Слайд 1Родительское собрание на тему
«ШКОЛА, СЕМЬЯ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
Слайд 2ЦЕЛЬ: координация усилий школы и семьи в решении
проблемы сохранения и укрепления психического
здоровья старшеклассника.
ЗАДАЧИ:
1. Осмысления значимости психического здоровья школьника как компонента его здоровья в целом.
2. Выявление причин нарушения психического здоровья старшеклассников.
3. Выявление проявлений нарушения психического здоровья школьников.
Слайд 3 С давних времён учёные определили, что главным
стержневым компонентом здоровья человека является прежде всего психическое здоровье. И вопрос психического здоровья школьников в настоящее время является актуальным.
Несколько позиций, подтверждающих эту актуальность.
Во – первых, по данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растёт, достигая сегодня уже 70 % от общего числа школьников России.
Во – вторых, постоянно возрастает учебная нагрузка. Две трети и даже более выпускников выходят из стен школы хронически больными. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей детского организма: во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.
Нормы Сан ПиН: максимально допустимая продолжительность домашних занятий на третьей ступени обучения составляет не более 4 часов, минимальная норма сна - 9 часов, норматив пребывания на свежем воздухе составляет не менее 2,5 часов.
В – третьих, из – за постоянной занятости родителей, из – за жёсткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами.
Взрослые тормозят развитие способностей детей стрессовой тактикой воспитательных воздействий. Ребёнок расплачивается за действия взрослых своим психическим здоровьем. А ведь учёными доказано, что психическое здоровье во многом определяет физическое.
Слайд 4РАБОТА В ГРУППАХ
Какой смысл вы вкладываете в понятие «здоровье»?
Что, в вашем
понимании, есть психическое здоровье человека?
Если человек знает о приёмах поддержания здоровья, значит ли это, что он обязательно ведёт здоровый образ жизни?
К чему, по вашему мнению, сводится забота о здоровье вообще и о психическом здоровье в частности?
Слайд 5Факторы риска для психического
здоровья детей
Ситуация в семье
Зависимость (компьютерная,
наркотическая)
Некомпетентность
родителей и педагогов
Стрессовая тактика
педагогического воздействия
Учебная нагрузка
Слайд 61. Стрессогенная тактика педагогических воздействий.
Это систематическое использование окриков
или так называемых
«психологических пощёчин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребёнок испытывает стресс из – за постоянной гонки, неудач, неудовлетворённости взрослых. Школьники, ожидая очередных упрёков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
2. Учебная перегрузка.
Интенсификация учебной деятельности – один из факторов роста нервно – психических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.
3. Ситуация в семье.
Не только в неблагополучных, но и в благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой – то командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребёнком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввёл новый термин – синдром опасного обращения с детьми. Речь идёт о физических и психических травмах, причиняемых в семье близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев, ночующих на вокзалах.
Слайд 74. Некомпетентность родителей и педагогов в
вопросах физиологического развития
ребёнка.
Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за осмысленное решение, у подростков функционируют не так, как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое – то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешные в учёбе, у них мало проблем со сверстниками.
5. Зависимости.
Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего- это уход от реальности, которая в чём – то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста.
Слайд 8
Проявления нарушений
психического здоровья
школьников
Синдром дефицита внимания - это состояние, при
котором способность к концентрации внимания у ребёнка отстаёт от его психического развития, не соответствует возрасту.
Компьютерная зависимость. Ребёнок не может найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь его внимание, уберечь, обрадовать. Такие яркие переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии».
Временная некомпетентность – один из серьёзных стрессогенных факторов. Примеры временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать своё время в процессе выполнения контрольной работы, неумение планировать внешкольное время. У таких ребят неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности, страх перед будущим. А также характерно погружение в психологическое прошлое или, в нереалистичное будущее.
Аддиктивные формы поведения – сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремлением говорить неправду.
Слайд 9Диагностирование учеников
Тест – анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья
(методика Н. К. Смирнова)
Слайд 11ВЫВОД: Всеми учениками класса было набрано не более 12 баллов.
(«Зоной риска» - более 12 баллов).
Тест – анкета проведена 18. 12. 2007 г.
Слайд 12Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша
Слайд 13ВЫВОД: Низкий уровень тревожности был выявлен у 10 учащихся (43,4 %),
средний уровень выявлен у 12 учеников (53,2 %) и высокий уровень выявлен у 1 ученика (4,4%).
Тест проведён 18. 12. 2007 г.
Слайд 14ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ СИРСА
Уважаемые родители! Предлагаем Вам анкету для самостоятельной оценки психологического
состояния ваших детей.
Оцените утверждение одним из следующих баллов: 0 – признак отсутствует, 1 – признак слабо выражен, 2 – признак достаточно выражен, 3 – признак резко выражен.
Утверждения
Обычно напряжён, скован.
Часто грызёт ногти.
Легко пугается.
Плаксив.
Очень ко всему чувствителен.
Часто бывает агрессивным.
Обидчив.
Нетерпелив, не умеет ждать.
Легко краснеет и бледнеет.
Испытывает трудности с сосредоточением.
Суетлив.
Потеют руки.
При неожиданном задании с трудом включается в работу.
С трудом регулирует громкость голоса при ответе.
Оценка результата.
До 20 баллов – низкий уровень ;
20 – 30 баллов – высокий уровень;
Более 30 баллов – высокий уровень.
Слайд 15РОЛЕВАЯ ИГРА
«КОНФЛИКТ С ПОДРОСТКОМ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Внутренняя позиция родителей
У вас очень плохое настроение. Вы поругались с коллегой на работе. Ваши отношения с сыном (дочерью) накалились до предела. А тут ещё эта проблема… Вы приходите домой. Встречаете вашего ребёнка дома. Вы говорите…
У вас доверительные отношения с вашим ребёнком. Вы очень хотите понять, что происходит с вашим сыном (дочерью). Вы приходите домой. Встречаете вашего ребёнка дома. Вы говорите…
С недавнего времени вы подозреваете неладное. Вас насторожило подавленное настроение сына (дочери) и не нравились его (её) новые друзья. Вы приходите домой. Встречаете вашего ребёнка дома. Вы говорите…
Слайд 16Внутренняя позиция подростка
У вас доверительные отношения с родителями. Уроки ты,
действительно, прогулял (а), но на то были уважительные причины. Ты уверен (на) в себе и знаешь, что прогулы не отразятся на твоей успеваемости.
Уроки ты прогулял (а). Но сейчас ты спешишь на встречу с твоими друзьями, уже опаздываешь. Тебе дорога каждая минута. Разговаривать ты не хочешь.
Уроки ты прогулял (а). Но сейчас у тебя подавленное настроение, и ничего не хочется делать. Ты не говоришь ни «да», ни «нет». Тебе, в принципе, не хочется разговаривать, но ты делаешь это чтобы не обидеть маму (папу).
Слайд 17ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РОДИТЕЛЯМ
«Мама, ругай меня поменьше»
«Мама и папа, я вас люблю!!! Хотя бывают какие – либо придирки, но это воспитание и волнение. Я сама знаю, что не ангел»
«Я очень благодарна вам за всё. И пусть вы меня иногда ругаете, но я не обижаюсь, ведь ругаетесь по делу»
«Мама, прости меня за то, что раздражаюсь, когда меня отрывают от важных занятий, за то , что люблю одиночество. Но, хочу, чтобы ты знала, Я люблю тебя!»
«Папа, будь добрым, а мама ещё добрее»
«Привет мамуля! Иногда , конечно, ты бываешь строгой, в некоторых ситуациях ты бываешь даже не справедливой. Но, всё же ты любимая»
Слайд 18 «Мама! Я знаю, что ужасно упряма и своенравна,
и порой не могу переступить через свою гордость, для того , чтобы признать свои ошибки. Большое тебе спасибо за то, что ты меня понимаешь, даёшь мудрые советы и поддерживаешь мои начинания»
«Я очень люблю свою маму. Она добрая и всегда заботится обо мне.
«Маму я люблю, но она считает, что мне 10 лет и иногда решает всё за меня. Если мы поругаемся, она не хочет меня выслушивать. Но мама оценивает мои способности»
«Я ненавижу своего отца, когда он злой, и ругает меня, не выяснив ситуации»
«Бывают моменты, когда у меня нет настроения, и я грублю и хамлю своей маме. И никогда не прошу прощения, а мне так хочется подойти к ней обнять крепко, крепко и попросить у неё прощение, сказать, как сильно я её люблю»
«Мне порой, хочется, придти в пустую квартиру, никого не видеть, никого не слышать. Грустно всё это…»
«Я люблю своих родителей больше всего на свете»
Слайд 19ПАМЯТКА
«Как сохранить психическое здоровье ребёнка»
Всегда находите время поговорить с ребёнком.
Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
Не оказывайте нажима на ребёнка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
Научитесь относиться к ребёнку как равноправному партнёру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
Не унижайте ребёнка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощёчины».
Не требуйте от ребёнка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребёнком даже маленьким успехам.
Слайд 20Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в
силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребёнком. Хмуро сведённые брови, гневно сверкающие глаза, искажённое лицо – «психологическая пощёчина» ребёнку.