Слайд 1Съезд работников образования, посвященный Году Учителя (22.12.2010г.)
Круглый стол 
«Сохранение и укрепление
                                                            
                                    здоровья школьников»
ауд. 304-Б
(10.30-12.00)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2
«Сохранение и укрепление здоровья школьников»
Приветственное слово 
Мезенин Сергей Георгиевич, депутат Народного
                                                            
                                    Хурала
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Сохранение и укрепление здоровья школьников 
в системе образования Республики Бурятия
Жалсанова Т.Д.,
                                                            
                                    начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования и науки Республики Бурятия, кпн.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Наша новая школа 
(2011-2015г.)
Внедрение ФГОС общего образования.
Система поддержки талантливых детей.
Совершенствование учительского
                                                            
                                    корпуса.
Изменение школьной инфраструктуры.
Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Расширение самостоятельности школ.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5План действий по модернизации общего образования на 2011-2015годы (утв. Распоряжением Правительства
                                                            
                                    РФ от 7.9.2010г. №1507-р)
V. Сохранение и укрепление здоровья школьников
Обеспечение школьников горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания.
Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся
Обеспечение эффективной организации отдыха и оздоровления обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Внедрение паспорта здоровья школьника в ОУ.
Развитие конкурсного движения по сохранению и укреплению здоровья школьников.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6План первоочередных действий Министерства образования и науки РБ по модернизации общего
                                                            
                                    образования на 2010 год (приказ от 16.03.2010г. №257)
П.5 Сохранение и укрепление здоровья школьников
Основные показатели:
1. рост численности обучающихся, которым предоставлена возможность пользоваться столовыми, в т.ч. получать качественное горячее питание: с 10% до 70%.
2. рост численности обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физкультурой, в т.ч. обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками: с 12% до 70%.
3. рост численности школьников, обучающихся в зданиях, в которых обеспечено медицинское обслуживание, включая наличие современных мед.кабинетов: с 14%до70%.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Комплексный план действий по реализации Доктрины оздоровления общества РБ (пост. Правительства
                                                            
                                    РБ от 29.10.2009г. №399)
Оснащение и ремонт школьных столовых и пищеблоков.
Введение 3-го урока физкультуры в ОУ.
Лицензирование медкабинетов в ОУ.
Введение электронного паспорта здоровья школьников. 
Проведение ежегодного конкурса «Школа-территория здоровья»…
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Наша новая школа
Движение «Школа-территория здоровья»-здоровьесбережение человека. 
ФГОС – задача- формирование у
                                                            
                                    обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни и стереотипов поведения. 
Уроки физической культуры – не тяжкая обязанность, а индивидуальные уроки радости преодоления себя, отражающие динамику физического и психологического здоровья.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Возможности сохранения и укрепления здоровья обучающихся в школе
Обеспечение реальной разгрузки содержания
                                                            
                                    школьного образования, оптимизация домашнего задания школьников;
Использование эффективных методов обучения, введение в практику здоровьесберегающих технологий;
Повышение количества и качества занятий физической культурой;
Организация мониторинга физической подготовленности и состояния здоровья детей;
Организация активной двигательной школьников;
Рационализация свободного времени, досуговой деятельности, летнего отдыха.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Питание школьников Бурятии
Горячее питание - 90% охват обучающихся РБ(РФ - 56%).
Завтраки-
                                                            
                                    50%, обеды—39%, завтраки и обеды – 10%.
Пищеблоки (31%)не отвечают сан-техническим требованиям 
Формирование культуры правильного питания
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Физическая культура и спорт 
Совершенствование уроков физкультуры в ОУ- В 490
                                                            
                                    ОУ – около 4000 детей не ходят на уроки физ-ры (3%).- обновление содержания уроков.
Работа спортивных секций - 23% школьников в спортивных секциях школ, 24% - ДЮСШ. 53% - не заняты. 
Дефицит двигательной активности вырос до 85% (в день 11,5 часов сидят без движения), уроки физ-ры на 10-15% компенсируют дефицит движений. 
Введение 3 урока физкультуры (Приказ от 21.09.2010г. №1196)- в 217 (47%) школах.
Введение урока здоровья, шахматного урока со 2 класса (приказ от 14.09.2010 №1159).
В 75% школ РБ есть спортзалы: во всех школах Муйского, Северобайкальского, Курумканского, Кабанского р-нов. Нет спортзалов в 12 школах Хоринского, 11 – Селенгинского р-нов. Нет динамики развития за 2 года в Кижингинском, Кяхтинском, Мухоршибирском, Бичурском, Тарбагатайском, Окинском районах. 
14 ДЮСШ (30%) не имеют спортзалы. 
 Формирование культуры здорового образа жизни.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Медицинские кабинеты
Образовательное учреждения - ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников,
                                                            
                                    работников во время образовательного процесса, создание условий.
Органы здравоохранения- мед. обслуживание.
Основной документ – САНПИН 2.4.2.1178-02 от 28.11.2002г., п. 2.3.22., Договор ОУ с медучреждением. 
46 школьных медкабинетов из 330 имеют заключения для лицензии (14%), нет медкабинетов в 157 школах (в 2009г.- 216).
Приказ Минздрава РФ от 16.10.2001г. №371 – работа медработника в ОУ.
В 67% школ РБ есть медкабинеты: во всех школах г. Улан-Удэ,Северобайкальска, Муйского, Северобайкальского районов. За 2 года нет динамики в Закаменском , Прибайкальском, Кяхтинском, Кабанском, Хоринском, Кижингинском районах.  
Оснащенность медкабинетов в ОУ РБ в среднем = 35%.
В РБ 1 группа здоровья- 20,5%, 2 группа- 69,2%, 3 группа- -9,6%. 20% школ - в 2 смены. Гиподинамия – 30%. Большой объем домашнего задания у всех обучающихся.
   
    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Паспорт здоровья -технология здоровьесбережения
Электронная карта здоровья с 2012г. (учащийся, родитель, педагог,
                                                            
                                    медик) – апробация в Новосибирской, Москве, Татарстане.
В основе – данные ежегодной диспансеризации со стороны медработников, наблюдения классного руководителя, психолога. 
Паспорт здоровья дает возможность медэкспертизы ранних функциональных нарушений для эффективной коррекции в образовательном пространстве.
 
 Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Роль дополнительного образования детей
Рационализация свободного времени, досуговой деятельности, летнего отдыха. К
                                                            
                                    2012 году – на каждого школьника 2 часа дополнительного образования.
Воспитание самостоятельности, ответственности за свою жизнь.
Повышение безопасности дорожного движения – формирование культуры пешехода и пассажира.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Из опыта работы Республиканских экспериментальных площадок (приказ №1623 от 22.12.2008г.)
Программа развития
                                                            
                                    Школы здоровья с концепцией целостного подхода к здоровью. Ревизия всех образовательных программ школы.
Комфортные условия образовательно-воспитательного пространства: уголки здоровья, релаксации, игровой среды, индивидуальный подход, расписание 2 половины дня… 
Горячее питание, доступ к правильному питьевому режиму.
Уроки здоровья + 3 урока физкультуры + динамические перемены, час здоровья, День здоровья.
Перерывы между уроками не менее 10 мин.
Мониторинг учебной нагрузки, объемов домашнего задания.
Трудовое и семейное воспитание: формы и методы.
Мониторинг здоровья, физической подготовленности.
Программы по летнему отдыху и оздоровлению.  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Здоровье учителя – 
здоровье ученика.
8% опрошенных педагогов практически здоровы, 20% -
                                                            
                                    хронически больные, 32% - 3-4 раза в год болеют, все испытывают утомление в конце дня, 21% испытывают апатию, желание уйти, 41% раздражительны.
Вывод: прежде чем заняться сохранением и укреплением здоровья других, сам должен быть здоровым. 
Как сохранить и укрепить свое здоровье: психологические установки и упражнения. Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В., М.2003г.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Наша новая школа
Особое внимание на роль и деятельность учителя физкультуры
Первый республиканский
                                                            
                                    конкурс «Лучший учитель физической культуры РБ»- октябрь 2010года
Курсы повышения квалификации нового содержания «От учителя физкультуры – к процветанию общества» (БГУ, 2009г.), «Культура здоровья педагога» (РИКУиО 10-17.09.10г.)
Новая форма аттестации учителей, лицензирования и аккредитации ОУ
Обучающие семинары, НПК и практикумы
Базисный учебный план – уменьшение учебной нагрузки, увеличение двигательной активности, формирование культуры здоровья. 10ч.внеучебной деятельности – урок здоровья, шахматный урок, дополнительное образование.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Аттестация, аккредитация ОУ
Комплексная организация здоровьесберегающей деятельности ОУ, критерии оценки.
В перечень основных
                                                            
                                    индикаторов по показателю «Доля школьников, обучающихся в ОУ, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса» входят индикаторы, отражающие состояние среды в ОУ, влияющей на здоровье школьника.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Что должно измениться?
Содержание работы школы, педагога. Формы деятельности детей. 
Образовательные программы
                                                            
                                    нового уровня.
Подход к проблеме здоровья: системный и комплексный.
Образ жизни человека.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Ожидаемые результаты
Двухразовое горячее питание
  от 10% до 70 % школьников.
Условия
                                                            
                                    для уроков физкультуры
  от 12% до 70% школьников.
Мониторинг в медкабинетах 
   от 14% до 70% школьников. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Сохранение и укрепление здоровья школьников.
«Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому
                                                            
                                    ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения» (Медведев Д.А.).
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 23«Сохранение и укрепление здоровья школьников»
«О создании условий в общеобразовательных учреждениях по
                                                            
                                    сохранению и укреплению здоровья школьников Республики Бурятия»
   Сахаровская Анна Сергеевна, заместитель начальника отдела саннадзора Управления Роспотребнадзора по РБ
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24В резолюцию Съезда
  - Увеличить численность обучающихся, которым предоставлена возможность
                                                            
                                    пользоваться современными столовыми, в том числе получать качественное горячее питание до 70% школьникам.
  - Создать современные условия для занятий физкультурой, в т.ч.обеспечить возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками для обучающихся  до 70%.
  - Обеспечить медицинское обслуживание обучающихся - до 70% .
  -  Выработать единый подход к решению проблем сохранения и укрепления здоровья школьников: объявить субботу днем здоровья, ввести пятидневную школьную рабочую неделю, 3 урока физкультуры, надбавки в стимулирующую часть заработной платы педагогов за формирование у школьников навыков здорового образа жизни;
  -  Управляющим и попечительским советам образовательных учреждений активно включиться в работу по формированию новой идеологии, утверждающей приоритетность здорового образа жизни;
 - Совместно с Министерством здравоохранения РБ, Республиканским Агентством по физической культуре и спорту РБ ежегодно проводить республиканские конкурсы «Школа-территория здоровья», «Лучший детский тренер-преподаватель РБ», «Лучший учитель физкультуры РБ»;
- Расширить формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, за счет внедрения инклюзивного образования.