Слайд 1Профессионально-личностное здоровье учителя
Слайд 2Как влияет здоровье учителя на здоровье его учеников?
Слайд 3
Здоровье учителя – здоровье ученика
Слабое здоровье учителя – низкая работоспособность
и эффективность его деятельности
Авторитарность педагогического воздействия
Негативное воздействие нездорового учителя на психологический климат в классе
Ошибки из-за некомпетентности учителя в вопросах охраны здоровья
Плохой пример беспечного отношения учителя к своему здоровью
Проявления профессиональной деформации и синдрома “эмоционального выгорания”
Слайд 4Профессионально-личностное здоровье учителя
Процесс развития осознанности и осмысленности самого себя, своей профессиональной
деятельности, стремление к самоактуализации, развитию профессиональных качеств и личностных характеристик, позволяющих выполнять работу эффективно, творчески, сохраняя высокую работоспособность и психоэмоциональное равновесие.
Слайд 5Профессиональная деятельность учителя в условиях современного образования не способствует сохранению его
здоровья:
60% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт во время работы; 85% - находятся в постоянном стрессовом состоянии;
для 85% женщин-педагогов их деятельность является фактором, отрицательно влияющим на семейные отношения
Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова
Слайд 6
Гиподинамия
Нарушения режима дня
Голосовые перегрузки
Слайд 7Заболевания педагогов
Сердечно-сосудистые заболевания 52,2%
Нервной системы - 50,9%
Опорно-двигательного аппарата – 47,2%
Желудочно-кишечного тракта – 31,7%
Лор заболевания – 33,5%
Слайд 8Психоэмоциональное здоровье
Более 80% всех заболеваний являются следствием психоэмоциональных отклонений:
Синдром эмоционального выгорания
Профессиональные
кризисы
Слайд 9Психоэмоциональное здоровье учителя является одним из факторов успешности образовательной системы и
предопределяет эффективность процесса обучения и воспитания школьников особенно в период реформирования образования.
Слайд 10Синдром эмоционального выгорания
Эмоциональная истощенность – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное
работой
Деперсонализация – циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, негуманное отношение к детям и безразличное к коллегам)
Редукция профессиональных достижений – возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Слайд 11результаты исследования по методике К. Маслач
выявлена высокая степень выраженности синдрома эмоционального
выгорания по двум и более факторам (29 % обследованных учителей).
Наиболее выражены показатели эмоционального истощения и редукции профессиональных достижений,
что объясняется возросшим уровнем требований к профессиональной компетентности педагога в связи с реформированием системы образования и недостаточным уровнем психолого-педагогической поддержки учителя.
Слайд 12факторы риска профессионального кризиса учителя.
фактор отсутствия перспективы,
фактор негативного влияния
внешних
обстоятельств,
фактор потери смысла жизни,
фактор отчуждения.
Слайд 13- фактор ориентации на новое,
- фактор обретения
самоконтроля,
- фактор обретения целей,
- фактор открытости миру
факторы преодоления профессиональных кризисов учителя
Слайд 14
Внутренние ресурсы здоровья учителя
Слайд 15исследование кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей (по О.М. Чоросовой)
показало,
что многие учителя (75%) не в состоянии брать на себя ответственность за свою судьбу, за реализацию своих планов в современных условиях модернизации образования,
хотя существует внутренний ресурс, выраженный в ориентации на профессионально-личностное развитие (72%).
Слайд 16Здоровьесберегающие компетенции
Ценностно-мотивационная
Когнитивная
Эмоционально-волевая
Системно-технологическая
Практическая
Слайд 17Развитие здоровьесберегающей компетентности учителя
Слайд 18Задачи совершенствования здоровья педагога
способствовать формированию и развитию у учителя позитивных, оптимистичных
установок и ценностей, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще;
создавать возможность открытых, доверительных отношений, способствующих проявленю творческой инициативы, самовыражению, формированию интернального локус-контроля, укреплению «Я-концепции»
Слайд 19Задачи совершенствования здоровья педагога
способствовать высокой самооценке и уверенности в себе, в
своих способностях и возможностях;
внедрять в образовательный процесс технологии успешного преодоления профессионального стресса и способов психосоматической саморегуляции.
Развивать мотивацию на укрепление здоровья и сознательную, целенаправленную заботу о нем;
Расширять знания о здоровье и факторах здорового образа жизни
Слайд 20Образовательные программы : «Школа культуры здоровья», «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Система
мониторинга качества здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении», направленные на совершенствование профессионально-личностного здоровья учителя, его здоровьесберегающей компетентности;
В институте повышения квалификации учителя
разработаны и внедрены:
Слайд 22Концепция совершенствования здоровья
Для того, чтобы быть здоровым необходимо прежде всего:
научиться
понимать и осознавать себя, свои потребности, ценностные ориентации,
уметь ставить цели и решать задачи;
отслеживать свое эмоциональное состояние, определять можно ли изменить ситуацию или менять свое отношение к ней,
знать и уметь применять на практике способы психосоматической саморегуляции, укреплять внутренние резервы организма,
уметь радоваться жизни и сотрудничать с людьми.
Слайд 23Уважаемые коллеги!
Берегите и укрепляйте свое здоровье!
Оно необходимо Вам и Вашим
воспитанникам!