Библиология. Канонизация священного писания презентация

Содержание

Определение канона От греч. «канон» - «жезл», «измерительная линейка»; Возможно, «Канон Писания» (ок. 350 г.) восходит к евр. «Канех» (ср. Езек. 40:3; 42:16); Богословское: «правило», «мерило» (ср. Гал. 6:16); У отцов

Слайд 1Библиология
Канонизация Священного Писания


Слайд 2Определение канона
От греч. «канон» - «жезл», «измерительная линейка»;
Возможно, «Канон Писания» (ок.

350 г.) восходит к евр. «Канех» (ср. Езек. 40:3; 42:16);
Богословское: «правило», «мерило» (ср. Гал. 6:16);
У отцов церкви: «канон веры»; «канон церкви»; «канон истины»;
Афанасий.

Слайд 3Каноничность не определяется:
древностью книги (ср. Числ. 21:14; Иис. Нав. 10:13-15);
священным языком

книги (ср. Апокрифы);
согласием с Пятикнижием (Торой) (ср. Апокрифы);
религиозной ценностью;
принятием общиной верующих (ведь тогда авторитет - у людей, а не у Бога).

Слайд 4Важное разграничение:
Каноничность ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ Богом (богодухновенность).
Каноничность признаётся людьми.


Слайд 5Каноничность:
определяется Богом;
определяется пророческой природой книги (ср. 2 Пет. 1:19-21).
Ценность книги определяется

её каноничностью.

Слайд 6Критерии каноничности
Написана ли книга Божьим пророком или человеком, близким к пророкам?

(ср. Еф. 2:20).
Подтверждается ли авторитет писателя Божьими знамениями?
Правильно ли эта книга учит о Боге и Божьем мире? Не противоречит ли она предыдущему откровению? (Втор. 13:1-3, Втор. 18:20-22).


Слайд 7Критерии каноничности
Видна ли в книге Божья сила? (Евр. 4:12-14; Ис. 55:11).
Признана

ли книга народом Божиим? (Первоначальное принятие; последующее подтверждение).
Функция советов и соборов -подтверждение канона, а не его определение.

Слайд 8Канон Ветхого завета
Раннее принятие В.З. Книг: Втор. 31:24-26:18-19; Иис. Нав. 1:8,

24:26; 1Царств 10:25; 4Царств 23:24-25; Ездра 7:6; Дан. 9:2; Иезек. 28:3.
Закрытие В.З. Канона после смерти пророка Малахии.
Подтверждение В.З. Канона в Н.З. (ср. Лк. 24:25-27).

Слайд 9Этапы канонизации
Ок. 400 г. до Р.Х. Завершено написание книг В.З.

Канона.
К 200 г. до Р.Х. Формируется трёхчастное деление: Закон; Пророки; Писания.
Ок. 90 г. Ямнийский совет.

Слайд 10Классификация В.З. Книг по каноничности
Гомологумены – книги, признанные всеми.
Антилегомены – книги,

оспариваемые некоторыми.
Псевдоэпиграфы – книги, отвергаемые всеми.
Апокрифы – книги, принимаемые некоторыми.

Слайд 11Ветхозаветные гомологумены
За ранним признанием следовало позднейшее подтверждение.
Хранились в Иерусалимском храме до

его разрушения.
Это 34 из 39 книг Ветхого завета.

Слайд 12Антилегомены
Эти книги получили раннее признание, но позднее оспаривались:
Песня Песней;
Екклесиаст;
Есфирь;
Иезекииль;
Притчи (ср. Прит.

26:4-5).

Слайд 13Псевдоэпиграфы
Это большое количество религиозных книг межзаветного периода;
Среди них - Книга Еноха

и Успение Моисея (ср. Иуд. 14-15).
При цитировании этих книг не используется формула «Так говорит Писание» и т.п.
Содержание: апокалиптика; видения; описание царства Мессии.

Слайд 14Апокрифы
Точнее, второканонические книги.
Апокрифа – греч. «скрытые».
Входят в Александрийский канон.
Отсутствуют в Палестинском

каноне.


Слайд 15Второканонические книги в Синодальной Библии:
2 кн. Ездры
Товит
Иудифь
Премудрость Соломона
Сирах
Послание Иеремии
Варух


Слайд 16Второканонические книги в Синодальной Библии:
1 кн. Маккавейская
2 кн. Маккавейская
3 кн. Маккавейская
3

кн. Ездры


Слайд 17В поддержку второканонических книг
Н.З. повторяет некоторые мысли апокрифов и даже ссылается

на них.
Н.З. цитирует главным образом из Септуагинты.
Некоторые отцы церкви цитировали апокрифы и использовали их в поклонении.


Слайд 18В поддержку второканонических книг
Некоторые отцы церкви принимали все апокрифы как канонические

книги (Ириней, Тертуллиан, Клемент Александрийский).
Сцены из апокрифов изображены в катакомбах.
Апокрифы содержатся в древнейших греческих списках.
Сирийская церковь принимала их в IV веке.

Слайд 19В поддержку второканонических книг
Церковные советы в Гиппоне (393 г.) и Карфагене

(397 г.) признали их частью канона.
Апокрифы признаются православной церковью.
Католическая церковь признала их каноничность на Тридентском совете (1546 г).

Слайд 20Против принятия второканонических книг
Небиблейское или еретическое учение:
Молитва за умерших (2 Макк.

12:45-46; ср. Евр. 9:27, Лк. 16:25-26; 2 Царств 12:19);
Спасение по делам (Товит 12:9; ср. Быт. 15:6; Рим. 4:5; Гал. 3:11).

Слайд 21Против принятия второканонических книг
Небиблейское содержание и учение:
Иудифь совершает Божье дело через

обман;
В книге Сирах проповедуется зависимость нравственности от обстоятельств.

Слайд 22Исторические и хронологические ошибки в апокрифах
Товит был свидетелем пленения Израиля Ассирией

(722 г. до Р.Х.), а также восстания Иеровоама против Иудеи (931 г. до Р.Х.), хотя Товит прожил всего 158 лет.
Иудифь утверждает, что Навуходоносор царствовал в Ниневии.

Слайд 23Апокрифы и преемственность пророков
Апокрифы написаны в «межзаветный» период, когда прекратилась преемственность

пророков. Ср. Иосиф Флавий; Талмуд.
Апокрифы не называют себя Словом Божиим.

Слайд 24Апокрифы и тест каноничности
Не написаны Божьими пророками (1 Макк. 9:27);
Не подтверждены

Божьими знаменьями;
Не имеют в себе Божьей силы.
Содержат противоречия, ошибки и ереси.

Слайд 25Непринятие Божьим народом
Почти единодушное непринятие апокрифов в древности.
Филон Александрийский (20 г.

до Р.Х. – 40 г. по Р.Х.) неоднократно цитирует В.З., но не апокрифы.
Иосиф Флавий (30-100) называет количество книг В.З. без апокрифов.


Слайд 26Непринятие Божьим народом
Иисус и новозаветные авторы ни разу не цитируют апокрифы.
Ямнийский

совет (90 г.) не признал апокрифы.
Многие отцы церкви выступали против апокрифов. Это Ориген, Кирилл Иерусалимский, Афанасий, Иероним.
Лютер и реформаторы отрицали каноничность апокрифов.

Слайд 27История канонизации Нового Завета
Первопричина образования канона – богодухновенность новозаветных книг.


Слайд 28Факторы формирования канона
Стремление собрать и сохранить книги, написанные Божьими пророками (2

Пет. 3:15-16; Кол. 4:6).
Богослужебные и практические нужды ранней церкви (1 Фесс. 5:27; 1 Тим. 4:13; 2 Тим. 3:16-17).

Слайд 29Факторы формирования канона
Противостояние ересям (канон Марциона, 140 г., – только Евангелие

от Луки и 10 из посланий ап. Павла).
Начало миссионерского служения. Первые переводы – сирийский и старолатинский.
Преследования христиан, особенно при Диоклетиане (302-303 гг).

Слайд 30Этапы формирования канона
Отбор материала. Ин. 20:30; Ин. 21:25; Лк. 1:1-4; 1Фесс.

2:13; 1Кор. 11:2. Ср. Керигма Христа.
Чтение. 1Фесс. 5:27; Откр. 1:3.
Обмен между церквями. Откр 1:11; Кол. 4:16.
Собирание. 2Пет. 3:15-16.
Цитирование. Иуды 17; 1Тим. 5:18.

Слайд 31Признание отцами церкви
Ев. от Матфея: Посл. Лжеварнавы (70-79 гг.); Дидахий (70-130

гг).
Ев. от Марка: Посл. Лжеварнавы (70-79 гг.); Папий (70-163 гг).
Ев. от Луки: канон Марциона (140 г.); Канон Муратори (170-180 гг).
Ев. от Иоанна: Папий; Канон Муратори; послания Игнатия (110-117 гг); Клемент Римский (95-97 гг.).

Слайд 32Признание отцами церкви
Деяния апостолов: Поликарп (69-155 гг); Канон Муратори.
Посл. к Римлянам:

Клемент Римский в Посл. к коринфянам.
1 Коринфянам: Дидахий.
2 Коринфянам: Поликарп.
Галатам: Поликарп.
Ефесянам: Клемент Римский; Игнатий.

Слайд 33Подтверждение канона
Поликарп (ок. 150 г): цитирует из Ев. от Матфея, Ев.

от Иоанна, 1 посл. Петра, 2 посл. Иоанна.
Юстин Мученик (ок. 140 г): цитирует большинство посланий ап. Павла, а также 1 Петра и Откровение.
Иреней (ок. 170 г): цитирует большинство книг Н.З.
Клемент Александрийский (ок. 200 г.): цитирует почти все книги Н.З.

Слайд 34Ранние каноны и переводы
Древнесирийский перевод (II в.): всё, кроме 2 Пет.,

2 и 3 Ин., Иуды и Откр.
Старолатинский перевод (II в.): всё, кроме Евр., Иак., 1 и 2 Пет.
Канон Марциона (140 г.): Лк. и 10 посланий ап. Павла.
Мураториев канон (ок. 170-180 г.): как в старолатинском переводе.


Слайд 35Признание церковью
Евсевий кесарийский (начало IV в.): признаёт все 27 книг, но

называет Иак., 2 Пет., 2 и 3 Ин. и Иуды «антилегоменами».
Афанасий (ок. 367 г.): впервые перечислил все 27 книг как канонические.
Гиппонский (393 г.) и Карфагенский (397 г.) синоды: подтверждение Н.З. канона.

Слайд 36Новозаветные гомологумены
20 Новозаветных книг, каноничность которых никогда не оспаривалась.


Слайд 37Новозаветные антилегомены
7 книг, канонический статус которых подвергался сомнению.
Посл. к Евреям (авторство).
Посл.

Иакова (спасение по делам).
2 Петра (подлинность).
2 и 3 Иоанна (подлинность).
Посл. Иуды (подлинность, цитирование Кн. Еноха).
Откровение (хилиазм).

Слайд 38Новозаветные псевдоэпиграфы
Книги, отвергаемые всеми.
Всего около 300 книг, в т.ч. более 50

евангелий.
Ев. от Фомы (начало II в.). Рассказы о детстве Иисуса.
Ев. от Петра (II в.). Иисус на кресте не чувствовал боли.
Протоевангелие от Иакова (конец II в.). Поклонение Марии.


Слайд 39Новозаветные псевдоэпиграфы
Евангелие от иудеев (II в.). Иисус называет Святого Духа Своей

матерью.
Евангелие от египтян (II в.).
Евангелие от Филиппа.
Евангелие от Фомы.
Евангелие от Иуды (конец II в.). Своим предательством Иуда открыл спасение для всего человечества.

Слайд 40Новозаветные псевдоэпиграфы
Послание апостола.
Апокриф Иоанна.
Деяния Павла и Феклы.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика