Грант РНФ 14-18-03771.
Тезаурус
АНИМАТИЗМ — представление о безличной силе, действующей в природе и оказывающей влияние на жизнь людей, характерное явление для ранних форм религии. По всей видимости,
аниматизм является одной из первых попыток целостного осмысления мира. В разнообразных трансформациях он присущ религиям всех континентов и всех стадий в истории религии.
АНИМИЗМ — вера в души и духов. В научный оборот в этом значении термин «анимизм» был введен английским антропологом Э. Тайлором для описания первобытных религиозных верований.
АНТРОПОМОРФИЗМ — 1) перенесение на животных, предметы и явления природы присущих человеку качеств и свойств;
2) представление о богах как подобиях человека.
Религиоведческий словарь //
Классики мирового религиоведения
Прорыв вперед или поворот назад?
«Все новое – это хорошо забытое старое»
Когнитивное религиоведение возникнув как некая реакция на неудовлетворенность результатами существующих религиоведческих, прежде всего феноменологической и герменевтической, возвращается с проблематике конца XIX – начала ХХ века [14]. На повестке дня вновь стоят вопросы о происхождении религии, минимуме ее определения, этапах ее развития. Натуралистическое объяснение религии и ее происхождения подкреплены теперь методами естественных наук. В своих исследованиях религиоведы-когнитивисты используют наработки эволюционной и когнитивной психологии, когнитивной лингвистики, нейрофизиологии.
В данном докладе мы наметим основные параллели между российской антропологической школой религиоведения и когнитивным религиоведением, а также попытаемся понять, чем является когнитивное религиоведение: прорывом в истории науки о религии, или же возвращение к старым проблемам?
Итоги:
Возникновение религия рассматривается в следствии «антропоморфной проекции».
Развитие антропоморфизма происходит в результате адаптации к окружающему миру.
Подчеркивается роль «необходимости» нарушения интуитивных ожиданий, для лучшей передачи репрезентаций.
Ставится проблема «Микки Мауса».
В ответ на проблему «Микки Мауса» разрабатываются критерии необходимые для поклонения агенту (П. Буайе, Дж. Барретт, Л.Я. Штернберг).
Российская антропологическая школа
Л.Я. Штернберг:
Дуализм души и тела.
«Оживотворение» природы
(Аниматизм).
3. «Открытие» существования
духов.
Мотив – поиск причинности,
особенно важный в борьбе
за существование [15].
Е.Г. Кагаров:
1. «Оживотворение» природы
(Аниматизм).
2. Представление о некой
невидимой силе (Динамизм).
3. Персонификация природы
(Анимизм).
Мотив – «Стремление к истине и
вечная жажда причинности»[10].
В.Н. Харузина:
Анимизм – представление о том,
что вся природа одушевлена.
Анимизм тесно связан с
механизмом персонификации.
Анимизм не является источником
религиозного чувства [13].
В.Г. Богораз:
«Оживотворение» природы
(Аниматизм).
2. «Олицетворение» природы
(Антропоморфизм и ззоморфизм).
3. «Одухотворение» природы
(Анимизм) [9].
С. Гартри:
Антропоморфизм возможен благодаря
HADD – Hypersensitive Agency Detection
Device.
HADD возникает в результате адаптации
человека к окружающему миру [6,7].
Горевой Д.А.
КНУ им. Т. Шевченко (Киев, Украина)
Дж. Барретт:
Антропоморфизм возможен благодаря
HADD – гиперчувствительной системе
обнаружения действующей силы.
2 уровня концептуализации объектов:
Базовый и Теологический [1,2,3].
П. Буайе:
Антропоморфизм как нарушения одной
из доменно-специфических областей:
Обыденная физика.
Обыденная биология.
Обыденная психология [4,5].
Список использованной литературы:
Barrett J. L. Exploring the Natural Foundations of Religion // Trends in Cognitive Science. № 4. 2000. P. 29-34.
Barrett J.L. Why Santa Claus is Not a God // Journal of Cognition and Culture . № 8 (1-2). 2008. P. 149-161.
Barrett J.L., Keil. F.C. Conceptualizing a Nonnatural Entity: Anthropomorphism in God Concepts // Cognitive Psychology. №31. 1996. P. 219-224.
Boyer P. Religion Explain. The Evolutionary Origins of Religious Thought. 2001.
Boyer P. The Naturalness of Religious Ideas. University of California Press, 1994.
Guthrie S. A Cognitive Theory of Religion // Current Anthropology. Vol. 21. № 2. 1980. Р. 181–203.
Guthrie S. Faces in the Clouds: A New Theory of Religion. New York, 1993.
Анофриев И.С. Понятие «антропоморфизм» как основа «когнитивной теории религии» Стюарта Гатри // Дні науки філософського факультету – 2012. Ч. 4. 2012. С. 3-5.
Богораз В.Г. К вопросу о применении марксисткого метода к изучению этнографических явлений // Этнография. № 1-2. 1930. С. 4-56.
Кагаров Е.Г. Типичное развитие религиозно-мифологического творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 5. Харьков, 1913. С. 372-416.
Малевич Т.В. Когнитивные детерминанты «естественной религии» в концепции Джастина Барретта // Человек и религия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2013. С. 310-315.
Сергиенко Р.А. “Проблема Микки Мауса” и “Проблема Зевса” в современном когнитивном религиоведении // Вестник КемГУ. № 4. 2011. С. 236-241.
Харузина В.Н. Этнография. М., 1909-1914.
Шахнович М.М. Когнитивная наука и исследования религии // Государство, религия , Церковь в России и за рубежом. № 3. 2013. С. 32-63.
Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.
Российская антропологическая школа – одно из основных направлений в истории российского религиоведения. Основные направления исследований – изучение первобытной религии, исследование т.н. «низших религий». Основной упор в исследованиях уделялся полевой работе. В основном представлено этнографами и антропологами.
Когнитивное религиоведение – раздел религиоведения, изучающий формирование религиозных верований в связи с деятельностью структур сознания. Формируется на стыке когнитивной и эволюционной психологии, а также когнитивной лингвистики. Возникает в конце ХХ в. Рассматривает круг вопросов: представления детей о сверхъестественном, нейрофизиологические основания религиозных практик, происхождение антропоморфных проекций, возникновение религиозных репрезентаций.
Вывод:
Когнитивное религиоведение можно считать прорывом в
науке о религии, с оговоркой, что это прорыв в методологии, а
не в постановке предмета и проблемного поля исследований.
Однако, на сегодняшний день, пока еще рано говорить о
переводе религиоведения с гуманитарной колеи на рельсы
естественных наук.
РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОНД
ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ