Слайд 1
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный факультет
Секция «Христианская этика и история
духовной культуры
СЕМИНАР
по учебной дисциплине «Основы толкования Нового Завета»
на тему: «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Подготовили:
Ременяк Т.А
БуркинаА.С
Новикова Е.В.
Проверил:
прот. Александр Макаров
Слайд 2ПЛАН:
О празднике.
2. Рассказ о Деве Марии.
3. Явление архангела Гавриила к
Пресвятой Деве.
4. Смущение Марии.
5. Весть о воплощении Сына Божия.
6. Встреча Марии и праведной Елизаветы.
7. Явление ангела Иосифу.
8. Молитва Пресвятой Богородицы.
9. Установление праздника Благовещения.
10. Традиции связанные с Благовещением.
11. Список использованной литературы.
Слайд 3День Благовещения – это древний, великий, двунадесятый праздник Православной Церкви.
Слайд 4Благовещение в Евангелии изображается как божественное событие, явившее радость всему миру.
По словам церкви оно есть начало нашего спасения, явление таинства от века предопределенного , исполнение благословения данное Богом Аврааму, Исааку, Иакову и Давиду.
Слайд 5Бог соединился с человечеством и все ветхозаветные пророчества об этом обещанном
событии исполнились в лице Пресвятой Девы Марии.
Слайд 6Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех христианских праздников.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет.
Слайд 7Из четырех евангелистов о явлении Архангела Гавриила Деве Марии повествует только
святой евангелист Лука - в первой главе своего Евангелия (стихи 26-38).
Слайд 8До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по
закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство.
.
Слайд 9Святые отцы Церкви — Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин — указывают,
что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого, дьявола, скрыв от него таким образом, что Она — Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).
Слайд 10Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария
вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
За годы жизни в храме Она привыкла чередовать молитву с работой, а работу с чтением и богомыслием.
Пресвятая Дева знала из чтения божественных пророческих книг, что приближается время пришествия обетованного Мессии. И предполагала, что Благословенная Дева уже появилась на свет. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой.
Слайд 11Когда настало время, в которое Бог Отец определил ниспослать на землю
Единородного Сына, чтобы Он воплотился и вочеловечился. Архангел Гавриил был послан в Галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной праведному Иосифу.
Слайд 12Точно не известно чем занималась Мария в тот момент когда явился
к Ней ангел.
Есть иконы, на которых Дева прядет. Это, скорее, символ, чем факт, поскольку в Ее чреве и от Ее кровей для Бесплотного соткалась Плоть.
Слайд 13И есть иконы, где Она читает. Читает, конечно же, Писание и,
быть может, те самые слова, где говорится: «Се Дева во чреве примет и родит Сына».
Слайд 14Архангел Гавриил, приветствовал Деву Марию словами “Радуйся, благодатная” (Лк. 1, 28)
Мария, увидев Его, смутилась от необычного приветствия. Много раз Господь возвещал волю Свою ветхозаветным избранникам через ангелов, но приветствие: “Радуйся” не слыханно было в древних явлениях. Дева Мария безмолвствовала в недоумении и страшилась искушения от лукавого змия.
Слайд 15По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» стали первой «благой»
вестью для человечества после его грехопадения
Слайд 16 Прп. Феофилакт Болгарский, в своём толковании на Евангелие от Луки, пишет:
«Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей“ (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: ”Радуйся, Благодатная!”.
Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: ”Благословенна Ты”».
Слайд 17Ангел, увидев смущение Марии, сказал:«Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать
у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Слайд 18Мария спросила Ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?»
Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим...»
Слайд 19Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему».
Считается,
что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие
Слайд 20После Благовещения Пресвятая Дева отправилась навестить свою родственницу Елизавету. Произошла встреча Марии
и Елизаветы, во время которой, Елизавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»
Слайд 21Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее,
но Ангел Господень явился ему во сне и сказал:
«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Слайд 22
Иосиф показал здесь великую мудрость — не обвинял и не порицал
Девы, а только намеревался отпустить Ее. Когда он находился в таком затруднительном положении, является ангел и разрешает все недоумения.
Нельзя не отметить благородство праведного Иосифа. Подозревая Марию в прелюбодеянии, он решает отпустить Ее. Таким образом избавив Ее не только от стыда, а и от наказания , которое грозило Марии по иудейскому закону.
Слайд 23Пресвятая Дева Мария является Приснодевой , то есть Она была Девой
до рождества, в рождества и по рождестве осталась Девой.
Как отмечает святитель Григорий Палама, Пресвятая Дева "превзошла всё и была выше всего Своими добродетелями, величием Своего достоинства”
Слайд 24Святая Православная церковь восхваляет Божию Матерь удивительными и прекрасными словами в
молитве:
Слайд 26Так как от времени безсеменнаго зачатия Сына Божия полагается начало спасения
рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление...»
Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.
Слайд 27Праздник Благовещения, у древних христиан носил различные названия: "Зачатие Христа", "Благовещение
о Христе", "Начало искупления", "Благовещение Ангела Марии", - и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование "Благовещения Пресвятой Богородицы”.
Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Св. Афанасий (IV века) в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей.
Слайд 28В 560 году императором Иустинианом была указана дата Благовещения 25 марта,
а по новому стилю – 7 апреля.
Слайд 29Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по
церковному законоположению изображаются на царских вратах.
Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось «главизною» нашего спасения.
Слайд 30В день Благовещения в храмах и соборах священнослужители и верующие издавна
запускали в небо птиц, что символизировало о любом проявлении свободы, в частности, и в поиске Царствия Божьего.
Слайд 31В праздник Благовещения великим грехом считается мельчайшая работа. Говорили: на Благовещение
птица гнездо не вьет, девица косы не плетет.
Слайд 32Тропарь, глас 4-й:
Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства
явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Слайд 33Литература:
1.Библия. Брюссель. 1989г.
2. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Ярославль:Верх.-Волж.кн. Изд-во, 1994 –
460 с.
3.Толкование Евангелия Феофилакта Болгарского.
4.Толковая Библия под редакцией А.П.Лопухина.
5. Архиепископ Аверкий (Таушев)-Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению священного писания Нового Завета.