Слайд 1Апокалипсис в России: XVII-XX вв.
Малая Лена, Центр типологии
и семиотики фольклора
Слайд 2Первоисточник:
Откровение Иоанна Богослова
Αποκάλυψη - греч. Откровение, раскрытие
Откровение Иисуса Христа, которое дал
Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
Слайд 3Иоанн Богослов /
Иоанн Евангелист/
Иоанн Зеведеев
ПАТМОС
Слайд 4
Видение, в немже виде Исуса посреди седми светильник златых, оболчена в
подир.
Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 6Образный ряд – 2
Старцы и звери, исполненные очей
После сего я
взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. […]и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; […]и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. […] и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
Слайд 8
О Агнцы, имущем седьм рогов, како книгу разгну,
Московская старообрядческая книгопечатня 1909г.,
с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 104 всадника Апокалипсиса
И я видел, что Агнец снял первую из семи
печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. 2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить.
3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. 4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. 6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. 8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
(лже)праведность? раздор? Апостольское учение?
война
голод
Смерть/мор/чума
χλωρóς
Слайд 11
Всадники. Миниатюра из Апокалипсиса. Библия Василия Кореня. 1692–1696 гг.
Слайд 13
Отрешение первыя печати Апостольское учение являет .Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с
древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 14
Миниатюра «Конь бел» и заставка-рамка поморского орнамента из Толкового Апокалипсиса. Выговская
пустынь. 1708 год
Слайд 15
Разрешение вторыя печати, являющи брань неверных на верныя. Московская старообрядческая книгопечатня
1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 16
Отрешение третия печати назнаменующее нетвердо верующих Христови, от Него отпадение. Московская
старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 18
Отрешение четвертыя печати, являющи наводимыя казни и раны на отрицающихся Христа
нетерпением. Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 20Образный ряд-6
Шестая печать, кровавая луна, небо как свиток
И когда Он снял
шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. 13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. 14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. 15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; 17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
Слайд 21
Разрешение шестыя печати, наводимыя язвы на кончине, значащее.
Московская старообрядческая книгопечатня 1909г.,
с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 22
Кирилловская церковь,
Киев, восточный пилон столба нартекса
11 в.
Слайд 23Образный ряд-8
Семь ангелов трубят
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие
на небе, как бы на полчаса. 2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. […] И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, 9 и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
Слайд 24
Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 25
Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 26Образный ряд-8
Семь ангелов трубят
10 Третий ангел вострубил, и упала с неба большая
звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. 11 Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
12 Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи. 13 И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!
Слайд 27
MS Douce 180, London, 1265-1270 A.D. The Third Trumpet
Слайд 28
Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 30
Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 31
Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на
землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. 2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. 3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. 4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. 5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. 6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. 7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; 8 и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. 9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; 10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев. 11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.
Слайд 32Саранча Апокалипсиса и Аваддон. Вторая половина XIII века, Англия. Апокалипсис. Британская
Слайд 33
Fifth trumpet of the Apocalypse, France 1220-70. Bib de Toulouse
Слайд 34
Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 35Ангел, облеченный облаком
И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба,
облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, 2 в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, 3 и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. 4 И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего. 5 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу 6 и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; 7 но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам. 8 И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. 9 И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. 10 И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. 11 И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих.
Слайд 36
Иоанн съедает книгу, 17 в., Пушкинский дом
Слайд 38
«Облачный» ангел протягивает книгу Иоанну Богослову. Толковый Апокалипсис. Сер. XVIII в.
Собр. ЛАИ ИГНИ УрФУ.
Слайд 39
И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь
храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. 2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. 4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. 5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. 6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. 7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. 9 И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. 11 Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. 12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.
Слайд 40
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря
зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. 3 […] и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? 5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. 6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. 7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. 8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. 9 Кто имеет ухо, да слышит. 10 […]
Слайд 42
11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два
рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. 12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. 14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. 15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. 16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. 18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Слайд 44
Апокалипсис с толкованиями Андрея Кесарийского лицевой конца 17 в
Слайд 46
О едином от седми Ангел, показующе Евангелисту, блудодейственнаго града потребление, и
о седми главах, и о десяти рогах
Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века
Слайд 47СУД
увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица
Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. 12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. 14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Слайд 48СТРУКТУРА ПРАВОСЛАВНОЙ/СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЭСХАТОЛОГИИ
1. Снятие печатей (болезни, кары, падения звезд). Порча мира.
2.
Приход Антихриста / Зверя
3. Клеймление числом зверя
4. Приход Христа, победа над Антихристом.
5. Страшный суд.
6. Царствие божие на земле.
Слайд 49Цель: узнать Антихриста
АНТИХРИСТ ЧУВСТВЕННЫЙ (во плоти)
КАНДИДАТУРА 1: ПАТРИАРХ НИКОН
ПРИМЕТЫ: будет разрушать
церковь, ему все поклонятся, извратит религию («порча мира»).
Беспоповцы (федосеевцы, поморцы, странники) развивали учение о так называемом духовном проявлении антихриста: согласно этому учению, антихрист воцарился в русской церкви с 1666 г. и царствует духовно, что проявляется в отступлении от веры, ересях, в умножении беззакония и нечестия.
Слайд 50Нашептывание текста
Иоанну ведь бог нашептал, а Никону диявол. Вышел из моря
диавол, голов – тьма тьмущая, и стал Никону шептать.
[А он как, невидимый был?] Он как диавол был, его только праведники видят. А други не видят, видят токо циферы всяки.
[А что он шептал?] Как веру испоганить. Сказано в Писаньи, что в последние времена придет зверь и победит церковь. И так и случилось – зверь шептал, Никон писал, писал и написал новую Библию, котора ненастояща. Как Иоанн, токо наоборот.
[Нижегородская обл., с.Даниловка]
Слайд 51Патриарх
Никон
Завхоз Соловецкого монастыря
Новгородский митрополит
Москва, приближенность царю
Кружок ревнителей благочестия
Патриаршество
ПАТРИАРХ НИКОН С
БРАТИЕЙ ВОСКРЕСЕНСКОГО НОВОИЕРУСАЛИМСКОГО МОНАСТЫРЯ 1660–1665 годы
Холст; масло Происходит из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
Слайд 55Никону нашептывает дьявол
Одного разу він йде неперехрестивсь за водой, та й
чує як плаче хтось. Гля – та це дитина. Він її взяв, відніс домой. Гля – а дитини нема. Ну нема й нема. А потім, ночь як стала, йому в ухо хтось тихенько так говоре: “Нікон, Нікон, я тобі розскажу, як усе буде, а ти записуй. Будемо хреститися щєпоттю, і ті хто будуть, ті спасуться. Записуй це в книгу і спасешь церков.
Він записав під діхтовку, та йому шептало, шептало. А потім ці книги порчені замінили святі.
Це йому диявол підказував. Яко Іоану, тіки Іоану бог.
Слайд 56В "Повести о рождении и воспитании Никона», составленной в конце XVIII
в. сообщается о "чернеце Арсении", которого Никон, еще будучи новгородским митрополитом, увидел в темнице Соловецкого монастыря: "Чернец некий именем Арсений, мужественный новинам и ересем защитник… Той убо, абие седящаго в нем пытливаго духа наставлением подстрекаем, возопи глаголя: "Святейший патриарх Никон, благослави!". Никон обещает монаху, что выпустит его из темницы, если предсказания сбудутся, и он станет патриархом. "Воспомянув убо лжепророка своего ссылнаго чернца Арсения, по обещанию своему испустити повеле, не яко от темницы узника, но яко виденнаго Тайновидцем исходящаго из бездны на попрание православия зверя. Егоже взем, устрои его быти на Печатном дворе справщиком. Той же окоянный древних лжепророков его богоубийц жидов клеврет, надхненный лютым латинского отступления ядом, бысть богоотступного зверя Никона подобонравное ему во всякой новолюбителной лжи и дерзости любимое чадо. С ним же согласився Никон, подстилает лесть самодержцу глаголя: владыко царю, от многих убо в народе слышу на словенския книги укоризненные словеса, яко бы с греческими и с российскими древними харатейными книгами не согласуют; да повелит держава ваша о сем собрати собор российских арихиереов и всех освещенных церковных служителей, и с ними обще разсмотрев подобающая в них исправити со старых греческих и российских харатейных книг, и во всех словесах чинах и уставах с греками согласити.
Арсений
Слайд 57АРСЕНИЙ КАК САТАНИНСКИЙ АГЕНТ
...Власти Сатане было на тысечу лет, всё был
народ благочестивой, благоугодной. Кончилася эта тысеча лет. «Смотри, у меня ни одной души нет, все у его (Иисуса Христа), все и живы, и мёртвы. Как жо я, чем буду производить души? Вложу в раба Арсентья мысль». Еретник был, вложен в столбе. Идёт Никон патриарх (дьячком был тогда ишо). Вышол прямо на Арсентья. «Остановись, Никон!» Никон остановился. «Вот ты служишь теперь дьячком, а выйдешь в патриархи. Дак ты меня за первой обеднёй помени». Никон обещал. Вышол Никон в патриархи, подписалса государь и сенот: «Быть Никону патриархом». Никон думает: «Ишь какой он, гадатель! Он светой, а сидит несчасном месте. Выведу его из неволи и дам ему чин, он не простой человек». Вывел Арсентья на волю. И задумал новый птрирх его произвести. «Что дать ему? Я его преставлю на переплётной двор». Преставил Арсентьюшка, он и давай корябать старой завет. Ну, ладно. Арсентий стал новой завет составлять, перепутал эти книги, где прибавил, где убвил, слова переменил. Стал теперича крестить против солнца, венчать против солнца, кадить против солнца. Государь был у обедни и стал слушать: «Как как-то новизна пошла? Переменёно всё». «А потому что новый патриарх по-новизне повел, а вы подписались». Рука у государя опустилась. Стал нову веру насаждать. [Запись 1926 г.]
Слайд 58Антихрист
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Второе соборное послание святого апостола
Иоанна Богослова
Слайд 59Духовные стихи
Повесть я сию пишу, чести вашей приношу, как в былые
времена, как коварный сатана, злые плевелы насеял, ветер тлеворный навеял в православный русский мир преисподнеи вампир.
На Руси люд православный, во всем пред Богом исправный. Предания свято соблюдая, жизнь богу угождая, соблюдая пост жестокий, подвиг истинно высокий, христианский чистый нрав и ему-то не в поправ. Он погибель всем желает, адской ревностью пылает, чтобы в сети уловить да и в ад препроводить. Но они бога боялись и бесам не поддавались.
Один бес к ним прилетел, он смутить их захотел. Долго он с ними трудился, наконец приуморился. Он как вихрь закружился и сквозь землю провалился. На дне ада в тишине бес подходит к сатане. На колени припадает и сказать чего не знает. Много ободрился, и ему в ноги поклонился. Сатана взглянул со трона, колыхнулася корона. Беса грозно он спросил, тот язык свой прикусил.
Слайд 60
Хромой речь свою сказал, и к сторонке мирно стал. Все тут
демоны зашумели, как в ночную пору ели, иль как пьяная ватага, принапившись в праздник браги. Поднялось такое волненье, точно аду преставленье. Ужас просто как галдели, сами себе надоели. Они кричали долго, много, и затихли понемногу. И пришли все к заключенью, чтоб избрать по назначенью себе помощника из людей. Советом доволен был Асмодей, что так мудро рассудили. Акт важнейший порешили, шум утих и тишина водворилась. Говорит им сатана: теперь вот в чем, братцы, дело: кого избрать бы нам умело? Чтоб достоин чести был и нам другом вечно слыл. И опять все взволновались, и кричать не унимались, вопрос важный обсуждали, кандидатов назначали. Жребий пал, определили, властью адской наделили. Небогатой хоть породы, но зато большебородый. И мордвином он родился, но в помощники годился. Это "Никон" патриарх, земли русской иерарх. Демоны заликовали, поджав хвосты, языком щелкали, Сатана их всех лобзает, в геенне место обещает.
Слайд 61Ему «кривой» так нашептал и под землю вмиг пропал. Приобдумал Никон
дело и повел его умело: он в столице тогда жил, и за важна мужа слыл. У царя в гостях бывал, даже вместе пировал. С царем ласков был не в меру, толковал ему про веру. И так важно говорил, царю голову вскружил. Ты послушай, друг и царь, ведь не так бывало встарь. Наши книги-то неправы, все испорчены уставом. Они вовсе не годны, все испорчены чины. Надо книги бы исправить, все ошибки позагладить. Он лукаво говорил, царя в сети уловил. Наш Тишайший Алезей не знал дьявольских сетей, говорит ему в ответ: «Исправляй, как знаешь, свет. От меня тебе свобода, исправь книги для народа. Все ошибки в них исправь, службу чинную уставь». Никон видит: власть дана, шлет кривого Сатана. К нему тайно он явился, в его сердце поселился. Совет тайный предлагает, вводить ересь понуждает. Что же смотришь? Начинай, порученье исполняй. Никон сразу встрепенулся, его сердцу враг коснулся, прикоснувши мыслями, он садился скоро в сани, по Москве он разъезжал, типографьи проверял, мастеров... [И всё, конец.]
Слайд 63
Христос с учениками из Храма выходит
Пред Крестною смертью Своей,
Наполненный скорбью, прощальными
словами
Учил Он любимых друзей.
«Скажи нам учитель, последнее слово,
Пока ещё с нами живёшь.
Скажи нам, Учитель, когда это будет
Когда ты судить нас придёшь?»
— «Услышите войны, военные слухи,
Восстанет народ на народ;
И будут болезни, и глады и моры,
И братская кровь потечёт.
Ума́лится вера, угаснет надежда,
В сердцах охладеет любовь,
И многие люди тогда соблазнятся,
Прольётся невинная кровь.
Увидите мерзость, в Церквах запустенье,
То знайте, то Суд при дверях.
Готовьтесь, чтоб вера у вас не сокрылась,
Держите светильник в сердцах!
Великие скорби сольются на землю,
И страшные муки придут;
И скажут: «Падите, покройте нас, го́ры», —
Но горы на них не падут!
И в эти минуты искать будут смерти,
Но смерть от людей убежит.
И всяк, находящийся в доме иль в поле,
Пускай он домой не спешит.
Солнце померкнет, месяц и звёзды
С небесного свода спадут;
Воскреснут из ме́ртвых земные народы,
Пойдут на Божественный Суд.
И явится на небе Крест светозарный
И будет, как солнце сиять,
Избра́нные чада восстанут сначала
И радостно будут взирать.
За ними последуют то́лпы народа,
От края до края земли,
И вся содрогнется земная природа
Пред Страшным Престолом Судьи.
Слайд 66Духовный антихрист
Благодать из мира ушла, милые. Уже никто по совести не
живет. Только деньги, только зверево.
[А что такое зверево?] Ну, вон ваша Москва хотя бы. Блудный город. Ну так оно всё уйдет, как говорится...
[А благодать ушла, да?] Ушла, ушла, миленькая моя. Поэтому у нас в соборе не исповедуются, не исповедуют. Священников нет, до кучи. Зато в каждом доме по телевизору. [АГИ, федосеевское согласие]
Слайд 67Беспоповцы: царство антихристово уже вокруг нас
Мос.патриархат
Амвросий, беглый митрополит из Конст.1871
Никита Позднев
1923
Потеряли священство
Отмена анафемы - ?
Рус.Сев., Олонецкий уезд
Преемники Соловецкого монастыря
18 в., Тверь. Хиппи
Христос все освятит
Их сожгли поморы
Очень жесткие
самосожжение
Андрей Жуков – Аарон
Можно жить в миру
Но не следовать светской власти
(печать антихриста, царь)
Никаких подписей нигде!
Но мирской брак
Выговская пустынь
Бегуны, странники,
Скрытники, голбешники
1766
«Запись в раскол» - побег от
Антихристова мира
Переславль-Залесский (Евфимий)
Петр 1 - Антихрист
Пастух Василий Степанов
Каменная мостовая
Госслужащий хоть один – не селиться
Спасовцы
Благодать ушла из мира
Нет таинств
Купцы,
промышленники
Безбрачие
антихрист
Свободный брак
Безсудный вход в рай
Радость от смерти
Щельники, окнопоклонники
Из иконы крест
иконы только с 1 ликовм
Среда – первый день Пасхи
Ошибка в календаре
Слайд 68Бегуны
«Апокалипсичный зверь, — писал Евфимий, — есть царская власть, икона его
— власть гражданская, тело его — власть духовная». В практическом выводе это означало, что остался один для «верующих» путь ко спасению — «не пространный, еже о доме, о жене, о чадах, о торгах, о стяжаниях попечение имети», а «тесный и прискорбный, еже не имети ни града, ни села, ни дома». Нужно вступить в брань с Антихристом. Но как же вести её? Так как открыто бороться нельзя, то «достоит таитися и бегати», порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей — видимых знаков власти антихристовой: записи в ревизии, платежа податей, военной службы, паспортов, присяги. Всякий желающий вступить на этот путь, кто бы он ни был, непременно должен принять новое крещение.
Большинство бегунов имело самодельный паспорт, представляющий из себя, как правило, простую бумагу с надписями типа: «Господь защититель живота моего: кого страшуся?», «Сей пачпорт духовный по точкам чти тихо: царь царей!».
Слайд 70Беловодье как страна, где можно спастись
Слайд 71Беловодье
[А вы слышали когда-нибудь про Беловодье?] Ну как не слышать. Говорят,
там священство истинное сохранилось. И, это... Никто нам на веру бочку не катит. Мы слышали, это где-то около Китая. Может, и правда была там деревня или две, где все у людей хорошо было. Мне дедушка рассказывал, у нас тут был такой Тимоха, всё мыкался, мыкался, а потом говорит, мол, я в Беловодье. Кто посмеялся, кто хлеба дал в дорогу. Ушел да и не вернулся. Ну это еще в Гражданку было. Катунь красная текла. [АЕГ, 2015]
Слайд 72Коллективизация
Тут страшные вещи творились. Страшные. В колхозы загоняли огнем и мечом.
Своих посевов не осталось. Ничего не осталось. Бабушка от голода в 32 году умерла. А до того всё говорила: надо было уйти от мира, надо было уйти от мира. Антихристово племя воцарилось. [ГДТ 2016]
Слайд 73Карп Осипович Лыков и Агафья
В 1930-е годы несколько семей, в том
числе и Лыковы, ушли в Саянскую тайгу и много лет жили в строгой изоляции. Они принадлежали к умеренному старообрядческому толку «часовенных».
В 1978 году геологи случайно обнаружили Лыковых при обследовании реки Большой Абакан. История о семье отшельников, незнакомых с современной цивилизацией, получила огромный резонанс в советской прессе тех лет.
Слайд 78Петр I
1666+ 33 = 1699 (Возвращение из Великого посольства)
Обрезание бород, новый
календарь (юлианский от Р.Х., 1 января), ношение европейского платья.
1700 - книгописец Талицкий распространял в Москве тетрадки "Об исчислении лет" и "О антихристе", доказывавшие, что Петр I и есть антихрист. Бы казнен за агитацию.
Развод Петра с Евдокией Лопухиной и смерть царевича Алексея еще более утвердили противников Петра в мысли о его дьявольском происхождении.
Слайд 79"Привезены из-за моря клеймы на кораблях и кого запечатают, тому и
хлеб дадут" [Есипов 1885]
Монах Предтеченского монастыря Иона: "Ныне у нас не царь, а антихрист (...), заставят нас, монахов, мясо есть и с женами жить. В Невском монастыре монахи уже едят. И привезены в Петербург печати... станут всех печаать. С образов оклады будут обдирать".
Указ Петра 5 фераля 1722 о целовании креста наследнику престола, который пока не назван, а будет назначен императором в будущем. = крест будут целовать антихристу.
Слайд 81
В староверском «Собрание от святого писания об Антихристе» можно найти такую
характеристику на Петра I: «Яко же папа в Риме, тако и сей лжехристос начал гонити и льститати и искореняти в России Останок Православный Веры и свои новые умыслы уставляя и нова законоположения поставляя, по духовному и по Гражданскому расположению, состави многие регламенты и разосла многие указы во всю Россию с великим угрожанием... и устави Сенат и Синод и сам бысть над ними главою...»
Слайд 83
«царь Аввадон, а по- елински — Аполион, по-французки – Наполион, по-гречески
— Бонапарт, а по-словенски и российски — Антихрист»
ЛАИ УрФУ. XII. 45р/1370. Л. 17.
Слайд 84Официальный антихрист (Синод)
В 1806 году Святейший Синод Русской Православной церкви издал
манифест, в котором в частности говорилось: «В Египте приобщился он гонителям Церкви Христовой... Наконец, к вящему посрамлению оной, созвал во Франции иудейские синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый великий сангедрин еврейский, сей самый богопротивный собор, который некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и теперь помышляет соединить иудеев, гневом Божиим рассыпанных по всему лицу земли, и устроить их на испровержение Церкви Христовой и (о, дерзость ужасная, превосходящая меру всех злодеяний!) на провозглашение лжемессии в лице Наполеона».
Слайд 8542 месяца
После вторжения Наполеона в Россию часто вспоминали стих 5 из
Апокалипсиса: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца». Под последним числом иногда подразумевали возраст Наполеона (в 1812 году ему уже было 43, и отсюда выводили неминуемость его скорого падения), другие толкователи исчисляли 42 месяцами время его военных успехов, намекая на безуспешную войну с Испанией. Интересно, что староверы не поддержали версию о французе-антихристе, отдавая предпочтение «лжепророкам в своем отечестве». Зато так называемый образованный класс, дворянство поддерживали версию Святейшего Синода о сходстве Бонапарта со «зверем багряным».
Слайд 87Кандидатура: Сталин
Шестипалость, сухорукость и т.д.
Война, репрессии
Слайд 91Признаки конца света в «русской эсхатологической легенде» XIX в.
1) при конце света
по полям / по улицам будут ходить огненные / стальные / железные кони, или колесницы / печи (это трактора, а по одному утверждению, ещё и машины, танки). Интересным образом варьируется этот мотив у одного из информантов: зашипят железные змеи (ПАС, о тракторах), у другого: на столе зашипит змея (ДАВ, о самоваре[9]) – то есть один и тот же образ имеет разную атрибуцию.
2) при конце света по небу будут летать огненные / стальные / железные птицы (самолёты)
3) всё небо / земля будет железными / стальными проводами / проволокой / нитями / сетями / паутиной опутано (это линии электропередач). По словам одного информанта, деревья будут верёвками перепутаны [КТА].
Слайд 92Железные птицы
Говорили, что будут летать железные птицы [ВН., д.Староверский луг
2008]
Анна Семенна говорила, она грамотная была, что перед концом света будут летать птицы с железными клювАми. [ОАЕ, с.Кленово, 2009]
В последние времена будут железные птицы по небу... Ну так и вон они, самолеты-ти [ДГЕ, Нижегор.обл., 2000]
Слайд 94Провода
Злой антихрист народится,
Народится и воцарится.
Он пустит свою прелесть
По всей области
вселенней,
Разоставит он на свои сети
По всему миру крещеному.
Он исходит и прельщает
В свои сети уловляет.
Слайд 96Огненный змей
В "Грозе" Островского (1864) странница Феклуша таким образом описывает паровоз:
"Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради скорости".
Слайд 97Инверсия
Воды не будет, а золото будет валяться ненужным
Зима теплая, лето холодное
Юг
на севере, север на юге (полюса)
Слайд 98
«Грибы не будут расти мостами, а люди не будут жить семьями»
«Не будут знать родства никакого»
«Дети будут рождаться умнее родителей, и они будут антихристы».
«В церковь будут ходить любопытники да еретики».
«Женщины будут ходить в мужской одежде, пить вино, ругаться матом»
Слайд 99
– Так говорили: не узнаешь девку от парня. Верно, теперь девки
идут, волосы обрезавши, папироса во рту. В штанах – не то мальчишка, не то девчонка [Кирилловка, Саратовская обл., НТЕ 2004]
Слайд 104Война
«При последнем веке держава пойдет на державу, начальник на начальника, отец
на сына, брат на брата, свекровка на сноху, сноха на свекровку».
«Во время Страшного Суда будет кровь до узд коням».
«Будет такая война, что погибнут все, а кто не погибнет – увидит след на земле и не будет знать, чей это след»
«Человек увидит след на песке и удивится, что не он один такой»
Слайд 105ВОВ как апокалипсис
Старуха просит ветошь
Петух в небе кричит
Два зверя: Сталин и
Гитлер
Слайд 106Женщина предрекает войну
У нас говорили, было видение. Баба такая... Одетая так
богато, страшенно дорого. Выехала из лесу на страшенном коне, будыть то двушеем. И говорит: война будет, никого не останется. [АОТ, Арх.обл. 1998]
Женшина сидить на лошади, лошать как змий: дай мужиков. Мужиков просить. Это перед войной было [ФТ., Арх. Обл. 2004]
Слайд 109Число Зверя
«Будут предлагать начертать на лбу и руке 666. Кто согласится
сделать этот знак – тому будут давать все блага (в частности, пен- сию)» [АЕ, Нижегор., 1985]
А тебе вот сговорят вписатыся в риистр чи ещё куда – ты и продался дияволу. Диявол перечте людей-то. Числом перечте. Списком перечте, понимаешь? [НГ 1987, с.Красномаевка, Харьковская обл.]
Слайд 116Компьютер-Зверь, электронная валюта
Насколько я могу судить, во всех случаях непосредственным источником
для соответствующих переводов служила книга евангелистской проповедницы и основательницы «Лиги молитвы» Мэри Стюарт Рэлф (1916—2011) «Когда ваши деньги теряют смысл, система 666 в действии», вышедшая в 1981 г. в Алабаме. Утверждая, что число 666 постепенно проникает во все сферы повседневной жизни американцев (его удавалось отыскать даже на маркировке напольной плитки и ярлыках мужских сорочек), Рэлф уделяла особое внимание развитию международных платежных систем и распространению пластиковых дебетовых карточек, которые, по ее мнению, должны были стать главным инструментом экономического подчинения человечества. В книге Рэлф история о брюссельском компьютере и докторе Элдемане повторялась несколько раз [Рэлф 1981: 37, 42—46], более того, здесь говорилось, что на смену «малому зверю» в Брюсселе скоро придет другой суперкомпьютер, который находится в Люксембурге [Рэлф 1981: 46]. Среди других признаков грядущего царства антихриста алабамская проповедница называла появление различных международных организаций: Мирового банка, Всемирной организации здравоохранения, Международного валютного фонда и т.п.
[Панченко 2015]
Слайд 117
За совершенной системой «удобных карточек», компьютерной безопасности, скрывается всемирная диктатура, порабощение
антихристу. <...>Прельстятся те, которые в толкованиях пойдут «от ума». И это тогда, когда знамения столь очевидны: компьютерный «зверь» в Брюсселе с числом 666 уже почти проглотил все страны. Карточка, удостоверение личности, «введение печати» что означают? К сожалению, по радио мы следим только за тем, какая будет погода. <. > После же карточки и удостоверения личности, «компьютерного досье», чтобы лукаво подвести дело к печати, будут постоянно говорить по телевидению, что кто-то взял чью-то карточку и забрал из банка его деньги. С другой стороны, будут рекламировать «совершенную систему»: печать на руку или на лоб лазерными лучами, незаметную внешне, с 666, именем антихриста [«Знамения времен, 666»]
Слайд 121
...Власти Сатане было на тысечу лет, всё был народ благочестивой, благоугодной.
Кончилася эта тысечалет. «Смотри, у меня ни одной души нет, все у его (Иисуса Христа), все и живы, и мёртвы. Как жо я, чем буду производить души? Вложу в раба Арсентья мысль». Еретник был, вложен в столбе. Идёт Никон патриарх (дьячком был тогда ишо). Вышол прямо на Арсентья. «Остановись, Никон!» Никон остановился. «Вот ты служишь теперь дьячком, а выйдешь в патриархи. Дак ты меня за первой обеднёй помени». Никон обещал. Вышол Никон в патриархи, подписалса государь и сенот: «Быть Никону патриархом». Никон думает: «Ишь какой он, гадатель! Он светой, а сидит несчасном месте. Выведу его из неволи и дам ему чин, он не простой человек». Вывел Арсентья на волю. И задумал новый птрирх его произвести. «Что дать ему? Я его преставлю на переплётной двор». Преставил Арсентьюшка, он и давай корябать старой завет. Ну, ладно. Арсентий стал новой завет составлять, перепутал эти книги, где прибавил, где убвил, слова переменил. Стал теперича крестить против солнца, венчать против солнуа, кадить против солнца. Государь был у обедни и стал слушать: «Как как-то новизна пошла? Переменёно всё». «А потому что новый патриарх по-новизне повел, а вы подписались». Рука у государя опустилась. Стал нову веру насаждать. [Запись 1926 г.]
Слайд 122
В "Повести о рождении и воспитании Никона», составленной в конце XVIII
в. сообщается о "чернеце Арсении", которого Никон, еще будучи новгородским митрополитом, увидел в темнице Соловецкого монастыря: "Чернец некий именем Арсений, мужественный новинам и ересем защитник… Той убо, абие седящаго в нем пытливаго духа наставлением подстрекаем, возопи глаголя: "Святейший патриарх Никон, благослави!". Никон обещает монаху, что выпустит его из темницы, если предсказания сбудутся, и он станет патриархом. "Воспомянув убо лжепророка своего ссылнаго чернца Арсения, егоже от соловецкого лавиринфа по обещанию своему испустити повеле, не яко от темницы узника, но яко виденнаго Тайновидцем исходящаго из бездны на попрание православия зверя. Егоже взем, устрои его быти на Печатном дворе справщиком. Тойже окоянный древних лва саврянина и лжепророков его богоубийц жидов клеврет, надхненный лютым латинского отступления ядом, бысть богоотступного зверя Никона подобонравное ему во всякой новолюбителной лжи и дерзости любимое чадо. С ним же согласився Никон, подстилает лесть самодержцу глаголя: владыко царю, от многих убо в народе слышу на словенския книги укоризненные словеса, яко бы с греческими и с российскими древними харатейными книгами не согласуют; да повелит держава ваша о сем собрати собор российских арихиереов и всех освещенных церковных служителей, и с ними обще разсмотрев подобающая в них исправити со старых греческих и российских харатейных книг, и во всех словесах чинах и уставах с греками согласити, да не будет порочна наша паства".
Слайд 123Раньше-то по всей Руси одна вера была, истинная, православная. И молились
все одинаково, и обряд был один. Тут появился новый первосвященник, да греховодником оказался. Полюбил, значит, он монашенку, а по тогдашним законам священникам-то жениться нельзя. Ему монашенка-то и говорит, где, мол, такое слово Божие есть, чтобы нам с тобой жить можно было? Девушка-то умная была. Осердился греховодник, да делать нечего – ушел, а мысли-то греховные не забыл. И решил он старые книги все испортить, которые по истинной вере написаны, и чтобы ему новые написали, неправильные. И случись тут люди, которые про все то узнали. Стали они против него говорить, то, мол, неправильно он делает, и сколько он народу побил! А своего таки добился: все старые книги перепортил и истинную веру неправильной объявил. И много тут пошло всяких гонений на тех, кто по старой вере жил, а он многих обманул и в новую веру крестил. А он, когда в книгах-то всё по-своему написал, пошел к той монашенке и не сказал ей, что новые-то законы сам написал, а сказал, что , мол, и раньше так было, а потом забыли, а он-де истинную веру вернул и по той вере священнику жениться можно. [1985, Уренский р-н Нижегородской области, устная запись]