Слайд 21. ЧТО ЗА ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ «ДОБРА И ЗЛА»?
2. ЧТО ЗА ЗМЕЙ
?
3. ЧЕГО ТАКОГО СТРАШНОГО СДЕЛАЛИ АДАМ И ЕВА СЪЕВ ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД? (В ЧЁМ ОНИ СТАЛИ КАК БОГИ)
4. БЫЛИ ЛИ КАКИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ТОМ, ЧТО АДАМ И ЕВА СЪЕЛИ ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД?
5. ЗАЧЕМ НУЖНО БЫЛО ЭТО ИСПЫТАНИЕ?
6. ПОСЛЕДСТВИЯ.
Слайд 6«РЕЛИГИЯ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ПРОСТОЙ ВЕРОЙ В СУЩЕСТВОВАНИЕ ВЫСШИХ СИЛ, НО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ
СВОИМ ПРИВЕРЖЕНЦАМ НАБОР КОНКРЕТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ, ЦЕЛЬ КОТОРЫХ – ОБЕСПЕЧИТЬ СУЩЕСТВОВАНИЮ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ИЗВЕСТНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ, ПОНИМАЕМЫЕ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИ. РЕЛИГИЯ ЭТОГО ТИПА ПРЕДЛАГАЕТ ВЕРУЮЩИМ КУЛЬТ КАК СИСТЕМУ ЖЕСТКО ЗАДАННЫХ НОРМ, ГАРАНТИРУЮЩИХ СВОЕГО РОДА ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ С БОЖЕСТВЕННЫМ».
Слайд 8ПРОБЛЕМА ТАКОГО ВЗГЛЯДА НА ВЕРУ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО
БОГ
ПОНИМАЕТСЯ, КАК ДИКТАТОР.
Слайд 10ЧТО УДОБНОГО В ТАКОМ ВЗГЛЯДЕ НА ВЕРУ?
Когда человек последовательно и
неукоснительно исполняет все культовые и моральные установления подобной религии, он чувствует себя вполне удовлетворенным; отношениям с высшей силой обеспечена прочность и стабильность, и можно считать, что «Бог у него в кармане».
Слайд 11
Избавившись таким образом от страха наказания, человек ожидает отныне от Божества
лишь услуг и вознаграждения за праведность. Люди, относящиеся к данному типу религиозности, часто полны самомнения в том, что касается их собственного благочестия и добродетели. Зато они проявляют поразительную суровость к собратьям, не могущим похвастаться, подобно им, религиозной и нравственной безупречностью.
Слайд 12ТАКИМ ОБРАЗОМ ТАКАЯ РЕЛИГИЯ – ЭТО НЕ ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ, ПОТОМУ ЧТО
БОГА ДИКТАТОРА НЕВОЗМОЖНО ЛЮБИТЬ, А ЭТО ЕСТЬ ПОКЛОНЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ.
Слайд 13«11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя,
что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
(Лук.18:11,12)
Слайд 142. ВТОРОЙ ВЗГЛЯД НА ДРЕВО – ЭТО ЗНАНИЕ
СВЯЗИ МЕЖДУ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯМИ.
Слайд 15Такие повторения типичны для стиля Библии, наша пара антонимов "добро и
зло" появляется во все новых контекстах: должно стать предельно ясно, что речь идет именно об этой паре понятий. Но нигде не указывается, что имеется в виду при их противопоставлении.
Слайд 16Эта пара антонимов может выражать противоположность нравственных качеств, но также противоположности
пользы и вреда, наслаждения и отвращения; сразу же после сказанного змеем женщина "увидела", что плоды дерева "хороши для пищи", и сразу же после запрета Бога следует его изречение - "нехорошо" быть человеку одному*. Столь же неопределенно прилагательное, которое переводится как "злое".
Слайд 171 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была
безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
(Быт.1:1,2)
Слайд 18В первой нашей встрече мы говорили, что одна из главных задач
появления человека на свет – это соединение двух противоположностей: Неба – области совершенства, место пребывания Бога и земли «была безвидна и пуста, и тьма над бездною».
Слайд 19И ЭТО СОЕДИНЕНИЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ТОЛЬКО В ЧЕЛОВЕКЕ, ТО ЕСТЬ ЧЕРЕЗ
ОБЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ. МОЛИТВА «ОТЧЕ НАШ». ТАК КАК В ЧЕЛОВЕКЕ БОЖЕСТВЕННОЕ (НЕБО) СОПРИКАСАЕТСЯ С (МАТЕРИАЛЬНЫМ) С ЗЕМЛЁЙ.
Слайд 207 И создал Господь Бог человека из праха земного(земли) , и
вдунул в лице его дыхание жизни (неба), и стал человек душею живою.
(Быт.2:7)
Дивен Бог во святых своих: Бог израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог. Пс 67:36
Слайд 21Но для полного соединения этих противоположностей нужно знание связи или взаимодействия
этих противоположностей. Такое знание давало древо.
Слайд 22ПРОБЛЕМА БЫЛА В ТОМ, ЧТО ЭТО ЗНАНИЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ В ДВУХ
НАПРАВЛЕНИЯХ.
ЛИБО В СТОРОНУ СОВЕРШЕНСТВА И РАЗВИТИЯ(ЗЕМЛЯ СТАНОВИТСЯ ПОДОБНОЙ НЕБУ).
Слайд 23 Либо в сторону несовершенства и деградации. ( все идеалы и
стремления уподобляются земле, заземляются)
А так как мы знаем, «что все сотворил Бог из ничего» (2Мак. 7:28). То со времени съедения плода может включиться и обратный процесс все обращается в ничто, уничтожается
Слайд 26Направленность знания зависит от того:
1) Достаточно ли он (Адам) утвердится
в Боге чтобы смочь к Нему привести всю вселенную.
Слайд 27
«И заповедал Господь Бог человеку, сказав: от всякого дерева сада ты
можешь есть,
17 А от дерева познания добра и зла, - не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь.
(Быт.2:16-17)
Именно в этом
Суть запрета:
Слайд 282. ОТ КОГО ПРИМУТ ПЛОДЫ ДРЕВА ПОЗНАНИЯ АДАМ И ЕВА.
ОТ БОГА
«ОТЦА НЕБЕСНОГО» ИЛИ ОТ ЗМЕЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЖИВОТНОГО МИРА.
Слайд 31«Же змей был умнее всех зверей на земле, которых сотворил Господь Бог; и сказал змей женщине: Что [есть] что сказал Бог: Нет не вы съедите отвсякого дерева в раю?» Быт. 3:1.
Слайд 32Змей – существо, которое обладало даром речи и по своим умственным
способностям превосходило всех других животных.
Слайд 33Церковная герменевтика усматривает в образе змея самого дьявола, или Сатану, который
являет собой личностную, духовную экзистенцию, подобную Ангелам Господним, сотворенным прежде мира и призванным служить Богу, – но экзистенцию мятежную, отрекшуюся от жизни, осужденную умножать в мире смерть, которую она первая выбрала добровольно.
Слайд 35Иудейская Традиция.
Мидраш говорит:
«Змей — он же йецер ha-paу страсть
ко злу».
Пока Адам не съел плод, Змей пребывал снаружи, и человек мог различить, что исходит от Змея, а что изнутри, от него самого; он мог отделить свои страсти от своей собственной личности —как сегодня мы, например, можем отделить и дистанцировать свою личность от информации, прочитанной в книге.
Слайд 36После поглощения плода Дерева Познания такое разделение становится невозможным, поскольку Добро
и Зло из внешней информации становятся неотъемлемой частью человеческой личности, частью его собственного «я».
Слайд 37Были ли какие положительные мотивы в Том, что Адам и Ева
Съели Запретный плод?
Слайд 38Человек создан для познания .
Человек познаёт мир через общение с
миром.
1.Растения не растут для человека.
2. Деревья и сад для человека. (сад облагораживает всю землю ст. 10 – 14)
3. Животные обращены к человеку (2:19)
4. Человек познаёт себе подобную жену, и через это познаёт и себя. имя у человека Адам появляется после сотворения жены.
(Быт.2:23-25)
Слайд 39ИТАК АДАМ ПОЗНАЛ ВСЁ ЧТО НИЖЕ ЕГО, ТАКЖЕ ПОЗНАЛ СЕБЕ ПОДОБНУЮ
И ЧЕРЕЗ ЭТО И СЕБЯ.
СПРАШИВАЕТСЯ ЧТО ОСТАЛОСЬ? БОГА. НО ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО ПОДГОТОВИТЬСЯ И ПОДОЖДАТЬ (ПО ИУДЕЙСКОМУ ПРЕДАНИЮ АДАМ И ЕВА СОГРЕШИЛИ ЗА 3 ЧАСА ДО СУББОТЫ – ДНЯ ВСТРЕЧИ С ГОСПОДОМ, ГДЕ ОН БЫ ОТКРЫЛ СВОЁ ИМЯ.
Слайд 40Познавая мир и себя самого, удовлетворяя этим свою
глубинную потребность, настоящий
Homo Cognoscens при этом вовсе не является эгоистом. Более того, именно в процессе познания реализуется его служение Богу. Когда Всевышний поместил Адама в Саду, то наказал ему познавать мир, «есть от всех деревьев Сада» (2:16), — и это служение для него естественно, понятно и приятно. Запрет же на Дерево Познания Добра и Зла в глазах Адама Познающего — бессмысленный и невыносимый. Этот запрет требует от него иного типа служения, служения посредством ограничения Познания, посредством прекращения приближения к Богу. Требует служения, неестественного для него. Такая ситуация называется в Торе нисайону «испытание».
Слайд 41 МЫ ГОВОРИЛИ В ПРОШЛЫЕ ВСТРЕЧИ, ЧТО ТЕТРАГРАММАТОН ГОВОРИТ НАМ О
ВСЕВЫШНЕМ, ПРОЯВЛЯЮЩЕМСЯ В ЛИЧНОСТНОМ ПЛАНЕ, СТОЯЩЕМ НАД ЕСТЕСТВЕННЫМ ПРИРОДНЫМ МИРОМ. ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ЭТО ИМЯ ОЗНАЧАЕТ УРОВЕНЬ БОЖЕСТВЕННОСТИ, ПРЕВОСХОДЯЩИЙ УРОВЕНЬ ЭЛОHИМ
Слайд 42Элоhим — это Природа, Закон и Порядок, соответственно, Тетраграмматон — это
возвышение над ними, преодоление этих категорий — т.е Чудо, Милость и Парадокс.
Слайд 43ПОЭТОМУ ИСПЫТАНИЕ – ЭТО ПРЕОДОЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО И ЛОГИЧНОГО, ЗАКОНОМЕРНОГО , ЛИЧНОСТНЫМ
ДОВЕРИЕМ, ТО ЕСТЬ ВЕРОЙ.
Слайд 44Если мы верим в Бога, то причина этого не только в
том, что нас принуждает к вере какое-либо умозрительное суждение, и не в том, что какое-то конкретное учреждение дает нам неоспоримые гарантии существования Божества. Мы верим в Него потому, что Его Личность, Его личностное существование вызывают в нас чувство доверия. Деяния Бога, Его «проявления» в человеческой истории заставляют нас стремиться к общению с Ним.
Слайд 45ГРЕХ АДАМА И ЕВЫ В ТОМ ЧТО, ОНИ НЕ ДОВЕРИЛИСЬ БОГУ,
ДОВЕРИЛИ СЕБЯ ЛОГИКЕ ЖИВОТНОГО. «4 И СКАЗАЛ ЗМЕЙ ЖЕНЕ: УМЕРЕТЬ НЕ УМРЕТЕ,
5 НО ЗНАЕТ БОГ, ЧТО В ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ ПОЕДИТЕ ОТ НЕГО, ОТКРОЮТСЯ ГЛАЗА ВАШИ, И ВЫ БУДЕТЕ, КАК ВЕЛИКИЕ, ЗНАЮЩИЕ ДОБРО И ЗЛО.
(БЫТ.3:4,5)
Слайд 46Подумай же теперь: Адам согрешил великим грехом, потому что словам Бога
не поверил, а словам змия поверил. Сравни Бога и змия, и увидишь, как велик был грех премудрого Адама. По великой мудрости своей он дал имена всем животным; но когда от всей души поверил он змию, а не Богу, то Божественная благодать, почивавшая в нем, отступила от него, так как он стал врагом Богу, по причине неверия, какое показал к словам Его. (Семион Новый Богослов. «О грехе Адама и Евы»)
Слайд 47Отличие человека от животного лежит в основании всей человеческой морали. Изощренная
животная “логика” привела к грехопадению первого человека. Та же самая “логика” и ныне служит повивальной бабкой всем человеческим грехам. ПРАВДА ЛИ, ЧТО Б-Г СКАЗАЛ... Сам тон, в котором змей начинает излагать свои аргументы, доказывает, что этот спор — столкновение между человеком и животным. Человек уже привел запрет Б-га как основание для отказа есть плод. Теперь животное возражает: “Даже если Б-гсказал так, разве это значит, что ты должен подчиняться ? Разве и в тебе самом не звучит голос Б-га? Если бы для тебя действительно было “злом” отведать плод этого дерева, зачем тогда Б-гсделал его столь привлекательным и возбуждающим желание? Разве не ясно, что тем самым Он хочет показать тебе, что ты и этот плод просто созданы друг для друга?.. Неужели Б-г стал бы создавать подобный соблазн и заставлять тебя так сильно его вожделеть только для того, чтобы запретить тебе его?”
Слайд 48ТАК ГОВОРИЛ ЗМЕЙ, И ТАК ПО СИЮ ПОРУ, КОГДА ПРЯМОЙ ЗАПРЕТ Б-ГА
НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧИТЬ ФИЗИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ, ГОВОРИТ НАМ НАША ЖИВОТНАЯ ЛОГИКА — ТО ПРЯМО, ТО ПРИБЕГАЯ К ТОНЧАЙШИМ СОФИСТИЧЕСКИМ УХИЩРЕНИЯМ. КАК ЛГАЛ ТОГДА ЗМЕЙ, ТАК ЛЖЕТ НАМ СЕГОДНЯ ЖИВОТНОЕ ВНУТРИ НАС. ТЕМ НЕМНОГИМ, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО, ОНО СТРЕМИТСЯ ЗАТМИТЬ ВСЕ РАЗРЕШЕННОЕ; ОНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН Б-ГА ВРАГОМ ВСЕХ ФИЗИЧЕСКИХ РАДОСТЕЙ.
Слайд 49 1. Последствие Греха: Нагота и отчуждённость.
Слайд 51Первым следствием греха явилось ощущение наготы: «И открылись глаза у них
обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Быт. 3:7). Между тем вплоть до момента грехопадения «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25).
Слайд 52Что же означает это ощущение наготы, этот стыд наготы, сопровождающий грех?
В нем выражается осознание того факта, что устремленный на меня взгляд принадлежит не любящему. В этом взгляде нет, любви; чужой человек смотрит на меня лишь как на объект собственных желаний и вожделений. Своим взглядом он словно «объективирует» меня, превращает в некое безличное существо, лишая меня моей неповторимой, глубочайшей единственности.
Слайд 53И я защищаюсь стыдом, я прикрываю свою наготу, чтобы сохранить собственную
личность, чтобы укрыться от чужого взгляда и не превратиться в объект.
Слайд 54ЛОГИКА ДЬЯВОЛА ПРЕДЛАГАЛА СМОТРЕТЬ НА БОЖЕСТВЕННОСТЬ НЕ КАК НА ЛИЧНОСТЬ, А
КАК НА ТИТУЛ, КАК ПРЕДМЕТ ПОЛЬЗОВАНИЯ.
«БЫТЬ КАК БОГИ». СВОЙСТВА И ВЛАСТЬ БОГА СТАЛА ДОРОЖЕ, ЧЕМ
САМ БОГ, ЧЕМ ОТНОШЕНИЯ С НИМ.
Слайд 55«В чем согрешили
Адам и Ева? То, что совершает Адам, это грех
богохульной кражи, попытка СТАТЬ БОГОМ
МИМО БОГА». диакон Андрей Кураев. В ЧЕМ СОГРЕШИЛИ АДАМ И ЕВА. «Грехопадение
состоит в отказе делать бытие зависимым от общения, в разрыве между истиной и общением».
Иоанн(Зизилуас) БЫТИЕ КАК ОБЩЕНИЕ.
Слайд 56В РЕЗУЛЬТАТЕ ОНИ САМИ СТАЛИ ОБЪЕКТАМИ ОЦЕНКИ В ГЛАЗАХ ДРУГ ДРУГА.
СТАЛИ СТЕСНЯТЬСЯ СВОЕЙ НАГОТЫ, И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДРУГИХ ДЛЯ ОПРАВДАНИЕ СЕБЯ. НО ДАЖЕ ЭТО ОПРАВДАНИЕ СЕБЯ ГОВОРИТ О ВЗГЛЯДЕ НА ПРАВЕДНОСТЬ КАК НА СРЕДСТВО УТВЕРЖДЕНИЯ СВОЕЙ ЦЕННОСТИ, ТО ЕСТЬ ОПЯТЬ САМООБЪЕКТИВАЦИИ, И САМООПРЕДМЕЧИВАНИЕ. ПРАВЕДНОСТЬ СТАНОВИТСЯ ПРЕДМЕТНЫМ КАЧЕСТВОМ.
Слайд 57ПРАВЕДНОСТЬ СТАНОВИТСЯ НЕ ПЛОДОМ ОТНОШЕНИЙ С ГОСПОДОМ, А ПЛОДОМ ОЦЕНКИ И
САМООПРАВДАНИЯ.
Слайд 58Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит,
пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а это не то значит, что бы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять на нас, с демонами же мучителями соединяют.
Слайд 59Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то
это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благодать. (Антоний Великий «Алфавит духовный»)
Слайд 60
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал
это, проклят ты из всех скотов и из всех зверей полевых; на чреве твоем ты будешь ходить и прах будешь есть все дни жизни твоей.
15 И вражду положу между тобою и женою, и между потомством твоим и потомством ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Слайд 6116 А жене сказал: умножая умножу муку твою в беременности твоей;
в муках будешь рожать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя; в муках будешь питаться от нее все дни жизни твоей.
18 И терние и волчец произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.
19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.
(Быт.3:14-19)
Слайд 62ГОСПОДЬ ПРИРОДНУЮ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ НАПРАВЛЯЕТ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА. ЖЕНА РОЖАЕТ ЧЕРЕЗ МУКИ И
КРОВЬ. КРОВЬ ОСОБЕННО В ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ СИМВОЛИЗИРУЕТ ПРЕОДОЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОСТИ. ЧЕЛОВЕК ОБРАБАТЫВАЕТ ЗЕМЛЮ ЧЕРЕЗ БОРЬБУ С ЕЁ ЕСТЕСТВЕННОСТЬЮ(ТЕРНИЕ И ВОЛЧЕЦ) , И БОРЬБУ СО СВОЕЙ ЕСТЕСТВЕННОСТЬЮ (В ПОТЕ ЛИЦА ТВОЕГО БУДЕШЬ ЕСТЬ ХЛЕБ) ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЛ СЕБЯ И СВОЮ ЛИЧНОСТЬ, ТО ЕСТЬ ДУШУ БОЛЬШЕ И ВЫШЕ ЕСТЕСТВЕННОСТИ И ЧЕРЕЗ ЭТО ПРОИСХОДИТ ПРЕОДОЛЕНИЕ УРОВНЯ «ЭЛОГИМА», К ПОЗНАНИЮ БОГА КАК «ТЕТРОГРАМАТОНА»
Слайд 64 Образ змея который «на чреве своем будет ходить и прах
будешь есть все дни жизни твоей» есть не просто образ наказания конкретного змея, но так же образ человека утонувшего в своей извращённой естественности. Именно по этому Бог между такой естественностью (змеем) и оставшимся образе Божьем в человеке (семенем жены) ставит вражду.
Слайд 65Кульминация этой вражды совершается на голгофе, и во время воскресения, где
Господь наш Иисус Христос преодолевает саму суть греховной естественности – смерть.