Слайд 1Феномен культурной адаптации (аккультурации) и ее основные формы
Слайд 2аккультурация
процесс культурной, психофизиологической и социальной адаптации (приспособления) к изменившимся условиям при
столкновении с новой культурной средой
Слайд 3В начале аккультурация рассматривалась на групповом уровне, и обозначала процесс прямого
и длительного культурного контакта одной группы с другой, который изменяет культурные парадигмы обеих групп.
Слайд 4Позже было введено понятие «психологическая аккультурация», действующая на личностном уровне.
Слайд 5Формы аккультурации
ассимиляция,
сепарация,
маргинализация,
интеграция.
Слайд 6Ассимиляция
процесс, в результате которого члены одной культурной группы (группа-реципиент) утрачивают свою
первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой группы (группа-донор), с которой находятся в непосредственном контакте.
Слайд 7Алиенация
сохранение идентификации с родной культурой, отказ от принятия новых ценностей, моделей
поведения
Слайд 8Маргинализация
состояние подвешенности между двумя культурами, когда личность не принадлежит ни
одной из них.
Слайд 9Интеграция
идентификация как с родной, так и с новой культурой.
Слайд 10Инкультурация
Процесс приобщения к культуре, овладение специфическим этнокультурным опытом.
В узком смысле
обозначает усвоение культурных
норм и ценностей ребенком.
В широком смысле понимается как процесс, не
ограничивающийся периодом раннего детства и
включающий в себя процессы усвоения культурных
паттернов взрослым индивидом.
Слайд 11
Первой ступенью процесса культурной адаптации считается культурный шок, который, как правило,
сопровождает первоначальный контакт с иной культурой, представлениями о жизни, ценностными ориентациями, формами поведения.
Слайд 12Шесть аспектов культурного шока (антрополог К. Оберг)
1) напряжение, к которому приводят
усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации;
2) чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии и собственности);
3) чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их;
Слайд 13
4) сбой в ролях, ролевых ожиданиях, ценностях, чувствах и самоидентификации;
5)
неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в результате осознания культурных различий;
6) чувство неполноценности от неспособности “совладать” с новой средой
Слайд 14
Симптомы культурного шока
чувство потери привычной обстановки и человеческого окружения,
беспокойство, отверженность,
дискомфорт
при осознании различий между культурами,
путаница в ценностных ориентациях и собственной идентичности
Слайд 15
беспомощность, раздражительность, бессонница, враждебность к окружению, психосоматические расстройства, депрессия.
тоска по
родине, зависимость от других выходцев из родной страны или культуры.
Слайд 16позитивная сторона культурного шока
первоначальный дискомфорт ведет к большему самоосознанию, овладению навыками
межкультурного общения
новые условия существования приводят к проявлению и совершенствованию новых сторон личности, развитию индивидуального потенциала.
Слайд 20фазы культурного шока
Эйфория или медовый месяц: радостное возбуждение от встречи с
новой культурой, отсутствие ее реального понимания. Культурные различия игнорируются, подчеркиваются положительные моменты.
Слайд 21Фаза дезинтеграции
Культурные различия становятся очевидными, вызывая отчуждение, депрессию, враждебность, чувство
своей инаковости, изоляции, стремление подчеркнуть превосходство родной культуры, этноцентризм. Типичное поведение – агрессия или, наоборот, самоизоляция.
Слайд 22Фаза реинтеграции или приспособления
Выбор – либо возвращение на прежнюю стадию, либо
движение вперед по пути адаптации.
Характеризуется попытками справиться с психологическими и социальными проблемами, вызванными предыдущим периодом, постепенной адаптацией к новому окружению, следованием культурным и социальным нормам новой культуры.
Слайд 23Фаза автономности или независимости
Личность уважает и ценит культурные различия, способна выживать
в новой культуре без опоры на родную, обладает высоким уровнем межкультурной компетенции.