Слайд 1Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря.
Горы идейские там, колыбель это
нашего рода.
Сто городов населяют великих богатые царства.
Вергилий. «Энеида». Песнь 3.
Эгейское искусство
Слайд 2Одновременно с Египтом и Месопотамией на островах Эгейского моря в III-II
тыс. до н.э. процветала одна из самых загадочных цивилизаций, получившая название
Крито-микенской или Эгейской.
Слайд 3В 15 веке до н.э.
крупнейшими
культурными
центрами Греции
были г. Кносс на
о.
Крит и города
Микены и Тиринф
в Южной Греции.
Слайд 4В 1902 г. английский
археолог Артур Эванс
обнаружил в Кноссе
царский дворец, план
которого напоминал
лабиринт
царя
Миноса.
Слайд 5В центре прямоугольный двор с пристройками разных времен
Тронный зал
Слайд 6Главным украшением дворца были колонны, сужающиеся книзу.
Слайд 7Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями.
Изысканность линии профиля
молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее “парижанкой”, и имя это осталось за ней до сих пор
«Парижанка»
Слайд 8Стены дворца нередко украшал орнамент — чаще всего в виде волны
или гибких спиралевидных завитков, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими.
Близость моря, вечное движение волн — стихия, окружавшая критских художников, способствовала возникновению в их искусстве динамических композиций, включающих
изображения морских животных,
прибрежных водных растений (в частности, лилий).
Слайд 9Многочисленные фрески украшают дворец
Слайд 12Фрески кносского дворца позволяют увидеть сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, связанные
с культовыми праздниками, игры со священным на Крите животным — быком.
Художник показал на одной из фресок огромного быка, который мчится, почти не касаясь земли копытами, тяжело нагнув могучую голову и выставив вперед рога.
Один из критян, схватившись за рога, собирается прыгнуть на спину животного, чтобы затем мягко спуститься на землю сзади быка.
Слайд 14Рыбак, приносящий
жертву богам.
Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение
действительности с изысканной стилизацией.
В трактовке фигуры юноши есть условность египетского толка: ноги и лицо показаны в профиль, но плечи повернуты анфас и глаз смотрит прямо на нас.
Однако непосредственность мироощущения делает образ глубоко отличным от памятников Египта.
Слайд 15Процессия чинно шествующих юношей с ритонами представлена на той стене южных
пропилеи дворца, где постоянно проходили люди.
Изображенные персонажи как бы повторяли движение реальных критян.
Слайд 17Монументальные произведения круглой скульптуры Крита до нас не дошли.
Зато обнаружено
археологами множество предметов мелкой пластики из фаянса, глины, слоновой кости, бронзы.
Особенный интерес представляют найденные в Кносском дворце невысокие фаянсовые статуэтки женщин со змеями в руках.
Они имели, несомненно, культовое значение, может быть, изображали жриц со змеями — божествами, заботящимися о благосостоянии дома.
Богиня со змеями. Фаянс. Высота - 0,30 м. XVI в. до н. э. Гераклион, Музей.
Слайд 18Виртуозами своего дела были критские гончары.
Формы ваз большей частью шаровидные; краски
яркие.
Изысканны сосуды так называемого стиля “камарес”.
Название "Камарес" дано по имени поселения на склоне горы Ида, в пещере близ которого в XIX веке были найдены наиболее яркие образцы минойской керамики.
В росписи стиля «камарес» на темной поверхности сосудов выступают нанесенные светлыми красками орнаментальные узоры.
Часто используется мотив круга или спирали.
Слайд 19Пифос - большой глиняный
яйцевидный сосуд
для хранения зерна, воды, вина
и пр
Кувшин (ольпа) стиля камарес с морским коньком.
Слайд 20Позднее цветовая гамма расписных ваз Крита меняется.
В XVI веке изображения морских
животных или цветов наносятся краской на светлый фон.
Критский вазописец всегда стремился рисунком подчеркнуть форму: на шаровидном сосуде предпочитал показать осьминога, в то время как на вытянутой кверху вазе он располагал стройные стебли растений
Арибалл
с изображением осьминога
Слайд 21Примечательно, что на керамических сосудах Крита, как правило, нет человеческих фигур.
Предмет, необходимый в быту, художник украшал цветами, орнаментами, изображениями животных,
не пытаясь показать сюжетные композиции, несущие смысловую нагрузку.
Слайд 22Священный ритон в виде головы быка
Ритон – ритуальный
сосуд, используемый
для жертвоприношений
Слайд 23В XV веке до н.э. балканские ахейцы захватили остров и подчинили
его, испытав на себе в дальнейшем сильное воздействие минойской культуры.
С падением Кносса ведущая роль в этом районе Европы перешла к ахейцам, победившим критян, но по своему культурному уровню значительно им уступавшим.
Микены, Тиринф, Афины, Пилос и другие ахейские города Балканского полуострова становятся после победы над Критом основной силой в бассейне Эгейского моря и процветают во второй половине II тысячелетия до н.э.
Микены
Слайд 24Жители ахейцы строили свои поселения и дворцы на холмах, тщательно продумывая
безопасность на случай осады
Слайд 26Город Микены обнаружил немецкий археолог Генрих Шлиман. Он был построен на
высоком холме. Входом сюда служили «Львиные ворота».
Слайд 27Огромные стены до 10 метров в ширину окружали город. Кладку называли
«циклопической».
Огромные каменные глыбы и сейчас кажутся возведенными великанами – циклопами.
«Львиные ворота» в Микенах
Слайд 28В Микенах, Тиринфе и других городах Балканского полуострова стены дворцов украшались
фресками.
В исполнении фресок Тиринфа можно заметить по сравнению с живописью Крита новые черты.
Две женщины, изображенные древним художником, движутся в колеснице мимо схематически обозначенных, растущих на обочинах дороги деревьев. В этой фреске детали греческие — колесница, одежды женщин. Контуры фигур, повозки лошадей резки, формы застывшие, — они статичнее, чем в росписях Крита.
Слайд 29Недалеко от Львиных ворот располагались могилы ахейских владык.
В глубоких, подобных
шахтам гробницах XVII—XVI веков до н.э. было найдено большое количество всевозможных украшений и утвари из драгоценных металлов — серебряных и золотых кубков, роскошных диадем, погребальных масок из тонкого листового золота, украшавших одежды бляшек, а также кинжалов, инкрустированных сложными композициями из золота.
Все эти памятники наглядно свидетельствуют об обычаях микенской знати, об обряде захоронений, типе предметов, которые клали в могилы. Роскошь погребений характеризовала нравы ахейцев, их стремление к пышности украшений.
Маски, в какой-то мере передающие индивидуальные особенности лиц, конечно, не могут быть названы портретными. В желании запечатлеть и сохранить черты лица царя или полководца, военачальника, выступает незнакомое для критян стремление возвеличить его роль.
Слайд 30Маска Агамемнона
Поблизости от «Львиных ворот» Г. Шлиман
обнаружил царские могилы. По золотым
маскам, лежавшим
на лицах царей,
можно представить
себе их облик.
Слайд 32Золото Микен
Ритуальная сцена. Подношение даров богине. Перстень из клада в нижнем
городе Тиринфа. 15 в. до н.э.
Голова льва из гробницы в Микенах.
XVI в. до н. э.
Слайд 33Критская культура погибла в середине II тыс. до н.э. после сильнейшего
извержения вулкана на о. Санторин.
Ослабило Крит и нашествие ахейцев с материка.
Под натиском греков – дорийцев погибли в XII в. до н.э. и очаги микенской культуры.