Арабский мир в средние века презентация

Содержание

ПЛАН: История возникновения Арабского государства. 2. Ислам как фактор, объединивший арабов. 3. Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов. 4. Причины распространения ислама. 5.

Слайд 1Арабский мир в средние века


Слайд 2ПЛАН:

История возникновения Арабского государства.

2. Ислам как фактор, объединивший арабов.

3. Государственное устройство

Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов.

4. Причины распространения ислама.

5. Достижения арабской науки и культуры.
 

Слайд 3Введение

В ходе дан­но­го урока будет рас­смот­рен во­прос о том, каким об­ра­зом

воз­ник­ла Араб­ская ци­ви­ли­за­ция, как она раз­ви­ва­лась и какую роль сыг­ра­ла в ис­то­рии со­вре­мен­но­го мира.


Слайд 41. История возникновения Арабского государства

Арабы, как груп­па пле­мен, воз­ни­ка­ют за­дол­го до

на­ча­ла эпохи сред­не­ве­ко­вья. Еще в I ты­ся­че­ле­тии до н.э. на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва воз­ни­ка­ют пер­вые го­су­дар­ства. Но пле­мен­ные объ­еди­не­ния здесь су­ще­ство­ва­ли и ранее.
Ос­нов­ным видом де­я­тель­но­сти для араб­ских пле­мен этой эпохи была по­сред­ни­че­ская тор­гов­ля. Имен­но этот фак­тор пред­опре­де­лил воз­вы­ше­ние го­су­дарств, рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Йе­ме­на. На­при­мер, Хи­мья­рит­ское цар­ство. Арабы в это время за­ни­ма­лись тор­гов­лей между Эфи­о­пи­ей, Ин­ди­ей и тер­ри­то­ри­я­ми Ближ­не­го Во­сто­ка.

Слайд 51. История возникновения Арабского государства
Это поз­во­ля­ло на­кап­ли­вать зна­чи­тель­ные бо­гат­ства, но в

то же время при­во­ди­ло к тому, что три очень раз­ви­тых ре­ги­о­на Древ­не­го Во­сто­ка ока­зы­ва­ли на за­рож­да­ю­щий­ся араб­ский мир свое вли­я­ние. На­при­мер, в на­ча­ле I века н.э. на тер­ри­то­рии Эфи­о­пии по­яв­ля­ет­ся хри­сти­ан­ство. Ближ­ний Во­сток влиял на араб­ский мир бла­го­да­ря се­рьез­но­му дви­же­нию иуда­из­ма. Что ка­са­ет­ся ин­дий­ско­го вли­я­ния, то оно осу­ществ­ля­лось со сто­ро­ны науки и фи­ло­со­фии. Имен­но это при­ве­ло к тому, что в араб­ском ре­ги­оне между собой со­при­ка­са­ют­ся и стал­ки­ва­ют­ся раз­лич­ные ре­ли­ги­оз­ные уче­ния. Все это до­пол­ня­лось ре­ли­ги­оз­ны­ми уче­ни­я­ми самих ара­бов, ко­то­рые также иг­ра­ли зна­чи­тель­ную роль.


Слайд 61. История возникновения Арабского государства

Еди­ное го­су­дар­ство, ко­то­рое бы охва­ты­ва­ло весь Ара­вий­ский

по­лу­ост­ров, в это время так и не сло­жи­лось. Го­су­дар­ства были не очень мно­го­чис­лен­ны­ми, и у них не было по­во­дов для объ­еди­не­ния. На­о­бо­рот, они со­пер­ни­ча­ли друг с дру­гом за тор­го­вые пути. На ру­бе­же эр мно­гие из этих го­су­дарств пе­ре­жи­ва­ли пе­ри­од упад­ка, свя­зан­ный с кли­ма­ти­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми.


Слайд 71. История возникновения Арабского государства

В се­ре­дине I ты­ся­че­ле­тия до н.э. воз­вы­ша­ет­ся

тер­ри­то­рия Хи­джа­за – рай­о­на на за­па­де Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва, при­ле­га­ю­ще­го к Крас­но­му морю. Го­ро­да этого ре­ги­о­на также за­ни­ма­лись по­сред­ни­че­ской тор­гов­лей. Боль­шую роль там иг­ра­ли и такие от­рас­ли хо­зяй­ства, как ско­то­вод­ство и ре­мес­ло. Зем­ле­де­лие в Хи­джа­зе было воз­мож­но да­ле­ко не все­гда. В рай­оне го­ро­да Мекка зем­ле­де­лия не было вовсе. Там по­про­сту не было пло­до­род­ных зе­мель, земли были непри­год­ны для вы­ра­щи­ва­ния ка­ких-ли­бо зла­ков. Тем не менее, имен­но этот ре­ги­он сыг­рал огром­ную роль как в ис­то­рии Араб­ско­го мира, так и в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства.


Слайд 82. Ислам как фактор, объединивший арабов
Раз­дроб­лен­ность и раз­де­лен­ность всех тер­ри­то­рий,

по­сто­ян­ные кон­флик­ты друг с дру­гом при­ве­ли к тому, что очень мно­гие люди в Ара­вии в это время осо­зна­ли необ­хо­ди­мость объ­еди­не­ния. Такое объ­еди­не­ние было воз­мож­ным на ре­ли­ги­оз­ной почве. С 570 по 632 год в го­ро­де Мекка жил че­ло­век, ко­то­рый по­лу­чил имя Му­хам­мед (Рис. 1).

Рис. 1. Кар­ти­на
Н.К. Ре­ри­ха
«Про­рок Ма­го­мет»


Слайд 92. Ислам как фактор, объединивший арабов

Имен­но его на­зы­ва­ют ос­но­во­по­лож­ни­ком не

толь­ко араб­ской ре­ли­гии, но и араб­ской ци­ви­ли­за­ции. Таким об­ра­зом, Му­хам­мед стал ос­но­во­по­лож­ни­ком новой ре­ли­гии – ис­ла­ма. Имен­но ислам в на­ча­ле VII века раз­ра­бо­тал новую ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­скую док­три­ну, опи­рав­шу­ю­ся как на до­ис­лам­ские уче­ния и тра­ди­ции араб­ских пле­мен, так и на хри­сти­ан­ские и иудей­ские тра­ди­ции. Можно про­сле­дить вза­и­мо­связь ис­ла­ма и хри­сти­ан­ства: на­при­мер, ис­лам­ские тек­сты упо­ми­на­ют биб­лей­ских про­ро­ков под ара­би­зи­ро­ван­ны­ми име­на­ми, счи­тая их пред­ше­ствен­ни­ка­ми ис­ла­ма.


Слайд 102. Ислам как фактор, объединивший арабов
Имен­но такое син­кре­ти­че­ское по­ни­ма­ние ре­ли­гии

стало за­ло­гом успе­ха ис­ла­ма на тер­ри­то­рии за­пад­ной Ара­вии, а затем и всего бу­ду­ще­го араб­ско­го мира. Од­на­ко борь­ба между Му­хам­ме­дом и его ви­де­ни­ем ре­ли­гии и теми лю­дь­ми, ко­то­рые на­се­ля­ли в это время Ара­вию, не могла про­хо­дить мир­ным об­ра­зом. Му­хам­ме­ду даже при­ш­лось в 622 году бе­жать из сво­е­го род­но­го го­ро­да Мекки. Имен­но эта дата – 622 год – яв­ля­ет­ся мо­мен­том, с ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся от­счет ис­то­рии ис­лам­ской ци­ви­ли­за­ции и ис­лам­ской куль­ту­ры. Этот год также на­зы­ва­ет­ся «хи­дж­ра», то есть «бег­ство», он стал точ­кой от­сче­та в ис­лам­ском ле­то­ис­чис­ле­нии. Да­ти­ру­ют­ся со­бы­тия в ис­лам­ском мире до се­го­дняш­не­го дня не по годам от рож­де­ства Хри­сто­ва, а по годам хи­дж­ры.

Слайд 112. Ислам как фактор, объединивший арабов

Из Мекки Му­хам­мед со сво­и­ми

сто­рон­ни­ка­ми пе­ре­ехал в город Ясриб. Этот город стал на­зы­вать­ся Ме­ди­на («город про­ро­ка»). Мек­кан­цы по­ня­ли, что сто­рон­ни­ки Му­хам­ме­да, ко­то­рые сте­ка­ют­ся в Ме­ди­ну, вполне могли бы сте­кать­ся и в Мекку. В 630 году Му­хам­мед был при­гла­шен об­рат­но. Он вер­нул­ся в свой род­ной город, но на­сто­ял на том, чтобы имен­но ислам был при­знан офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей не толь­ко в Мекке, но и на тех тер­ри­то­ри­ях, на ко­то­рые этот город рас­про­стра­нял свое вли­я­ние. Имен­но в 630 году, когда Му­хам­мед воз­вра­ща­ет­ся в Мекку, на­чи­на­ет­ся от­счет су­ще­ство­ва­ния об­ще­го араб­ско­го го­су­дар­ства.

Слайд 122. Ислам как фактор, объединивший арабов
Это го­су­дар­ство имело форму има­ма­та (в одних

руках со­че­та­лась свет­ская и ре­ли­ги­оз­ная власть). Има­мат – это форма ис­лам­ской тео­кра­тии. После смер­ти Му­хам­ме­да в 632 году к вла­сти при­хо­дят его на­след­ни­ки или за­ме­сти­те­ли – ха­ли­фы. Пер­вые че­ты­ре ха­ли­фа, так на­зы­ва­е­мые пра­вед­ные ха­ли­фы, пра­ви­ли в то время, когда араб­ский мир очень быст­ро рас­ши­ря­ет свои гра­ни­цы. Ха­ли­фы Абу Бакр, Оман Осман и Али, пра­вив­шие до 661 года, внес­ли огром­ный вклад в рас­про­стра­не­ние ре­ли­гии ис­ла­ма на тер­ри­то­рии не толь­ко Азии и Се­вер­ной Аф­ри­ки, но и на при­ле­га­ю­щие тер­ри­то­рии Ев­ро­пы. Ислам ока­зал­ся очень по­пу­ляр­ной ре­ли­ги­ей бла­го­да­ря тому, что ис­лам­ское го­су­дар­ство очень быст­ро на­би­ра­ло силу (Рис. 2).

Слайд 132. Ислам как фактор, объединивший арабов
Рис. 2. Пер­вые ха­ли­фы –

Омар и Абу Бакр

Слайд 142. Ислам как фактор, объединивший арабов
Росту по­пу­ляр­но­сти ис­ла­ма не по­ме­ша­ла

даже граж­дан­ская война, ко­то­рая на­ча­лась в ха­ли­фа­те в 650-е годы. Два по­след­них пра­вед­ных ха­ли­фа (Осман и Али) были убиты во время меж­до­усо­биц в 656 и 661 годах. Все это не по­ме­ша­ло рас­ши­рять тер­ри­то­рию Араб­ско­го го­су­дар­ства. Под ру­ко­вод­ство Мекки и ха­ли­фов пе­ре­ш­ла вся тер­ри­то­рия Ара­вии, а затем были за­во­е­ва­ны новые земли.
За­во­е­ва­тель­ные по­хо­ды ара­бов в VII веке:
640 год – за­во­е­ва­ние Па­ле­сти­ны и Сирии,
642 год – за­вер­ше­ние по­ко­ре­ния Егип­та,
649 год – за­во­е­ва­ние Кар­фа­ге­на,
651 год – рас­про­стра­не­ние вла­сти на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Ирана (Рис. 3).

Слайд 152. Ислам как фактор, объединивший арабов
Рис. 3. Тер­ри­то­рии Араб­ско­го ха­ли­фа­та



Слайд 163. Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

За­во­е­ва­ния

про­дол­жа­лись и при новой ди­на­стии Омей­я­дов, ко­то­рая на­ча­ла пра­вить в 661 году. За время их на­хож­де­ния у вла­сти до 750 года арабы рас­про­стра­ни­ли свое вли­я­ние на огром­ные тер­ри­то­рии, вклю­чая даже тер­ри­то­рию со­вре­мен­ной Ис­па­нии. Так был со­здан Араб­ский ха­ли­фат. Офи­ци­аль­но он про­су­ще­ство­вал до 1258 года, а вре­ме­нем его мак­си­маль­но­го рас­цве­та счи­та­ет­ся имен­но эпоха прав­ле­ния ди­на­стии Омей­я­дов: 661–750 гг. В 750 году за­во­е­ва­ния ара­бов были пре­кра­ще­ны. После этого из­ме­не­ния гра­ниц про­ис­хо­ди­ли не в поль­зу Араб­ской ци­ви­ли­за­ции.

Слайд 173. Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

Новая

ди­на­стия Аб­ба­си­дов (750–1258 гг.) также оста­ви­ла свой след в ис­то­рии Араб­ско­го мира. В их за­да­чи уже не вхо­ди­ли за­во­е­ва­ния. Де­я­тель­ность Аб­ба­си­дов была на­прав­ле­на на то, чтобы со­хра­нить един­ство зе­мель, на­хо­див­ших­ся в их под­чи­не­нии. Имен­но в это время еди­ное Араб­ское го­су­дар­ство по­сте­пен­но на­чи­на­ет рас­па­дать­ся. Неза­ви­си­мость по­лу­ча­ют тер­ри­то­рии, под­чи­нен­ные ара­бам в Ис­па­нии, а затем и го­су­дар­ства, об­ра­зо­вав­ши­е­ся на тер­ри­то­рии Ма­гри­ба (Ма­рок­ко, Алжир и Тунис). Аб­ба­си­ды про­дол­жа­ли со­хра­нять титул ха­ли­фов. Они со­че­та­ли в своих руках свет­скую и ду­хов­ную власть.

Слайд 183. Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов

С

те­че­ни­ем вре­ме­ни свет­скую власть они по­сте­пен­но те­ря­ют. Она со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся в руках их за­ме­сти­те­лей – ви­зи­ров. Также по­яв­ля­ет­ся спе­ци­аль­ный су­дей­ский ап­па­рат, ко­то­рый ока­зы­вал свое вли­я­ние на внут­рен­нюю по­ли­ти­ку го­су­дар­ства. Кроме этого, по­яв­ля­ет­ся ин­сти­тут на­мест­ни­ков (или эми­ров).

Слайд 193. Государственное устройство Арабского халифата при династии Омейядов и Аббасидов
В

762 году Аб­ба­си­ды пе­ре­нес­ли сто­ли­цу в Баг­дад, так как от­ту­да было удоб­нее управ­лять столь боль­шим го­су­дар­ством. В итоге эмиры по­лу­чи­ли власть на ме­стах, и по­сте­пен­но эта власть ста­но­вит­ся на­след­ствен­ной. На­мест­ни­ки Араб­ско­го ха­ли­фа­та на­чи­на­ют по­сте­пен­но фор­ми­ро­вать соб­ствен­ные ди­на­стии и пе­ре­да­вать власть своим сы­но­вьям, вну­кам, не спра­ши­вая даже фор­маль­но­го со­гла­сия на то из Баг­да­да. Так, ди­на­стии пре­вра­ща­ют свои тер­ри­то­рии в от­дель­ные го­су­дар­ства. В итоге к XIII веку Аб­ба­си­ды прак­ти­че­ски пол­но­стью по­те­ря­ли ры­ча­ги управ­ле­ния стра­ной. Это пред­опре­де­ли­ло рас­пад араб­ско­го го­су­дар­ства.

Слайд 204. Причины распространения ислама

Что же обу­сло­ви­ло столь быст­рое рас­про­стра­не­ние араб­ской куль­ту­ры

на дру­гие тер­ри­то­рии? Ислам на на­чаль­ных эта­пах сво­е­го су­ще­ство­ва­ния не был обя­за­тель­ной ре­ли­ги­ей. В пер­вые века су­ще­ство­ва­ния Араб­ско­го ха­ли­фа­та там про­во­ди­лась по­ли­ти­ка ве­ро­тер­пи­мо­сти. Арабы, при­хо­дя на новые тер­ри­то­рии, не ме­ня­ли су­ще­ство­вав­ших там ранее по­ряд­ков. Они по­ощ­ря­ли любые ре­ли­гии, а не толь­ко ислам.

Слайд 214. Причины распространения ислама

Но в VIII–IX вв. эта по­ли­ти­ка по­сте­пен­но на­чи­на­ет

ме­нять­ся. Для нему­суль­ман стали со­зда­вать­ся небла­го­при­ят­ные усло­вия. На­при­мер, они долж­ны были вы­пла­чи­вать по­зе­мель­ный налог ха­радж, раз­ме­ры ко­то­ро­го по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­лись. Если че­ло­век при­ни­мал ислам, то ха­радж он все равно про­дол­жал пла­тить. Также в Араб­ском ха­ли­фа­те су­ще­ство­ва­ла джи­зья – по­душ­ная по­дать с ино­вер­цев в му­суль­ман­ских го­су­дар­ствах. От вы­пла­ты по­да­ти осво­бож­да­лись жен­щи­ны, ста­ри­ки, ин­ва­ли­ды, нищие, рабы, мо­на­хи (до на­ча­ла VIII в.) и хри­сти­ане, во­е­вав­шие в му­суль­ман­ской армии.

Слайд 224. Причины распространения ислама

Таким об­ра­зом, об­ра­ще­ние людей в ислам было свя­за­но

не толь­ко с идео­ло­ги­че­ской об­ра­бот­кой со­зна­ния, но и с тем, что здесь были вполне явные эко­но­ми­че­ские ры­ча­ги.

Слайд 235. Достижения арабской науки и культуры
 

С дру­гой сто­ро­ны, ран­ний араб­ский мир

был то­ле­рант­ным и ве­ро­тер­пи­мым. Вклад араб­ской куль­ту­ры за­клю­чал­ся в том, что она со­хра­ни­ла для нас ан­тич­ное на­сле­дие. Про­из­ве­де­ния неко­то­рых ан­тич­ных ав­то­ров дошли до нас не в ори­ги­на­ле, а в их араб­ских пе­ре­во­дах. Арабы эпохи ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья бе­реж­но от­но­си­лись к ан­тич­но­му на­сле­дию.

Слайд 245. Достижения арабской науки и культуры
 
Рас­про­стра­не­ние араб­ско­го об­ра­зо­ва­ния и араб­ской науки

озна­ча­ло не толь­ко изу­че­ние Ко­ра­на. В боль­шин­стве круп­ных го­ро­дов стро­и­лись не толь­ко школы, но и мед­ре­се – свое­об­раз­ные уни­вер­си­те­ты, воз­ник­шие за­дол­го до по­яв­ле­ния из­вест­ней­ших ев­ро­пей­ских уни­вер­си­те­тов: Бо­лон­ско­го, Окс­форд­ско­го или Кем­бридж­ско­го. Арабы внес­ли огром­ный вклад в раз­ви­тие таких наук, как ма­те­ма­ти­ка, фи­зи­ка, аст­ро­но­мия и ис­то­рия. Арабы опи­ра­лись не толь­ко на ан­тич­ное на­сле­дие, но и со­зда­ва­ли соб­ствен­ную си­сте­му зна­ний.

Слайд 255. Достижения арабской науки и культуры
 
На­при­мер, в Баг­да­де был со­здан Дом муд­ро­сти (Рис. 4),

ко­то­рый пред­став­лял собой нечто, на­по­до­бие ака­де­мии наук. В го­ро­де Басры су­ще­ство­вал осо­бый ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ский кру­жок «Чи­стые бра­тья», рас­про­стра­няв­ший идеи, пе­ре­кли­кав­ши­е­ся с иде­я­ми, вы­ска­зан­ны­ми Пла­то­ном и Ари­сто­те­лем.

Рис. 4. Дом муд­ро­сти
в Баг­да­де


Слайд 265. Достижения арабской науки и культуры
 Если го­во­рить об араб­ских ма­те­ма­ти­ках, то сле­ду­ет

от­ме­тить уче­но­го Аль-Хо­рез­ми (Рис. 5). Он был ос­но­во­по­лож­ни­ком ал­геб­ры. Имен­но он пред­ло­жил сам тер­мин «ал­геб­ра», что пе­ре­во­дит­ся с араб­ско­го языка как «вос­пол­не­ние». Также Аль-Хо­рез­ми на­пи­сал книгу об ин­дий­ском счете. Этот трак­тат счи­та­ет­ся пер­вым до­ку­мен­том, на­чи­ная с ко­то­ро­го в араб­ском мире, а затем и в Ев­ро­пе рас­про­стра­ня­ют­ся со­вре­мен­ные араб­ские цифры (Рис. 6).

Рис. 5.
Аль-Хо­рез­ми


Слайд 275. Достижения арабской науки и культуры
 
Рис. 6. Араб­ские цифры, за­им­ство­ван­ные
из

си­сте­мы ин­дий­ско­го счета

Слайд 285. Достижения арабской науки и культуры
 
Если го­во­рить об аст­ро­но­мии, то можно вспом­нить

со­вре­мен­ные карты звезд­но­го неба. Очень мно­гие звез­ды до се­го­дняш­не­го дня имеют араб­ские на­зва­ния. Аст­ро­но­мия была важна ара­бам для мно­го­чис­лен­ных пла­ва­ний, ко­то­рые арабы со­вер­ша­ли по всем вод­ным про­сто­рам, до­ступ­ным для них. Арабы были из­вест­ны­ми пу­те­ше­ствен­ни­ка­ми эпохи Сред­них веков. Имен­но им при­над­ле­жит боль­шая за­слу­га в деле осво­е­ния че­ло­ве­че­ством новых тер­ри­то­рий на зем­ном шаре.

Слайд 295. Достижения арабской науки и культуры
 
Если го­во­рить об араб­ской ме­ди­цине, то нужно

вспом­нить имя Абу Али ибн Сина (Ави­цен­на) (Рис. 7). Его трак­та­ты со­дер­жат опи­са­ния, ха­рак­те­ри­сти­ку и клас­си­фи­ка­цию огром­но­го ко­ли­че­ства бо­лез­ней. Самый из­вест­ный его труд – «Канон вра­чеб­ной науки» (Рис. 8) со­дер­жит опи­са­ния 2600 ле­кар­ствен­ных средств.

Рис. 7. Ави­цен­на

Рис. 8. «Канон
вра­чеб­ной
науки»


Слайд 305. Достижения арабской науки и культуры
 
Если го­во­рить о гу­ма­ни­тар­ных на­у­ках, то и

здесь арабы внес­ли свой вклад. Осо­бым жан­ром ис­то­ри­че­ской науки ста­но­вит­ся все­об­щая ис­то­рия. Опи­са­ния араб­ских ис­то­ри­ков со­дер­жит огром­ный мас­сив ин­фор­ма­ции, ко­то­рая ев­ро­пей­ски­ми уче­ны­ми не осво­ен до се­го­дняш­не­го дня. Из­вест­ны­ми араб­ски­ми ис­то­ри­ка­ми были Ат-Та­ба­ри (Рис. 9), Аль-Ма­су­ди (Рис. 10).

Рис. 9. Ат-Та­ба­ри
«Ис­то­рия про­ро­ков
и царей»

Рис. 10.
Аль-Ма­су­ди


Слайд 315. Достижения арабской науки и культуры
 
Араб­ский мир был свя­зу­ю­щим зве­ном между

Ев­ро­пой и ци­ви­ли­за­ци­я­ми Южной и Во­сточ­ной Азии. Имен­но бла­го­да­ря дей­стви­ям ара­бов сред­не­ве­ко­вая Ев­ро­па по­лу­чи­ла такие изоб­ре­те­ния ки­тай­ских уче­ных, как бу­ма­га, ком­пас и порох. Таким об­ра­зом, вли­я­ние араб­ско­го мира на на­уч­ное ми­ро­вое раз­ви­тие было огром­ным и су­гу­бо по­ло­жи­тель­ным.

Слайд 325. Достижения арабской науки и культуры
 
Бес­кон­фликт­ным об­ще­ние между за­пад­ным и араб­ским

миром было да­ле­ко не все­гда. Время, когда две эти ци­ви­ли­за­ции осу­ществ­ля­ли пе­ри­од мир­но­го су­ще­ство­ва­ния, было срав­ни­тель­но непро­дол­жи­тель­ным. Кон­флик­ты между ара­ба­ми и ви­зан­тий­ца­ми по­сте­пен­но обост­ри­ли от­но­ше­ния между Кон­стан­ти­но­по­лем и цен­тра­ми араб­ской ци­ви­ли­за­ции. За­пад­ный мир и араб­ский столк­ну­лись и в эпоху Кре­сто­вых по­хо­дов.

Слайд 33Домашнее задание

Рас­ска­жи­те, как про­хо­дил про­цесс фор­ми­ро­ва­ния еди­но­го Араб­ско­го ха­ли­фа­та и по­че­му

ему не уда­лось со­хра­нить един­ство?
Какая ре­ли­гия была гос­под­ству­ю­щей на тер­ри­то­рии Араб­ско­го ха­ли­фа­та? Рас­ска­жи­те о при­чи­нах рас­про­стра­не­ния этой ре­ли­гии.
Кто такие пра­вед­ные ха­ли­фы? Пе­ре­чис­ли­те их имена.
Какие на­уч­ные от­кры­тия и до­сти­же­ния араб­ско­го мира вы зна­е­те?
 

Слайд 34Интернет-ресурсы

1. Арабский мир в средние века URL: https://interneturok.ru/istoriya/10-klass/srednie-veka/arabskiy-mir-v-srednie-veka?seconds=0&chapter_id=2144 (дата обращения: 16.09.2017)


Слайд 35



Спасибо за урок!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика