Слайд 1Здоровьесберегающие технологии
«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических
норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
«Здоровье это – состояние полного физического, умственного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи».
(Всемирная организация здравоохранения, 1947 г.)
Слайд 3Почему формирование и сохранение здоровья проблема системы образования?
Система образования охватывает детей
в возрасте от 3 до 23 лет.
Формирование здоровья – изменение поведения с ориентацией на здоровье - психолого-педагогическая проблема.
Слайд 5Что такое здоровьесберегающие технологии?
«Здоровьесберегающая технология» – это наука о здоровье, здоровом
образе жизни и мастерстве сохранения здоровья.
Слайд 6Школьные факторы риска
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).
Слайд 7ЦЕЛЬ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ.
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 8ЗАДАЧИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые
не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.
Слайд 9Определить понятие
«здоровьесберегающие образовательные технологии»
представляется корректным, исходя из «родового»
понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?» (Селевко, 2000), то логичным окажется ответ:
так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.
Слайд 101. Медико-гигиенические технологии (МГТ)
К медико
- гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Слайд 112.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)
ФОТ направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание,
тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.
Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
Слайд 123.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически
оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях. Организация фитомодулей в классах.
Слайд 13ДЕЙСТВИЕ ФИТОМОДУЛЕЙ
БАКТЕРИЦИДНОЕ
АНТИТОКСИЧЕСКОЕ (ПОГЛОЩЕНИЕ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ИЗ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ - ФОРМАЛЬДЕГИД, ТОЛУОЛ,
БЕНЗОЛ И ДР.)
ОПТИМИЗАЦИЯ МИКРОКЛИМАТА ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА,
ПОВЫШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ИОНОВ В ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ,
СНИЖЕНИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ЗА СЧЕТ ДЕЙСТВИЯ ТЕРПЕНОВ,
ОПТИМИЗАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ,
ЭСТЕРОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
Слайд 14 ПРИМЕРЫ АЭРОФИТОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ
Слайд 15ДЕЙСТВИЕ ФИТОКОМПОЗИЦИИ К-1
ХЛОРОФИТУМ – 1 ШТ. (поглощение углеводородов из воздушной среды)
БАЗИЛИК
КИПР – 2 ШТ. (бактерицидное)
МЯТА – 2 ШТ. (бактерицидное)
МЕЛИССА – 1 ШТ. (снимает психо-эмоциональное напряжение)
ГЕРАНЬ ДУШИСТАЯ – 1 ШТ. (бактерицидное)
Слайд 16
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите
в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно – технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д
Слайд 17
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
подразделяются на 3 три подгруппы:
Организационно
- педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
Психолого - педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.
Учебно -воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Слайд 18Группы технологий, реализуемые вне школы
социально адаптирующие и личностно - развивающие технологии
включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности;
лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Слайд 19Направления работы
Создание
здоровье-
сберегающей
среды
Здоровье-
сберегающий
урок
Внеучебная
деятельность
Воспит.
работа
(формирование
ЗОЖ)
Слайд 20 Урок - Основная структурная единица учебной работы с учащимися.
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы.
Слайд 21ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Слайд 22Физкультминутки – это определенно ориентированный комплекс упражнений, направленный на снятие утомления
с наиболее задействованных органов (разработанные медиками-специалистами)
Динамические минутки – свободный комплекс упражнений на снятие гиподинамии.
Активные минутки – включение в методику преподавания предмета – движения (активные методы обучения)
Слайд 23Виды физкультминуток
Упражнения для снятия общего и локального утомления;
Упражнения для кистей
рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха;
Дыхательная гимнастика;
Упражнения, корректирующие осанку.
Слайд 24Технологии, используемые на отдельных уроках
Слайд 25Математика
Расположить устные задания по периметру класса
Кто быстрее напишет ответ на доске
Найти
глазами правильный ответ (расположенный не на доске)
Работа в парах и группах, постоянно меняющих
Решение задач со здоровьесберегающими заданиями.
Выполнять движения в соответствии с полученным ответом (встать, если получили в ответе нечетное число, и отвернуться, если четное)
Считать с закрытыми глазами.
«Буратино»
Слайд 27Музыка
Логоритмическая гимнастика – это кратковременные физические упражнения под музыку.
Ритмотерапия.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой , движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности, развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат
Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения.
Слайд 28Физическая культура
Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья
подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны.
Слайд 30Время пользования компьютером
Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами,
Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день.
Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать:
в 1-5-м классах -15 минут,
в 5-7-м классах -20 минут,
8-9-м классах -25 минут,
10-11-м классах -30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.
Слайд 31ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на
питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим больше добра!
Слайд 32Забота о здоровье учащихся – не доброе пожелание, а обязанность каждой
школы, каждого учителя.
Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников больше, чем врач!