Слайд 4Бог Отец сотворил все мироздание Словом, именно сотворил, ибо Вселенная –
плод творческого акта. Удивительная гармония, красота, изящество мира вызывают у человека благоговейный трепет перед величием Божьим. Бог – дивный Художник и величайший Поэт, написавший изумительную поэму, вызвав из небытия в бытие весь этот великий мир. Поэтику творения мира хорошо чувствовали и осознавали святые Отцы эпохи Вселенских соборов, которые отразили это понимание в словах Символа Православной Веры. Его первые строки на греческом языке в буквальном переводе так и звучат: “Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Поэта неба и земли…”.
Слайд 5В принципе, в любой религиозной системе «Высшая Сила»
всегда одна (на то
она и «высшая»), —
и если бы их было
несколько, то над всеми ними для сохранения мирового равновесия и
единства законов природы должен довлеть «общий высший закон
мироздания».
Слайд 6Разница же между культурой монотеистической и культурой идолопоклоннической,
политеистической заключается
совсем не
в количественных показателях, а в характере этой
Высшей силы. В представлении политеизма высшая сила —
это «рок»,
«мировой закон», «закон Неба», «закон Кармы» и так далее —
т. е.
сила безличная.
Слайд 7Ибо некоторые, изумляясь более миру, чем его Создателю, мир сочли нерожденным
и вечным, а Богу нечестиво приписали совершенную бездеятельность, [хотя,] напротив, следует поразиться могуществу одного, как Создателя и Отца, а другой превозносить не сверх меры.
Слайд 8Это мировой закон, который довлеет абсолютно
надо всем, но к нему нельзя
обратиться, с ним нельзя вступить в
диалог. Эта сила не ведет диалога, она довлеет, и лично ты ей не
важен.
Слайд 9В системе же монотеистической, т. е. в христианстве, в иудаизме и
исламе высшая
сила —
это Личностный Бог, Который создал человека по Своему
образу и подобию. Поэтому человек Ему не безразличен —
наоборот, Он любит человека, хочет ему блага и заботится о нем,
стремится приблизить его к Себе.
Слайд 10Один студент пристал к своей матери: «Мам, ну ты у нас
главная церковница: ни одной службы не пропускаешь. Вот ты мне и скажи: а сегодня в нашей Православной Церкви разве бывают чудеса?.. Нет, нет, ты про себя расскажи. Вот в твоей, лично в твоей, жизни чудеса бывали?!» Мать задумалась, а затем говорит: «Ну конечно. Вот этой осенью со мной было прямо настоящее чудо. По радио на следующую ночь заморозки пообещали, а у меня еще картошка была не выкопана. И я с утра пошла картошку копать… Ну вот, поработала сколько было сил, распрямляюсь, смотрю, а солнышко уже садиться начало. Полдень-то уже прошел, а я еще и трети огорода не убрала».
Слайд 11И тут я в сердцах Господу и взмолилась: «Господи, ну Ты
же знаешь, что мне без этой картошки зиму не пережить! Ну помоги мне, пожалуйста, ее убрать до вечера, до мороза!» Сказала эту молитовку и снова – носом в грядки… И представляешь, еще солнышко не село, а я всю картошечку-то собрала!»
Слайд 12Это действительно чудо. Но порождено оно великим чудом христианской веры: к
Владыке всех миров самая простая крестьянка может обращаться с ходатайством о том, чтобы Он (Абсолют!!! Тот, при мысли о Котором немеют философы!!!) помог ей собрать картошку.
Слайд 13С высот Вечности человек различим. Более того – именно его судьбы
находятся в зенице ока (ср.: Втор. 32, 10) Миродержца. Даже sub specie aeternitatis («под знаком вечности») человеку не потеряться .
Слайд 15Василий Великий видит первое мгновение, когда появляется вся совокупность бытия, символизируемая
«небом и землей», как некое "внезапно", которое, как он говорит, есть не время, а грань, и тем самым – прорыв в вечность. Настоящее без измерения, без длительности являет собой присутствие вечности.. Тварь возникает в некоей "внезапности", одновременно вечной и временной, на грани вечности и времени
Слайд 16 "Начало", логически аналогичное геометрическому понятию грани, например, между двумя плоскостями,
есть своего рода мгновенность; сама по себе она вневременна, но ее творческий порыв порождает время. Это точка соприкосновения Божественной воли с тем, что отныне возникает и длится; так что само происхождение тварного есть изменение, есть "начало",
Слайд 17и вот почему время является одной из форм тварного бытия, тогда
как вечность принадлежит собственно Богу. Но эта изначальная обусловленность нисколько тварного бытия не умаляет; тварь никогда не исчезнет, потому что слово Божие непоколебимо (1 Пет. 1,25).
Слайд 18 "Небо и земля" первого дня означают всю вселенную, мир видимый и
невидимый, умозрительный и вещественный.
Слайд 19Небо – это вся беспредельность духовных миров, объемлющих наше земное бытие,
это бесчисленные ангельские сферы.
Слайд 20Книга Бытия упоминает о них, но затем как бы перестает ими
интересоваться и говорит только о земле. Несколько кратких указаний на эти духовные миры встречаются, как вехи, в обоих Заветах, но эти упоминания никогда не получают развития.
Слайд 21Так, святой Григорий Нисский видит в 99 овцах, оставленных на высотах,
символ ангельской полноты, сотая же, заблудшая овца – это наш земной мир. В нашем падшем состоянии мы фактически не можем определить места нашей вселенной среди беспредельных миров.
Слайд 22Небо и земля --- две противоположности. Это точки расстояния, где земля
(хаотичная и без видная) является началом пути, а небо (мир духовный и идеальный) целью развития. В человеке эти две реальности соприкасаются и именно через общение человека с Богом эти две реальности соединяются.
Слайд 23 Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да
приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
(Матф.6:9,10)
Слайд 24Слово «ношашеся», как говорит он, в переводе употреблено вместо слова «согревал» и
«оживотворял» водное естество, по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу.
Слайд 25Вот почему христиане отличаются от прочих людей, старающихся быть хорошими. Эти
люди своими стараниями надеются угодить Богу, если Он есть. Если же, по их мнению, Его нет, они, по крайней мере, надеются заслужить одобрение других хороших людей. Христианин же считает: все хорошее, что он делает, исходит от Христовой жизни, обитающей в нем. Он не думает, что Бог будет любить нас, потому что мы хорошие, – нет, Бог сделает нас хорошими, потому что любит нас. Крыша теплицы не притягивает солнца из-за того, что она блестит; она блестит оттого, что на нее падают солнечные лучи.
Слайд 28глагол "бара" - т. е. "сотворить нечто из ничего", "создать принципиально
новую компоненту" - употребляется всего в трех местах2. Первый раз в первом стихе Библии, который говорит: "В начале сотворения Богом неба и земли ...", и здесь глагол "бара" относится ко всему творению в целом.
Слайд 29Он показывает нам, что первоначально мир "создан из ничего", что само
существование мира, сама возможность его как самостоятельной материальности является чем-то новым, чем-то отделенным от изначальной Божественности.
Слайд 301 день свет сотворение материи
2 день небеса только преобразование
3 день растения
только преобразование
4 день небесные светила только преобразование
5 день животные сотворение душ живых существ
6 день человек сотворение души человека
Слайд 31 Таким образом, разделяя историю Сотворения мира словом "бара" на три уровня,
Тора показывает нам, какие структуры окружающего нас мира сводимы к более простым, а какие ("бара") - нет.
Слайд 32Этот подход, очевидно, в корне отличается от материалистического подхода, согласно которому
"сложные системы" - человек, животные - можно в принципе редуцировать, свести к функционированию более простых.
Слайд 33Иными словами, спор здесь ведется о том, сводится ли психология к
биологии, а биология к биохимии, химии и, в конце концов, к физике, как считает материализм; или же не сводится, как утверждает Тора.
Слайд 34Первая глава бытия повествует о человеке как едином со всем творением.
Человек не выделяется, он сотворён в один день с животными. «В первой главе мужчина и женщина появляются перед нами в числе прочих созданий – растений, рыб, пресмыкающихся, животных и птиц, населяющих только что сотворенный мир; поэтому ивритские слова 'захар' и 'нкева', которыми в этой главе обозначены мужчина и женщина, буквально означают 'самец' и 'самка'» (Пинхас Полонский Евреи и Христианство. http://www.psylib.ukrweb.net/books/polon01/txt03.htm#8 )..
Слайд 35Это показывает, что человек не противопоставляется природе он един с ней.
Но именно в человеке земля как-бы соприкасается с небом. В человеке и под человеческим господством земля сможет реализовать свой потенциал данный ей Богом.
Слайд 36Господь говорит человеку, что его питание отличается от питания остальных животных.
« И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам это будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» Быт 1:29-30
Слайд 37Пища которую едят животные не требует, чтобы её выращивали, ухаживали, возделывали
землю. Трава растёт сама по себе. Пища же человека, чтобы та дала плод требует, участие человека в развитие этого растения. Требует возделывание земли, ухода за растением, обрезать лишние ветки, одним словом дать правильное направление развития растения. И результатом такого взаимодействия является плод, который дан человеку в пишу
Слайд 38В этом суть человеческого господства . Он должен дать правильное направление
развития , что на земле чтобы она достигала большего совершенства. Теолог Джеймс Барр в 1972 году написал : «Владычество человека не подразумевает потребительского отношения к творению; оно ближе к известной восточной идее царя–пастуха…». «Согласно учению иудаизма, Всевышний создал мир "незавершенным" – для того, чтобы человек мог, выполняя свое Божественное предназначение, исправить этот мир и завершить Творение, заслужив Спасение как награду за этот труд». Пинхас Полонский. http://www.psylib.ukrweb.net/books/polon01/txt01.htm#3