день Страшного Суда тем, которые презирают начальство, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших.
Павел в Послании к римлянам дает знаменитую формулу: «Всякая дума да будет покорна внешним властям, ибо нет власти не от бога, существующие власти от бога установлены. Посему, противящиеся властям противятся божьему установлению».
Это положение стало для христианства основополагающим и открыло ему путь сначала для легитимизации наряду с другими религиями, а затем и к превращению в господствующую религию.
Возник союз трона и алтаря. Гонимая церковь стала господствующей, это пагубно сказалось на ней. Высокая нравственность уступает место расчету и корысти.
Христиане, сами преследуемые ранее, начинают преследовать еретиков. Выигрыш, который давало обособление церкви от государства в плане свободы личности, был утрачен.
Слайд 6Доктрина Двух мечей
Исходит из дуализма человеческой природы. Человек обладает бренным телом
и бессмертной душой. Тело подчиняется светской власти, душа – небесной, церковной. В идеале обе власти равны, но слабость королевской власти подталкивает папство к борьбе за гегемонию. Выдвигаются два аргумента: 1) вечная, загробная жизнь важнее земной, значит и духовная власть выше светской; 2) Церковь, папство – символ единства христианского мира, церковь как душа объединила всех христиан, княжества и царства.
Следовательно, папа – верховная власть на Земле, над императорами и князьями.
Слайд 7Христианство выдвинуло ряд новых идей, не известных ранее и создающих условия
для развития общества.
Отделение светской власти от мирской означало, что личность не принадлежит всецело государству. Сфера автономии раз возникнув, продолжала расширятся.
Выдвинуло проблему политической обязанности – следует ли подчиняться распоряжением власти, если они несправедливы?! Большинство христианских богословов склоняется к повиновению, но если повеление противоречит вере, оно не связывает христианина. В разделении властей заложена основа сопротивления.
Христианская идеология оправдывает тираноубийство.
Христианство содействует гуманизации политической мысли, выдвигает идеи нравственной ответственности, милосердия.
Провозглашается равенство всех людей, независимо от этнической происхождения и социального положения, уважение к физическому труду также связано с христианством.
Христианству свойственно пренебрежение к проблемам этого мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души.
Позитивные тенденции христианства были ослаблены его перерождением, альянсом со светской властью. Практика церкви имела мало общего с христианским идеалом. Церковь запятнала себя корыстью, жестокостью, нетерпимостью, беспринципностью, вмешательством в мирские дела.
Слайд 8Учение Августина о «двух городах», его концепция естественного права.
Аврелий Августин
(354 –
430)
Ранний период христианства, один из отцов церкви. Стоит между античностью и средневековьем. Отец – римский патриций-язычник. Мать – христианка. Впитал римскую и христианскую традиции, отличался образованностью, освоил греческую и римскую философию. Особенно на него повлиял Платон. В 387 г. крестился. В 395 г. стал епископом Гиппона.
Труды:«О граде Божием»,«Исповедь»,«Христианская наука»,«О свободной воле»
Слайд 9Учение Августина «О двух городах»
(«О граде Божием»).
Мировоззрение Августина основано на христианской
мистике и мифологии. История человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, который Богу известен, а людям – нет.
Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, «Град Земной» - результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество. На нем лежит печать предопределения. Греховный Земной Град рушиться. Падение Рима тому сигнал.
Но гибель Рима – это не конец истории. «Град Божий» - условное, символическое обозначение общины праведников, следующих не земным, а божественным установлениям.
Церковь, «предызбрание небесного Града».
Всегда существовало два града. В одном люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу. Во втором – по духу, здесь любовь к Богу доведена до презрения к
Слайд 10Концепция естественного права Августина Блаженного.
Считает, что государство возникло в ходе естественной
эволюции, но эти процессы обусловлены божественной волей. Природа сначала толкает людей в семьи, а потом в государство для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Стремление к общественному объединению приводит к «общественному договору». С общественным договором связывает и появление обязанностей.
Власть в семье принадлежит лучшему – отцу. Политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей. Но, власть короли берут, устанавливают и передают не сами, а по Божьей воле.
Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы, что же касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются самими людьми.
Властители не могут рассматривать власть как свою собственность – это глубочайшее заблуждение. Цель власти – обеспечение справедливости, мира и согласия.
Выбор формы государства - дело второстепенное. Любая форма правления может оказаться, если не хорошей, то терпимой, когда уважают Бога и человека, т.е. соблюдают справедливость, верность заветам религии.
Слайд 11Фома Аквинский
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) родился в замке Рокка Секка близ
городка Аквино под Неаполем. Внучатый племянник Фридриха Барбароссы. Блестящее образование. В 18 лет получает кафедру. Прозвище «доктор Ангелус» - за верность церкви и «доктор универсалис» - за эрудицию. В 1323 г. причислен к лику святых. Работы: «Сумма теологии», «О правлении государей», комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля
крупнейший представитель схоластики. Подход схоластов рационалистический, формально-логический. Совершенствую мастерство и изобретательность логических умозаключений, религиозные философы подтверждали догматы веры. Схоластика – попытка рационалистического доказывания иррациональных истин. «Философия есть служанка богословия».
Принадлежит к так называемым поздним схоластам. Особенность его подхода в том, что он не ограничивается религиозными догмами, для него немаловажна и бренная жизнь. Стремится вывести бытие Бога из бытия вещей. В анализе реальности он широко пользуется античным наследием, причем не мистикой Платона, а реализмом Аристотеля и достижениями римского права.
Слайд 12Цель государства – общее благо, как материальное, так и духовное. Духовное,
важнее. Фома – реалист, не пренебрегает земными интересами. Обеспечение материального благосостояния всем членам общества необходимо для добродетельной жизни.
Политическое общество предполагает власть. Эта власть от Бога в том смысле, что Бог – творец всего сущего. Принцип власти божественен, но ее установления и использование может противоречить божественным предначертаниям.
Слайд 13Фома Аквинский. Виды законов
Естественный Закон
порожден разумом человека и может
определить общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев Человеку свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения. На этой основе он вырабатывает определенные рационалистические принципы.
Божественный закон
часть вечного закона, которая передается с помощью откровения (Библия, видения святых).
Вечный Закон
Божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью. Строительство не закончено. План в голове у творца. Он проявляется во вселенной по мере ее развития в соответствии с божьим замыслом. Человеческому сознанию в силу его ограниченности в целом недоступен.
Человеческий Закон – позитивный, признается людьми по их воле
Слайд 14
Человеческий закон из перечисленных самый несовершенный. Его нужно проверять на соответствие
первым двум. Критерием служит религиозное сознание, нравственный, религиозный долг.
Закону, несоответствующему естественным установлениям можно не повиноваться. Принудительная реализация такого закона есть тирания.
Ставя на первое место религиозную нравственность, одобряет неповиновение тиранам вплоть до восстания, если тиран заставляет совершать акты, противоречащие вере, но любое выступление против законных властей – смертный грех.
Слайд 15Фома Аквинский. Учение о формах правления.
Виды государственного устройства:
-Аристократия; - Олигархия;
- Демократия; - Смешанное правление;
- Монархия; - Тирания.
Наилучшая форма власти по мнению Фомы Аквинского – абсолютная монархия.
Монархия
Политическая
Абсолютная
Слайд 16
Воспользовался выводами Аристотеля, его логическими приемами, но использовал догматическую методологию.
Черпает
идеи у греко-римских мыслителей и приспосабливает их к потребностям церкви.
Классик схоластики, достроил систему идеологического обоснования могущества церкви.
Томизм – символ религиозного освящения существующего порядка. Он объявляет этот порядок покоящемся на естественном праве, на велении разума и соответствующим вечному закону.