Слайд 2Содержание
Введение
История создания бисера
Развитие бисероплетения в России
История изготовлений украшений из бисера
Украшения из
бисера в мире современной моды
Фенечки
Список использованной литературы
Приложение
Слайд 3Введение
История украшений неразрывно связана с историей культуры и развития человечества.
Археологи находят предметы, служившие как украшения, в раскопках самых древнейших цивилизаций. Через украшения человек выражал свое понимание мира. Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления украшений, но и как средство платежа. Он служил талисманом, а также материалом изготовления четок в христианстве и буддизме.
Изделия, снизанные из мелких бус до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии.
Слайд 4История создания бисера
Стеклоделие было изобретено около 4-го тысячелетия до нашей эры.
Существует легенда об этом важном для человечества событии. В ней рассказывается о том, что финикийские купцы, возвращаясь на корабле из Африки с грузом соды, заночевали на песчаном берегу. Для приготовления пищи и защиты от ночного холода им был необходим костер. Не найдя подходящих камней, они выложили очаг из привезенной с собой соды и разожгли большой костер. Поели и расположились вокруг него на ночной отдых. Утром, разгребая золу, они обнаружили в кострище слиток необыкновенного вещества. Оно было твердым, как камень, прозрачным, как вода, и горело огнем на солнце. С этого времени началась история стеклоделия. У человечества появилась стеклянная посуда и, конечно, стеклянные бусы.
Слайд 5История создания бисера
Шли века, совершенствовались технологии, бусинки становились все меньше и
меньше по размеру. Так на свете появился "бисер". Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. В городе Александрии, основанном Александром Македонским в I веке до нашей эры, был изобретен новый способ изготовления бисера.
Тутанхомон с царицей
Слайд 6История создания бисера
После распада Великой Римской империи, центром стеклоделия становится Византия.
С этого времени начинается подлинный расцвет стеклоделия. На протяжении многих веков Венеция была центром по производству бисера. Но стекольное производство было не очень безопасным. В мастерских часто вспыхивали пожары, ставшие настоящим бедствием для города. Поэтому в 1221 году был издан указ, согласно которому мастерские по изготовлению стекла были вынесены из города на остров Мурано. На долгие годы этот остров стал единственным местом изготовления бисера в Европе. Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла строго оберегались — за их разглашение полагалась смертная казнь. Венецианский бисер наводнил весь мир, принося колоссальные богатства производившей его стране.
Стеклодув. Остров Мурано
Слайд 7История создания бисера
К концу XVIII века самым значительным конкурентом Венеции стала
Богемия (Чехия). Здесь научились делать стекло, превосходившее по блеску и твердости все ранее известные изделия. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский. Особой популярностью оно пользовалось в конце XVII - начале XVIII веков. Чешские мастера выпускали граненый богемский бисер и покрывали его разноцветными эмалями. Благодаря соперничеству этих двух главных бисерных центров мелкий бисер для вышивания становится все разнообразнее, что дает возможность первой четверти XIX века превзойти все предыдущие периоды по количеству и качеству бисерных работ.
Слайд 8История создания бисера
Начиная с XIX века вся Европа испытывает настоящий бисерный
бум. В это время создается огромное количество небольших украшений с бисером. Новая волна увлечения бисером на Западе находит много сторонников в Европе. Приемы работы с бисером осваивают представители самых разных слоев общества, в том числе состоятельные горожанки и даже знатные дамы. С конца XVIII века способы работы с бисером расширяются. Рождаются новые техники вышивки бисерных узоров по канве. Появляются работы, выполненные в технике ткачества. Снова входит в моду расшитая бисером одежда. В этот период изделия из бисера становятся более утилитарными: бисером расшиваются дамские сумочки, бумажники, чехлы, подставники и домашние тапочки.
Слайд 9Развитие бисероплетения в России
На Руси бисер был известен с давних времен.
Уже во времена Киевской Руси (IX-XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы, но и бисер. Но свое современное наименование они получили относительно недавно. В толковых словарях XV-XVII вв. словом бисер обозначали жемчуг. Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, т.е. стеклянный бисер. Термин же "стеклярус" возник несколько позднее. До XVII века было популярно другое название этого типа бус - "одекуй". Название стеклярус появилось только в XVII веке и сохранилось до наших дней. В XVII веке бисер и одекуй играли немалую роль в меновой торговле русских с народами Сибири.
Слайд 10Развитие бисероплетения в России
Первая попытка создать промышленное производство бисера в России
относится к концу XVII века. Петр I привлекает к подготовке русских мастеров иностранных стеклоделов, посылает за границу учиться стекольному делу, и в частности искусству изготовления бисера, молодых мастеров. И все-таки на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции, Германии и Чехии. В XV веке привозной бисер использовался русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями. С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков Только в 1752 г. через Санкт-Петербург в Россию было ввезено 2126 пудов (почти 35 тонн) бисера!
Слайд 11Развитие бисероплетения в России
Поэтому в 1754 г. М.С. Ломоносов построил в
Усть-Рудицах стекольную фабрику специально для производства бисера. В первые годы работы фабрики отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусы, и Ломоносов сам занимался усовершенствованием старых и изобретением новых технологий производства. К 1760 г. количество выпускаемого ей стекляруса и бисера значительно возросло. Она просуществовала до 1765 г., но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто, и фабрика закрылась., а потребность в бисере и стеклярусе по-прежнему удовлетворялась за счет привозного.
Слайд 12Развитие бисероплетения в России
XVII в. - бисер и стеклярус используются более
разносторонне. Они проникают во все сферы жизни, ими вышивают, ими украшают абажуры, ими же выполняют оклады для икон, вяжут крючком и спицами, они проникают даже в оформление интерьеров.
Начало XVIII в. - происходят изменения всего уклада русской жизни. Новые западно-европейские художественные течения проникают и в жизнь России, используются новые решения, привлекаются новые, нетрадиционные материалы.
Середина XVIII в. - появление первых бисерных и стеклярусных панно. Крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку.
Вторая половина XVIII в. - в изделиях из бисера начинают прослеживаться мотивы народного искусства. Бисер в России приобретает все новых и новых почитателей. Светские дамы, мещанки, купчихи и богатые крестьянки - все пробовали свои силы в работе с бисером. Немалое количество вещей выходило из рук мастериц помещичьих мастерских и монастырей. Хотя не только мастериц - мужчины тоже занимались этим видом рукоделия, и это не считалось зазорным.
Слайд 13Развитие бисероплетения в России
Начало ХIХ в. - в России начался настоящий
бисерный бум. Бисер продавался в самых модных магазинах, завозился из Богемии и Венеции. Богатые девицы коротали время, а бедные зарабатывали на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.
30-е годы XIX в. - в городах увлечение бисером стало ослабевать, но русская провинция оставалась ему верна до 60-х годов — начала разрушения традиционного усадебного уклада жизни. На этом завершается «золотой век» русского бисера. Однако бисерное рукоделие не прекратилось. В конце XIX века в некоторых регионах европейской части страны (в Подмосковье, на Украине, Тамбовщине, под Тулой) были организованы кустарные бисерные производства.
Искусствоведы начали проявлять интерес к бисеру начиная с конца ХIХ в. Несколько позже стали составляться первые значительные коллекции: Г.Гальнбека, директора Эрмитажа С.Н.Тройницкого, Е.Н.Брюлловой.
В 1910 г. в Штутгарте состоялась выставка бисерных работ, в которой участвовал Гальнбек.
В 1916 г. галерея Лемерсье в Москве устроила на одной из своих выставок отдел бисера.
В 1923 г. в историко-бытовом отделе Русского Музея, на ней были представлены работы из обширной коллекции Брюлловой.
Слайд 14История украшений из бисера
Большей своей частью украшения несли нагрузку оберега.
С древнейших времен все народы пользовались талисманами, по-русски оберегами. Украшения помещали на голове, чтобы уберечь мысли, разум, шею, грудь, чтобы уберечь душу и сердце, пояс для убережения верхней части тела человека, руки и ноги оберегались тоже, так как более всего подвержены ранениям и ушибам. Особенно много украшений на женщинах-молодицах или на женщинах-матерях.
Слайд 15История украшений из бисера
Прошло время, и разноцветные стеклянные бусинки утратили свое
первоначальное значение. На Руси цветными стекляшками украшали не только одежду, но и лоб, шею, уши, волосы… На территории бывшего Киевского государства на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Раскопки доказывают, что в VIII-IX веках стеклодельных дел мастера изготавливали бусы самой различной, расцветки и художественной обработки. По цвету они были зеленые, фиолетовые, желтые, синие, черные, серебряные и золотые. По форме – круглые, цилиндрические, бочонкообразные и винтообразные, переливались на солнце всем цветами радуги, издавали мелодичный звон при движении.
Слайд 16История украшений из бисера
Долгое время в украшении русского средневекового костюма самую
большую роль играл жемчуг - как мелкий речной, так и крупный привозной. Из него делали ожерелья и браслеты, им же вышивали отдельные детали одежды. По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Бисерные отделки существовали, но в значительно меньших количествах, чем жемчужные. Употребляли бисер средние слои населения, жемчуг - аристократы, дворяне, а крестьяне бисера практически не знали.
Слайд 17История украшений из бисера
Плетение из бисера употреблялось только для изготовления народных
бисерных украшений и в народном костюме.
Это праздничное нагрудное украшение. В Нижегородской губернии его носили девушки и молодые женщины. Представляет собой полоску кумача или красного шелка, расшитую бисером, пуговицами или стразами. Снизу к полосе прикреплялись фигурные цепочки и нити из бисера и стеклянных бус. Завязывались "ожерельи" лентами.
Ожерелки
Слайд 18История украшений из бисера
Гайтан (змейка, жгут, колодочка, черенок) - женское нагрудное
украшение в виде шнура, связанного из разноцветного бисера, создававшего геометрический или стилизованный растительный узор, а также бусы из стекла и янтаря. В ХIХ - ХХ веках гайтан получил широкое распространение в Калужской, Рязанской и Тульской губерниях, как украшение девушек и молодых женщин.
Гайтаны
Слайд 19История украшений из бисера
При этом отмечаются ярко выраженные региональные особенности. Так,
в Поволжье и на Русском Севере бисер и бусины стали подменять собой речной жемчуг в украшении крестьянского костюма. Прозрачный или белый бисер различных видов низали так же, как и традиционный материал - жемчуг и перламутровые бусы, плели ожерелья и воротнички, бисерной сеткой оплетали головные уборы, серьги и пуговицы.
В южнорусских губерниях полюбился бисер ярких тонов. Резкие контрастные цветовые сочетания в геометрических орнаментах плетенок - ожерелий, оплечий, сеток - дополняли яркие костюмы крестьянок Брянской, Орловской, Тамбовской и др. областей.
Слайд 20История украшений из бисера
Венцы, кокошники, диадемы - не просто головные уборы,
а и украшения-обереги. Их густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. На лоб спускались поднизь сетка из бисера, стекляруса или перламутра. Плели также подвески к головному убору: широко известны рясны - вертикальные полосы, идущие от кокошника к груди. Они похожи на дождевые струи. Бисерные и серебряные сетки пришивались и спереди, и сзади. Плели также серьги, накосники, пояса и многое другое
Слайд 21Украшения из бисера в мире современной моды
В последние годы все
большей популярностью стал пользоваться такой старинный вид рукоделия как бисер. В Индии такие изделия называются хар, в Эфиопии - чале, в Болгарии, Румынии и Молдове - гарданы и згарды, на Кубе – кояр, в Анголе – миссанга, в Беларуси - пляценки и горлячки, на Украине - герданы и сыплянки, в Литве - каролинес, в Узбекистане - зебигардан, в Словении - нагрделники и, наконец, в России - ожерелки, цепочки, гайтаны и…«фенечки».
Словом, где их только не носят, как их только не называют, но везде они любимы и радуют глаз.
Слайд 22Украшения из бисера в мире современной моды
В последнее время этот старейший
вид рукоделия - занял определенное место в современной моде. Богатейшая цветовая гамма чешского бисера, неограниченные возможности моделирования изделий из бусинок, большой ассортимент различных украшений могут осуществить любую мечту самой капризной модницы. Мы можем наблюдать его использование ведущими кутюрье всего мира. Очень модными вновь стали браслеты и кулоны из бисера, пояса и ремешки для часов. Сочетание бисера с другими техниками и новыми материалами дает фантастический по красоте результат.
Гарнитур «Вечерний» (колье и серьги). Выполнен в технике «жабо»
Слайд 23Украшения из бисера в мире современной моды
Модная бижутерия примечательна сегодня
своими крупными размерами и сложными формами. Изделия из бисера могут походить на бахрому, вязание или ветвящиеся кораллы. Полет авторской фантазии направляют самые популярные в современной моде стили - романтика и фольклор. Ручная работа высоко ценилась во все времена. Изготовленные современные изделия из бисера и стекляруса прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.
Гарнитур «Мир» (кулон и браслет).
Слайд 24Украшения из бисера в мире современной моды
В Москве и других городах
России проходят выставки мастеров бисероплетения, открываются специальные магазины по продаже бисера и различных материалов, необходимых для плетения, работают курсы по обучению бисероплетению. Изделия стали продавать в центральных магазинах столицы.
Многие издательства России обратили внимание на повышенный интерес к бисероплетению, появились красочно оформленные издания с цветными вкладышами и многочисленными схемами, а также небольшие брошюрки с описаниями приемов плетения и небольшими примерами.
Воротник «Сирень». Выполнен в технике сетчатого плетения «Соты»
Слайд 25Фенечки
Самым распространенным молодежным украшением из бисера конечно же являются фенечки. Это
смешное слово пришло к нам из лексикона хиппи. Фенечка - это колечко, браслетик или любое другое мелкое украшение, сделанное своими руками. Они сумели оценить его красоту, кроме того, это подходит к их взгляду на мир – причудливое, пестрое чередование событий и «припадание к первобытности».
Слайд 26Несколько модных идей
для использования бисерных украшений
Фенечек никогда не бывает слишком
много. Можно сочетать узкие и широкие браслетики, а также повесить много рядов разноцветных бус.
Слайд 27Несколько модных идей
для использования бисерных украшений
Бисерные фенечки замечательно сочетаются с
любыми украшениями в этностиле. Бисером можно просто вышить полоску ткани, а также дополнить вышивку самоклеющимися стразами
Слайд 28Несколько модных идей
для использования бисерных украшений
Бисерную ленту можно пришить не
только на пояс джинсов, но и на карман, вдоль шва или по нижнему краю.
Слайд 29Несколько модных идей
для использования бисерных украшений
Очень модное короткое бисерное ожерелье
в виде широкой ленты
Слайд 30Несколько модных идей
для использования бисерных украшений
Можно сплести много разноцветных фенечек
из двух нитей и придумать с ними много разных причесок. И даже сделать волосы более длинными.