Слайд 1Декоративно-прикладное искусство
Художественные возможности декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство учитывает два основных качества:
Полезность
Красота и привлекательность
Слайд 2 Изделия декоративного ( от лат deco – украшаю) искусства действительно и
украшают наш быт, и создают определенное эмоциональное настроение. Декор ( узор, орнамент) выявляет красоту и особенности строения изделий, подчеркивает их образную выразительность.
Слайд 3 Изделия прикладного искусства чаще всего выпускаются массовыми серийными тиражами. Художник стремится
подчеркнуть и утилитарность ( от лат. utilitas – польза, выгода), и красоту, нарядность изготовленной вещи. В изделиях прикладного искусства отражаются материальные и духовные запросы общества определенной исторической эпохи., прослеживаются элементы стилевого единства.
Слайд 4 Прикладные и декоративные качества изделий органично связаны и активно взаимодействуют с
окружающей их предметно-пространственной средой.
Декоративно-прикладное искусство – искусство украшения, но никак не украшательства. В произведениях этого искусства важным является принцип необходимости и достаточности. В противном случае изделие можно отнести к китчу ( нем. kitsch – дурной вкус, халтура). Примеры: резное дерево, подкрашенное под бронзу, некачественный фарфор – под золото – подделки, лишенные художественного значения и вкуса.
Слайд 5 Как самостоятельный вид декоративно-прикладное искусство складывалось на рубеже 18-19вв..
Изобразительные средства
декоративно-прикладного искусства:
орнамент, форма, материал, цвет, ритм, симметрия.
Слайд 6 Форма произведения декоративно-прикладного искусства должна быть не только приятной для глаз,
но и максимально удобной в пользовании. Особым изяществом и разнообразием отличались вазы древнегреческих мастеров.
Амфора служила для хранения оливкового масла и зерна, кратер- для вина.
Слайд 7Гидрия – для воды, килик – чаша для питья.
Слайд 8 Мифологические сюжеты и сцены из повседневной жизни красноречиво рассказывают о быте,
нравах того времени. Вазы античных мастеров занимают почетное место в залах крупнейших музеев мира.
Слайд 9 Материал придает особое художественное звучание предмету. Для мастера одинаково важны как
внутреннее строение ( текстура), так и внешнее состояние поверхности (фактура) материала. Чем естественнее выглядит материал в произведении искусства, тем выше художественные качества последнего, ярче и выразительнее его образное содержание.
Слайд 10Цветовое решение нередко определяет фактура метериала, технология ео обработки, колористические традиции,
складывающиеся на протяжении длительного времени.. Невозможно спутать темно-синюю и светло-голубую палитру Гжели со сверкающей золотом ярко-красную гамму Хохломы, с нежными оттенками самых различных цветов на подносах Жостова.
Слайд 11 Ритм и симметрия особенно ярко проявляются в орнамента лаковой миниатюры, резьбы
по дереву, кости и камню, в вышивках, кружевоплетении, ковроткачестве.
Слайд 12 Ритм может нарастать, «замирать» и убывать, один ритмический элемент может переплетаться
с другим, усиливая сложность рисунка.
Геометрический, природный, растительный, анималистический орнаменты, построенные на ритмическом чередовании элементов, не только украшают поверхность изделий, но и усиливают из образную выразительность.
Слайд 13Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества
Слайд 14 В самобытных и поэтических образах народного декоративного творчества отразились вечное стремление
человека к счастью и красоте, тонкий художественный вкус и поразительное чувство меры. За фантазией и вымыслом, мифом и сказкой стоит народная мудрость, высокий смысл художественных произведений.
Слайд 15 Декоративно-прикладное искусство – память человечества о своем прошлом. В простейших формах
каменных орудий, в незатейливых геометрических узорах орнамента на керамике человек пытался выразить свои представления о жизни, надеялся с их помощью вымолить хороший урожай или успешную охоту.
Китай. Кинжалы
Слайд 16 Декоративно-прикладное искусство прошло длительный путь в своем развитии. На протяжении веков
в нем закреплялись устойчивые черты, передаваемые из поколения в поколение. Мастера отбирали самое ценное и высокохудожественное, совершенствовали находки, отбрасывали все случайное.
Слайд 17Повторяемость основных художественных элементов ( сюжета, образов, композиции, особенностей колорита и
рисунка, орнамента) на протяжении длительного времени называется традицией.
Слайд 18Как в русском фольклоре существуют устойчивые сочетания («красна девица», «добрый молодец»,
«мать-сыра земля», «солнце красное», «ясный месяц»), так и в декоративно-прикладном искусстве повторяются определенные символы, сюжеты и орнаменты.
Слайд 19 Круг-розетка символизирует солнце и плодородие. Красный цвет –признак добра и красоты.
Кони и птицы – верные друзья и помощники человека в хозяйстве.
Слайд 20 Традиция существует в бесконечном множестве похожих, но всегда неповторимых и оригинальных
вариантах. Например, искусство художников Палеха основанное на соединении правды и вымысла, сказки и жизни, обогащается новыми представлениями и понятиями.
Слайд 21 Лучшие достижения декоративно-прикладного искусства – результат творчества не одного человека, а
всего народа. Именно народ выступает в качестве коллективного художника. В народе говорят: «Не то дорого, что красно золото. А то, что доброго мастерства.
Федоскино. Центр лаковой миниатюры
Слайд 22 Самобытные традиции декоративно-прикладного искусства сохраняют кузнечные мастера из Великого Устюга, Златоуста
и Дагестана.
Широко известна резьба по кости народов Севера. Гончарное искусство Гжели поражает гармонией цветов и оригинальностью декора.
Чеканка по металлу, серебру. Кубачи. Дагестан.
Слайд 23 Всемирно известна лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Мстёры и Холуя. Декоративная роспись
по деревянной посуде и мебели Хохломы является предметом восхищения зрителей.
Лаковая миниатюра. Холуй.
Лаковая миниатюра. Мстёра.
Слайд 24 Игрушки дымковских, городецких, филимоновских, богородских, каргопольских мастеров поражают изобретательностью и разнообразием
сюжетов.
Городецкая игрушка
Дымковская игрушка
Слайд 25 Вологодское и михайловское кружево отличают неповторимое своеобразие рисунка и особое декоративное
изящество. Павлопосадские и оренбургские платки поражают сказочной фантазией и красочностью.
Вологодское кружево
Павловопосадские платки
Слайд 26 Главные отличительные черты народного декоративно-прикладного искусства:
- коллективное творческое начало
- следование традициям
народного творчества
- устойчивость тем и образов (повтор, вариации, импровизации)
- универсальность художественного языка, понятного всем народам мира.
Слайд 27Виды декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство находится в тесной связи с другими видами
искусства, поэтому можно сказать, что оно носит синтетический характер. Особенно тесно декоративно-прикладное искусство связано с архитектурой и дизайном. Вместе они организуют окружающую пространственную среду
Слайд 28 Декоративно-прикладное искусство участвует в организации материальной среды: быта, жилища, архитектурных сооружений,
площадей, улиц, парков и скверов. Монументально-декоративное искусство – неотъемлемая часть архитектуры. Оно включает элементы архитектурного декора: росписи, резьбу, рельефы
портрет Че Гевары здание МВД. Гавана. Куба
Слайд 29 Декорационно-оформительское искусство предназначено для оформления улиц, производственных территорий, жилых домов, скверов.
Садово-парковая скульптура, беседки, павильоны, монументальные арки, фонтаны . Оформление демонстраций, парадов, народных гуляний и т.д. относят к декоративно-оформительскому искусству.
Слайд 30Три вида декоративно-прикладного искусства:
- выделение по функциональному признаку – мебель, посуда,
ювелирные украшения ,орудия труда и т.д.
- вид используемого материала – металл, дерево, керамика, стекло, эмаль, лаки.
- техника изготовления – резьба, роспись, ковка, чеканка, литьё, лепка, кружевоплетение и др.
Слайд 31 Художественная резьба по камню, кости, дереву – самый древний вид декоративно-прикладного
искусства. Береза, клен, бук, липа, осина, тополь – самый распространенный материал для резьбы. Резьба покрывала декоративным узором стены изб, наличники окон, мебель.
Слайд 32Резчики по камню (нефрит, лазурит, яшма, а также известняк) создают подлинные
произведения искусства. Белокаменные соборы Владимира и Юрьева-Польского покрыты замечательной резьбой.
Слайд 33 Родиной резьбы по кости считается г.Холмогоры Архангельской области. Изделия холмогорских резчиков
по кости отличают рельефная и ажурная (сквозная) резьба. Не менее известны работы мастеров Чукотки, Хотьково(Московская область), Тобольска.
Слайд 34Мотивы художественной росписи разнообразны и выразительны: хороводы, сцены чаепития, яркие букеты
цветов, сюжеты и образы народных сказок, песен и др.
Слайд 35 Литье, ковка, чеканка являются основными декоративными элементами для украшения архитектурных сооружений.
Наибольшую декоративность сооружениям придавали коньковые решетки, флюгера. Металлические кружева украшали свесы крыш, фронтоны, дымовые и водосточные трубы.