Слайд 1ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЫ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД
ОБУЧЕНИЯ
Порецкова Галина Юрьевна
ассистент кафедры детских болезней СамГМУ,
кандидат медицинских наук
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Снижение доли здоровых детей до 33,9%
В Приволжском Федеральном Округе заболеваемость
подростков выше на 13,3% средне-российского показателя
Время обучения в школе совпадает с периодом интенсивного роста ребёнка
В период школьного обучения происходит снижение числа здоровых детей в 2 раза и увеличение числа больных
Слайд 3ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
По данным коллегии Минздравсоцразвития и Минобразования Самарской области, октябрь
2008
Слайд 5ПРОБЛЕМЫ
Исходно низкий уровень здоровья детей
Низкая заинтересованность школьных медработников и невозможность проведение
хорошей профилактической работы
«Разрыв» между участковой службой и школьно-дошкольной медицинской службой
Нередко, отсутствие условий для работы мед. персонала в школе
Невысокий статус школьного врача
Слайд 6Результаты опроса школьных врачей о проблемах медицинского обеспечения образовательного процесса
Участие поликлиники
ограничивается медицинскими осмотрами учащихся (декретированных возрастов) и проведением плановой и экстренной вакцинопрофилактики
При медицинских осмотрах выявляется большое количество заболеваний, но оздоровительные мероприятия не проводятся или проводятся в неполном объёме
Оценка функционального состояния затруднена, вследствие трудоёмкости выполнения тестов
Динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся не оценивается
Затруднен анализ причин заболеваемости из-за недостаточной координацией между поликлиникой, педагогами и психологами
Слайд 7ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА (Коробейников А.А., 2009)
Раннее , преждевременное начало
школьного обучения
Неадекватность школьных требований и несоответствие методик обучения возможностям учащегося
Нерациональная организация учебного процесса
Стрессовая тактика педагогических воздействий
Недостаточная грамотность учителей и родителей
в вопросах охраны здоровья детей
Слайд 8ПРОБЛЕМЫ
Недостаточная подготовленность педагогов в вопросах сохранения здоровья
Несогласованность профилактической работы мед.
работников и педагогов
Недостаточное внимание родителей к сохранению здоровья детей
Слайд 9Изучение готовности педагогов к взаимодействию с врачом для профилактики и раннего
выявления отклонений в развитии и состоянии здоровья детей
80% учащихся часто жалуются им на головные и абдоминальные боли, утомляемость, слабость, нарушение зрения
½ учителей считали, что эти проблемы реально влияют на способность к обучению, 10% указывали на частые пропуски занятий, как фактор влияющий на успеваемость
Слайд 1036% педагогов не смогли назвать признаки школьной дезадаптации (ШД)
22% считают необходимым
активно выявлять скрытые признаки ШД (но заниматься этим должны психологи и врачи)
41,5% педагогов считают необходимым использовать индивидуальный подход к обучению для смягчения школьной адаптации
28% опрошенных не сформировали своего мнения по медицинскому обеспечению образовательного процесса
Слайд 11САМООЦЕНКА УРОВНЯ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ
Хорошие знания -1 педагог
Удовлетворительные знания – 12
педагогов
Недостаточные знания – 20 педагогов
Отсутствие знаний – 3
80,5% -педагогов получили медицинские знания в ВУЗЕ
19,5% - повысили объём знаний о здоровье, проблемах детского и подросткового возраста на курсах по повышению квалификации по педагогике
Слайд 12ПРОБЛЕМА
Отсутствие обоснованной системы
профилактической работы
в школе, где определена роль
мед.работника и педагога
Слайд 16
РИСК ДИЗАДАПТАЦИИ СУЩЕСТВУЕТ
ВСЕГДА
поэтому профилактика и контроль
состояния здоровья должны
проводиться постоянно
Слайд 17Школьный врач
Организатор здравоохранения в школе
Разработка профилактических мероприятий, координация, совместная работа с
администрацией и педагогами (мониторинг состояния здоровья и анализ влияющих причин )
Методическое оснащение педагогов (методики)
Консультирование детей и родителей
Тесное сотрудничество с участковой службой поликлиники (лекции и беседы)
Эффективные медицинские осмотры (скрининговый отбор), вакцинация
Слайд 18Педагог и классный руководитель
Изменение подхода к роли педагога
Повышение заинтересованности педагога в
здоровом ученике
Получение максимальных сведений о ребёнке и его социальном окружении
Наблюдение за поведением ребёнка в процессе обучения
Тесное сотрудничество с родителями
Получение нужных сведений в области охраны здоровья
Изменение отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни
Слайд 19Социальный портрет семей
полная семья с одним ребенком
проживающая в изолированной
квартире
спокойные взаимоотношения в семье
воспитание строится на убеждении и собственном примере
СОЦИЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ (30%)
неполные семьи
неуравновешенные или авторитарные взаимоотношения
неблагоприятные жилищные условия
незанятость родителей
отсутствие четких представлений о здоровом образе жизни
(психологическая и педагогическая работа с семьями, группа наблюдения )
Слайд 20Добавочные факторы риска
и их ранговые значения
( расчитанные по методике Флетчера,
2007)
Слайд 21Психологическое состояние, готовность к школьному обучению
полученные результаты: около 15% прошедших психологическое
тестирование имели низкую психологическую готовность к процессу обучения
(основная группа, нуждающихся в индивидуальной психологической коррекции и наблюдении в динамике)
Слайд 22Определения особенностей психологического состояния учащихся в процессе обучения(скрининг-диагностика
(Носачёв Г.Н. и
соавт., 2004) )
Наиболее частой формой НТ у детей первого класса являлась астения (9,1%) и нарушения сна (6,1%)
самой распространённой формой психического напряжения были проявления фобий (17%) и патологической тревожности (15%)
Депрессивное состояние увеличивает возможность реализации напряжения адаптации в 1,2 раза
Признаки фобий повышается риск нарушения течения адаптации в 1,6 раза
Слайд 23
Медицинские тесты для выявления ШД
Определение ЧСС и артериального
давления (САД и ДАД)
Оценка физического развития (определение массы тела и роста)
Учёт возраста ребёнка
Итого – адаптационный потенциал (АП)
= 0,011хЧСС+ 0,014хСАД+ 0,008хДАД + 0,014хВ + 0,009хМТ- 0,009хДТ- 0,27 (N менее 2,11)
(Баевский Р.М, 1988)
возможно оценить адаптацию организма в целом
Слайд 24Динамика адаптационного потенциала в процессе наблюдения за детьми 1 класса
Слайд 25Администрация школы
Повышение статуса врача, как организатора здравоохранения в школе
Организация рабочего места
врача с учётом современных требований
Инициатор просветительских и оздоровительных мероприятий для учеников и родителей
Стимулирование активных педагогов по результатам профилактической работы
Слайд 26Реализация программы здоровьесбережения в МОУ СОШ № 131
2006-07г.- анализ состояния здоровья
учащихся 1-9 классов; выявление функциональных особенностей учащихся 1-3 классов. Лекции для родителей учащихся различных классов по проблемам сохранения здоровья. Обучение педагогов навыкам проведения физкультминуток и динамических пауз. Внедрение мероприятий по профилактики нарушений зрения, осанки, простудных заболеваний.
2007-08г.- влияние психологических особенностей школьников на мотивацию к курению; влияние психологических и социальных факторов на формирование патологии ЖКТ; изучение распространённости Н.pilori среди учащихся начальных классов; разработка способа выявления школьной дизадаптации. Введены обучающие лекции для педагогов по проблемам профилактики (1 раз в четверть). Разработаны памятки для родителей об особенностях каждого возрастного периода. Внедрен мониторинг состояния здоровья школьников и образовательной среды.
Слайд 27Реализация программы здоровьесбережения в МОУ СОШ № 131
2008-09г.- изучение особенностей адаптации
школьников в начальном периоде обучения; разработка способа прогнозирования школьной дизадаптации; анализ режима питания учащихся 5-9 классов. Формирование здорового образа жизни педагоги осуществляют через преподавание предмета. Введены регулярные тематические классные часы, беседы с демонстрацией учебных фильмов.
Разработано учебно-методического пособие
«Проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению и школе». По методике выявления школьной дизадаптации получен патент на изобретение.
Слайд 28Участие администрации МОУ СОШ № 131 в реализации программы здоровьесбережения
Обустройство
кабинетов врача, отвечающего современным требованиям
Обязательное участие медработников в работе педсоветов, отражение результатов реализации программы здоровьесбережения
Организация обучающих занятий для педагогов по вопросам профилактики
Проведение конференций и семинаров с опубликованием результатов работы
Участие в разработке учебно-методического пособия
Участие в разработке патентов на изобретения
Регулярное проведение «Дней здоровья» и выезд учащихся и педагогов в оздоровительные лагеря
Поощрение активных педагогов по результатам профилактической работы