Слайд 1Стили мебели.
Выполнила: учитель технологии МБОУ СОШ №4 г Сельцо Алекса Е.Ф.
Слайд 2Готика
Готика (XII-XV вв.)
Готический стиль (1200-1520гг), важный этап в истории развития мебельных
стилей, время расцвета торговли и ремесел. Во Франции новое движение началось с Иль де Франс на севере и продолжалось с 1200 по 1525 гг. Оно породило мебельный стиль, просуществовавший более 300 лет и вошедший в историю культуры под названием готического стиля (готика). Сначала это было насмешливым прозвищем этого стиля мебели в эпоху Ренессанса, которым желали подчеркнуть его дикость и нецивилизованность. Одновременно с Францией, готика появилась в Бельгии и Швейцарии. В Германии готический стиль развился только в XIII веке и достиг полного расцвета в XIV - XV веках. Следовательно, в Германии можно встретить лишь мебель поздней готики. В Италию готика проникла тоже довольно поздно и распространилась благодаря монастырям доминиканского ордена, начавшего в то время бурно развиваться. Готический стиль мебели создал новые мебельные конструкции (корпусную мебель), и распространился благодаря монастырям доминиканского ордена, ордена монахов - инквизиторов бурно развивающегося в Европе того времени. Готический стиль воскресил к жизни забытую в то время технику изготовления мебели и положил начало создания новых инструментов и технологий в мебельном производстве. Для украшения готической мебели помимо росписи, филёнок и резьбы служили также стрельчатые своды, ниши и ажурные орнаменты, заимствованные из архитектуры. Материалом использующимся для изготовления готической мебели на севере и западе Европы был дуб, реже орех, а на юге и на востоке ель, сосна и лиственница. Наши мастера готовы предложить различные мебельные решения в готическом стиле, начиная от точных тяжеловесных реплик из дуба, до элегантной готической стилизации в мебели красного дерева.
Слайд 3Ренессанс
Ренессанс зародился в Италии XIV века. Начало этой эпохи принято рассматривать
как закат средневековья, время известное успехами в науке и великими географическими открытиями. В основе стиля мебели эпохи Ренессанса лежит стремление к спокойным, уравновешенным пропорциям в рамках строгой линейной композиции. Ренессансную мебель характеризует чёткая форма, ясное построение и использование в оформлении мебели архитектурных элементов. Орнаментика мебельной эпохи Ренессанса отталкивалась от античных образцов мебели, которые она развивает в сторону большей утончённости. Количество употребляемых в декорировании мебели мотивов очень велико - различной формы колонны, пилястры, канделябры, резные статуэтки купидонов и герм. В этот период в изготовление мебели вводится целый ряд декоративных элементов, в частности - гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. Цветовой строй ренессансной мебели отличался сдержанностью, мастера - мебельщики, как правило, стремились сохранить естественный цвет и текстуру слегка вощёной древесины. Важнейшими типами мебели созданными в эпоху Ренессанса являются обитые кожей стулья и кресла с х-образными ножками, кровати с балдахинами, солидные столы с толстыми столешницами и точёными в форме балясины опорами, шкафы с несколькими дверцами, а также буфет или креденца, с двумя ящиками внизу и колонками вверху (прототип будущих английских буфетов).
Слайд 4Барокко
Итальянское слово "barocco", которым назван стиль, означает раковину вычурной формы. Зародившись
в конце XVI века, барокко, в сущности, было прямым, естественным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространилось на север, в первую очередь в те страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепила свои позиции. Стиль барокко в мебели с его пышными формами использовался для оформления дворцов и домов монархии и аристократии. В создании богатых мебельных интерьеров итальянские мастера не знали себе равных. Великолепное убранство покоев составляли изящные по линиям кровати с балдахинами, шкафы, обработанные красочной инкрустацией, динамичные по форме стулья, кресла, диваны, а так же красивые камины и гобелены и большие, опускающиеся до самого пола зеркала. Распространению стиля барокко содействовали рисунки образцовых предметов мебели, вышедшие из мастерских целого ряда видных итальянских художников (Дзуккаро. Каррачи, делла Белла, да Кортона). Они оказывали прямое воздействие на становления стиля барокко во Франции. Так, сформировавшиеся около 1650 года в Риме барочные мебельные формы легли в основу стиля Людовика XIV. Французское барокко условно подразделяют на четыре этапа (французские королевские стили), раннее барокко, переходный стиль (Людовик XIII), зрелое барокко (Людовик XIV), стиль регентства, рококо, поздний этап барокко. В эпоху барокко фанерования и техника деревянного набора прочно входят в практику изготовления мебели. Дизайнеры нашей фабрики готовы предложить огромную коллекцию дизайн-проектов мебели в стиле барокко, создать неповторимый интерьер мебели барокко, используя различные цветовые решения, патину и золочение. стили интерьера, наверх
Слайд 5Восточный
На протяжении веков Китай оказывал сильное влияние на мебельное искусство Старого
Света, особо это сказалось формирование мебельных стилей барокко и рококо. В Европе предметы китайского прикладного искусства и китайская мебель вошла в моду в XVIII веке. В богатых домах и в жилищах бедняков имелись самые разнообразные предметы китайского мебельного искусства которые были популярны благодаря своим экзотическим формам. Наряду с китайским фарфором и искусством бронзового литья славилась китайская лаковая мебель, которая в течении многих веков привлекала внимание европейских коллекционеров. Наиболее сильное влияние китайский мебельный стиль оказал на английское мебельное искусство середины XVIII века, в частности на мебель английского мастера Томаса Чиппендейла. Это был не первый и не единственный случай китайского мебельного влияния. Намного раньше, в XVII веке, в Голландии и Англии была в моде китайская лаковая мебель, и такой известный мастер, как Мартен, в период рококо изготавливал для двора лаковую мебель в китайском стиле, используя китайскую мебельную технологию. Мотивы китайской мебели можно заметить и в мебельной орнаментике рококо. Китайское мебельное искусство получило развитие в XVI-XVII веках в эпоху династии Мин. Но лаковую технику при изготовлении мебели китайцы использовали на протяжении многих предшествующих столетий. Китайская мебель чаще всего изготавливалась из твёрдых пород дерева, таких как тик или черное и розовое дерево. Другой художественной техникой, представленной на парадной китайской мебели, была интарсия, которая отличалась тем, что выступала над поверхностью мебели. Японские же мебельные изделия появились в Европе только в конце XIX века. Японская мебель была известна своими лаковыми шкафчиками и маленькими комодами, имеющими своеобразную декоративную конструкцию. Именно эта мебель оказала сильное влияние на мебельные формы стиля модерн, а так же на стилевые мебельные эксперименты двадцатых годов прошлого столетия (формализм).
Слайд 6Английское Рококо
В Англии художественная мебель в стиле рококо неразрывно связана с
именем выдающегося мебельного мастера Томаса Чиппендэйла (1718-1779). Роль Чиппендэйла в истории мебельного искусства очень значительна. В 1754 году Томас Чиппендейл издал альбом образцов своей мебели под названием "The Gentlemans and Cabinetmakers Director", оказавший большое влияние на мебельное искусство Англии и Европы. Стиль мебели Чиппендейла представляет собой своеобразное сочетание французского рококо с формальными элементами английской мебели первой трети XVIII века, с готическими и восточноазиатскими (китайскими) стилями мебели. В продукции, вышедшей из мебельной мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения (стулья и кресла), так же большую известность получили большие, застеклённые книжные шкафы. Кровати работы Чиппендейла имели балдахины, решаемые иногда в виде китайской пагоды. Так же большой популярностью пользовались напольные часы и разнообразные письменные и журнальные столы, бюро и секретеры. Помимо альбома Чиппендейла для нужд мебельного производствам в то время было издано немало сборников с рисунками образцовых предметов мебели. Таковы, например, альбомы, выпущенные мебельной фирмой "Инс энд Мэйхью" в Лондоне (1762) и Томасом и Эллиотом в Филадельфии (1760-1770). В мебели работы Томаса Чиппендейла красное дерево, искусно украшенное резьбой в готическом стиле или шинуазри, было основным, а двадцать пять лет спустя, когда начал работать другой великий мебельный мастер Томас Шератон, возникло стремление к мягкости и лёгкости набивочных материалов для обтянутых шелком и ситцем диванов,стульев и кресел. К концу восемнадцатого века чрезвычайно модной стала лёгкая мебель
Слайд 7Классицизм
Классицизм, во Франции он же стиль Людовика XVI, возник в конце
восемнадцатого века после раскопок античных городов Геркуланум (1738) и Помпеи (1748) а так же после появившихся по их следам научных трудов по истории античного искусства. Появившись сначала в архитектуре, новый стиль быстро проник и во многии области прикладного искусства, в том числе и мебель. Архитекторы XVIII века были своего рода кинозвёздами тех дней, знаменитыми и копируемыми в равной степени. Работы Уильяма Кента и Роберта Адамав Британии и Джеймса Гиббса в Америке стали широко известными и модными благодаря опубликованным ими книгам.Во франции такой же популярностью пользовался Жак Франсуа Блондель, возглавлявший парижскую Академию архитектуры. Зеркала, картины, лепные барельефы, широко использовались в то время для оформления интерьера. В мебели использовались резные панели, виньетки и рельефные медальоны. Этот стиль принес в интерьер простые и строгие формы, в которых господствовали ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. От гнутых ножек этот мебельный стиль перешел к ровным, строгим поверхностям. Для украшения мебели широко употреблялся набор маркери в сочетании с резьбой или с тонкочеканными бронзовыми накладками. Мягкие элементы стульев и кресел, как правило обивались тканями с цветочным орнаментом. В предметах мебели для сидения популярностью пользовались резьба, богатая обивка и позолота. Столики - консоли, ширмы, часы, различные подставки украшались тонкой резьбой, цветочными гирляндами, аллегориями. Наиболее часто использовалось красное дерево, идущее, как правило на фанеровку предметов мебели. Обрамление часто выполнялось породами дерева тёмных оттенков (туя, палисандр, чёрное дерево). Филёнки красного дерева инкрустировались наборами из различных цветных, нередко экзотических пород дерева (сатиновое, розовое дерево).
Слайд 8Ампир
Это высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во второй
половине XVIII века классицистического направления. Стиль Людовика XVI уже содержал все те элементы, которые, пройдя стадию стиля Директории, окончательно выкристаллизуется в формах ампира. В эпоху наполеоновской империи классицизм перерождается в официальный, насаждаемый сверху стиль - стиль ампир. Период наивысшего расцвета стиля ампир приходится на десятилетие между 1804 (коронация Наполеона) и 1813 годом. Сущность стиля ампир выражена уже в самом его названии: ампир - от французского "empire", империя. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, окружавшими некогда римских императоров. Вскоре ампир распространился по всей Европе. Особенно красивой и разнообразной была русская разновидность ампира. В отличии от стиля Людовика XVI (классицизм), освоение античных форм для мебели стиля ампир носил характер прямого заимствования. Поверхности предметов корпусной мебели украшались элементами классической архитектуры - колонками, пилястрами, карнизами, а в оформлении столов и кресел появились мотивы, перенесённые с античных образцов мебели, сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы. Ампир - подобно "королевским стилям" служил прежде всего целям репрезентации. Все компоненты интерьера: затянутые драпировкой стены спален, высокие балдахины, монументальные кровати, вытканная золотом шелковая обивка мебели, тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников (трипос), украшенные бронзой большие зеркала на двух подставках (псише), кресла, стилизованные римские формы - несли на себе печать театральности, характерную для французских дворцовых интерьеров со времен Людовика XIV. Наши дизайнеры всегда готовы предложить Вам различные варианты дизайна мебели в стиле ампир, создать для Вас на заказ неповторимые предметы элитной мебели в не утратившим с веками свою значимость и красоту стиле ампир
Слайд 9Колониальный
Период господства американского колониального стиля в мебели начался с приходом бесстрашных
основателей Джеймстауна, Виргинии, Плимута и Массачусетса и их потомков. Преиущественно британские поселенцы, они привезли свои обычаи и приверженность к мебели и архитектуре английских эпох королей Тюдоров и Стюардов. Колониальной можно считать мебель, созданную в Америке в эту эпоху . Речь идет не о самостоятельном стиле, а о такой мебели, которая на самом раннем этапе создавалась по подобию завезённых колонистами предметов обстановки. Позднее для обретавшей всё больший размах и самостоятельность мебельной промышленности колоний главным ориентиром служили сменявшие друг друга английские мебельные стили. Период формирования американской колониальной мебели можно подразделить на три этапа: 1608-1720 годы (английский позднеренессансный стиль), 1720-1780 годы (голландское барокко и мебель периода правления английских королей Георгов), 1780-1830 годы (мебель из ореха, махагони, классические формы Хэплуайта и Шератона). После провозглашения Декларации независимости в 1776 году аналогом британского мебельного стиля эпохи Регенства в Америке стал федеральный стиль. Добротная, качественная мебель, исполненная под влиянием голландских образцов, в ранний период была выдержана в английском позднеренессансном стиле. Затем на смену ему пришёл стиль голландского барокко, который подчинил себе американскую мебельную промышленность того времени, перетерпев, правда, некоторые изменения. На Юге производились шкафы, сундуки, кушетки и стулья, на Севере - комоды, секретеры, письменные столы и мягкие кресла. Американская мебель 1750 годов в техническом отношении уже не уступала английским изделиям (мебели Чиппендейла). В мастерских Филадельфии производили высокие комоды, туалетные столы, секретеры. Мебель обрабатывалась богатой резьбой, изогнутыми карнизами.
Слайд 10Бидермейер
В ряду оригинальных стилевых направлений, логически вытекавших из хода развития мебельных
форм, последним стал стиль бидермейер. Мебельный стиль бидермейер существовал с середины 1810-х годов до революций 1848 года и привнес в буржуазное жилище скромный мебельный мир с налётом сентиментальности. Более поздняя, высокомерная эпоха эклектики и дала этому стилю насмешливое прозвище "бидермейер" (слово "бидермейр" - "бравый господин Мейер" - как синоним мещанства ввел в обиход поэт Эйхродт). От холодного, аристократического ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Однако это не архитектурный стиль; с наибольшей полнотой он проявился в мебельном искусстве и интерьере. Буржуазному сознанию отвечали такие стилевые формы, в которых главный упор был на практичности. Критерием же полезности бытовой вещи, мебели, предмета интерьера считались, прежде всего, прочность, доброкачественность и удобство. В 1808 году в Англии начал выходить журнал "Repository of Arts", на страницах которого воспроизводились проекты образцовых предметов мебели. Первое время это были проекты мебели в духе поздних образцов Шератона, Хоупа и Смита, но постепенно наряду с ними появились предметы мебели в стиле бидермейер, с изогнутыми формами и точёными деталями. Позднее, около 1820 г., к ним присоединился ещё и псевдоготический резной декор. Отличительные признаки мебели бидермейера - плавно изогнутые спинки и подлокотники кресел, диванов, стульев, гнутые и точёные ножки столов и секретеров. Никогда раньше мебель не была столь "мебельной" по характеру, то есть свободной от архитектурных излишеств и чужеродного декора. Простота мебельных форм компенсировалась яркой расцветкой обивок и функциональной практичностью мебельных конструкций. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера создавали различные типы "комбинированной" мебели; раздвижные столы, столики и бюро с выдвижными и откидными столешницами, стулья и столы, трансформируемые в библиотечную лестницу. В начале XIX века розовое или красное дерево выступало в качестве основного материала, тогда как позднее его сменила фанеровка из ореха и светлые породы дерева; черешня, груша, клен, тополь и ясень
Слайд 11Модерн
Роскошный, витиеватый и в то же время органичный стиль в изготовлении
мебели, известный как модерн был распространен в 1890 - 1910 годы. Своим появлением этот мебельный стиль обязан японской гравюре и "движению Искусств и ремесел". Сформировавшись на основе этиз двух различных источников, мебельный стиль модерн,"Ар Нуво" - "Ар Деко", развивался в двух направлениях : с одной стороны, работы такого художника, как Обри Бердслей, а с другой геометрический мебельный дизайн Чарлза Ренни Макинтоша. В мебели "Ар Нуво" отразились все особенности предыдущих стилей. Именно в нем можно увидеть истинную суть и элегантность линий, красоту асимметрии и в то же время, увлечение декоративностью и резьбой. В Германии первым крупным просмотром мебели стиля модерна была художественно-промышленная выставка, организованная в 1901 году в Дармштадте. В мебели модерна параллельно развивались две линии; декоративная - растительный орнамент стульев и кресел, шкафы, остеклённые гнутым стеклом, подставки, напоминающие формой чашечку цветка и конструктивная - характерная для немецких и английских мебельных изделий стиля модерн, прямолинейность и ясность построения. В Австрии, а затем Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов) в промышленных масштабах. Одновременно с модерном сложился и ряд родственных ему стилевых направлений в изготовлении мебели. Одни из них черпали элементы в японской мебели, другие отталкивались от англо-австрийских и средневековых мебельных форм. В мебели стиля модерн отразились все особенности региональных стилей. Лишь немногие мастера специализировались только на изготовлении мебели, остальные, верные духу "Ар Нуво", занимались и другими видами ремесел и искусства. Среди мебельщиков модерна больше всего было архитекторов, стремившихся контролировать все детали интерьера в построенных ими зданиях. В создаваемой ими мебели было то же напряженное соотношение между орнаментом и структурой, формой и функциональностью, что и в архитектурных сооружениях стиля модерн. Именно в мебельном стиле модерн можно увидеть элегантность неукрашенных кривых линий и в то же время чрезмерное увлечение декоративностью, резьбой, медными и латунными украшениями мебели, позолотой и слоновой костью. В целом наличие большого числа деталей и использование различных материалов в одном изделии обрекали мебель в стиле "Ар Нуво" на ручное производство. Как и мебельные мастера "Движения искусств и ремесел" в Англии, мебельные дизайнеры модерна вынуждены были смириться с тем фактом, что их изделия - это прежде всего роскошные и дорогие произведения искусства для элиты. Изготовленная фабричным методом, такая мебель теряла многие важные качества, присущие модерну и воспринималась как грубое подобие мебели ручной работы. Стиль модерн быстро распространился по всей Европе, но был недолговечен и уже в 1905 году пошел на спад.