ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЫ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ презентация

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ Снижение доли здоровых детей до 33,9% В Приволжском Федеральном Округе заболеваемость подростков выше на 13,3% средне-российского показателя Время обучения в школе совпадает с периодом интенсивного роста ребёнка В период

Слайд 1ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЫ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД

ОБУЧЕНИЯ

Порецкова Галина Юрьевна
ассистент кафедры детских болезней СамГМУ,
кандидат медицинских наук


Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Снижение доли здоровых детей до 33,9%
В Приволжском Федеральном Округе заболеваемость

подростков выше на 13,3% средне-российского показателя
Время обучения в школе совпадает с периодом интенсивного роста ребёнка
В период школьного обучения происходит снижение числа здоровых детей в 2 раза и увеличение числа больных

Слайд 3ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ По данным коллегии Минздравсоцразвития и Минобразования Самарской области, октябрь

2008

Слайд 5ПРОБЛЕМЫ
Исходно низкий уровень здоровья детей
Низкая заинтересованность школьных медработников и невозможность проведение

хорошей профилактической работы
«Разрыв» между участковой службой и школьно-дошкольной медицинской службой
Нередко, отсутствие условий для работы мед. персонала в школе
Невысокий статус школьного врача

Слайд 6Результаты опроса школьных врачей о проблемах медицинского обеспечения образовательного процесса
Участие поликлиники

ограничивается медицинскими осмотрами учащихся (декретированных возрастов) и проведением плановой и экстренной вакцинопрофилактики
При медицинских осмотрах выявляется большое количество заболеваний, но оздоровительные мероприятия не проводятся или проводятся в неполном объёме
Оценка функционального состояния затруднена, вследствие трудоёмкости выполнения тестов
Динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся не оценивается
Затруднен анализ причин заболеваемости из-за недостаточной координацией между поликлиникой, педагогами и психологами

Слайд 7ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА (Коробейников А.А., 2009)
Раннее , преждевременное начало

школьного обучения

Неадекватность школьных требований и несоответствие методик обучения возможностям учащегося

Нерациональная организация учебного процесса

Стрессовая тактика педагогических воздействий

Недостаточная грамотность учителей и родителей
в вопросах охраны здоровья детей

Слайд 8ПРОБЛЕМЫ
Недостаточная подготовленность педагогов в вопросах сохранения здоровья

Несогласованность профилактической работы мед.

работников и педагогов

Недостаточное внимание родителей к сохранению здоровья детей

Слайд 9Изучение готовности педагогов к взаимодействию с врачом для профилактики и раннего

выявления отклонений в развитии и состоянии здоровья детей

80% учащихся часто жалуются им на головные и абдоминальные боли, утомляемость, слабость, нарушение зрения

½ учителей считали, что эти проблемы реально влияют на способность к обучению, 10% указывали на частые пропуски занятий, как фактор влияющий на успеваемость


Слайд 1036% педагогов не смогли назвать признаки школьной дезадаптации (ШД)

22% считают необходимым

активно выявлять скрытые признаки ШД (но заниматься этим должны психологи и врачи)

41,5% педагогов считают необходимым использовать индивидуальный подход к обучению для смягчения школьной адаптации

28% опрошенных не сформировали своего мнения по медицинскому обеспечению образовательного процесса

Слайд 11САМООЦЕНКА УРОВНЯ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ
Хорошие знания -1 педагог
Удовлетворительные знания – 12

педагогов
Недостаточные знания – 20 педагогов
Отсутствие знаний – 3

80,5% -педагогов получили медицинские знания в ВУЗЕ
19,5% - повысили объём знаний о здоровье, проблемах детского и подросткового возраста на курсах по повышению квалификации по педагогике

Слайд 12ПРОБЛЕМА

Отсутствие обоснованной системы

профилактической работы
в школе, где определена роль
мед.работника и педагога

Слайд 13АДАПТАЦИЯ




Слайд 14НАПРЯЖЕНИЕ АДАПТАЦИИ




Слайд 15ДИЗАДАПТАЦИЯ



Слайд 16
РИСК ДИЗАДАПТАЦИИ СУЩЕСТВУЕТ

ВСЕГДА
поэтому профилактика и контроль
состояния здоровья должны
проводиться постоянно

Слайд 17Школьный врач
Организатор здравоохранения в школе
Разработка профилактических мероприятий, координация, совместная работа с

администрацией и педагогами (мониторинг состояния здоровья и анализ влияющих причин )
Методическое оснащение педагогов (методики)
Консультирование детей и родителей
Тесное сотрудничество с участковой службой поликлиники (лекции и беседы)
Эффективные медицинские осмотры (скрининговый отбор), вакцинация

Слайд 18Педагог и классный руководитель
Изменение подхода к роли педагога
Повышение заинтересованности педагога в

здоровом ученике
Получение максимальных сведений о ребёнке и его социальном окружении
Наблюдение за поведением ребёнка в процессе обучения
Тесное сотрудничество с родителями
Получение нужных сведений в области охраны здоровья
Изменение отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни


Слайд 19Социальный портрет семей
полная семья с одним ребенком
проживающая в изолированной

квартире
спокойные взаимоотношения в семье
воспитание строится на убеждении и собственном примере
СОЦИЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ (30%)
неполные семьи
неуравновешенные или авторитарные взаимоотношения
неблагоприятные жилищные условия
незанятость родителей
отсутствие четких представлений о здоровом образе жизни
(психологическая и педагогическая работа с семьями, группа наблюдения )


Слайд 20Добавочные факторы риска и их ранговые значения ( расчитанные по методике Флетчера,

2007)

Слайд 21Психологическое состояние, готовность к школьному обучению
полученные результаты: около 15% прошедших психологическое

тестирование имели низкую психологическую готовность к процессу обучения

(основная группа, нуждающихся в индивидуальной психологической коррекции и наблюдении в динамике)

Слайд 22Определения особенностей психологического состояния учащихся в процессе обучения(скрининг-диагностика (Носачёв Г.Н. и

соавт., 2004) )


Наиболее частой формой НТ у детей первого класса являлась астения (9,1%) и нарушения сна (6,1%)

самой распространённой формой психического напряжения были проявления фобий (17%) и патологической тревожности (15%)

Депрессивное состояние увеличивает возможность реализации напряжения адаптации в 1,2 раза

Признаки фобий повышается риск нарушения течения адаптации в 1,6 раза


Слайд 23 Медицинские тесты для выявления ШД
Определение ЧСС и артериального

давления (САД и ДАД)
Оценка физического развития (определение массы тела и роста)
Учёт возраста ребёнка
Итого – адаптационный потенциал (АП)
= 0,011хЧСС+ 0,014хСАД+ 0,008хДАД + 0,014хВ + 0,009хМТ- 0,009хДТ- 0,27 (N менее 2,11)
(Баевский Р.М, 1988)
возможно оценить адаптацию организма в целом

Слайд 24Динамика адаптационного потенциала в процессе наблюдения за детьми 1 класса



Слайд 25Администрация школы
Повышение статуса врача, как организатора здравоохранения в школе
Организация рабочего места

врача с учётом современных требований
Инициатор просветительских и оздоровительных мероприятий для учеников и родителей
Стимулирование активных педагогов по результатам профилактической работы


Слайд 26Реализация программы здоровьесбережения в МОУ СОШ № 131
2006-07г.- анализ состояния здоровья

учащихся 1-9 классов; выявление функциональных особенностей учащихся 1-3 классов. Лекции для родителей учащихся различных классов по проблемам сохранения здоровья. Обучение педагогов навыкам проведения физкультминуток и динамических пауз. Внедрение мероприятий по профилактики нарушений зрения, осанки, простудных заболеваний.

2007-08г.- влияние психологических особенностей школьников на мотивацию к курению; влияние психологических и социальных факторов на формирование патологии ЖКТ; изучение распространённости Н.pilori среди учащихся начальных классов; разработка способа выявления школьной дизадаптации. Введены обучающие лекции для педагогов по проблемам профилактики (1 раз в четверть). Разработаны памятки для родителей об особенностях каждого возрастного периода. Внедрен мониторинг состояния здоровья школьников и образовательной среды.

Слайд 27Реализация программы здоровьесбережения в МОУ СОШ № 131
2008-09г.- изучение особенностей адаптации

школьников в начальном периоде обучения; разработка способа прогнозирования школьной дизадаптации; анализ режима питания учащихся 5-9 классов. Формирование здорового образа жизни педагоги осуществляют через преподавание предмета. Введены регулярные тематические классные часы, беседы с демонстрацией учебных фильмов.
Разработано учебно-методического пособие
«Проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению и школе». По методике выявления школьной дизадаптации получен патент на изобретение.

Слайд 28Участие администрации МОУ СОШ № 131 в реализации программы здоровьесбережения
Обустройство

кабинетов врача, отвечающего современным требованиям
Обязательное участие медработников в работе педсоветов, отражение результатов реализации программы здоровьесбережения
Организация обучающих занятий для педагогов по вопросам профилактики
Проведение конференций и семинаров с опубликованием результатов работы
Участие в разработке учебно-методического пособия
Участие в разработке патентов на изобретения
Регулярное проведение «Дней здоровья» и выезд учащихся и педагогов в оздоровительные лагеря
Поощрение активных педагогов по результатам профилактической работы


Слайд 29Медицинский кабинет


Слайд 30Патенты на изобретения


Слайд 31Дни здоровья


Слайд 32В школьной столовой


Слайд 33СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика