Слайд 1Потоковые структуры современных мегаполисов
Дмитрий Иванов
профессор факультета социологии СПбГУ
dvi1967@gmail.com
Слайд 2Социология города:
базовая исследовательская программа
Город – тип поселения (место жительства)
VS
Город –
пространство социальных структур
Слайд 3Социальное пространство
Социальное пространство – конфигурация полей взаимодействий (П. Бурдье)
Физическое выражение: пространство
мест – локализованных и разграниченных зон
Новая концепция социального пространства: не пространство мест, но пространство потоков (М.Кастельс, А. Аппадураи, Дж. Урри)
Слайд 4Современный мегаполис: «информациональный» город
Мануэль Кастельс (1989)
«командный пункт» новой экономики
глобальная включенность и
локальная исключенность
глобальность элиты и локальность бедноты
космополитизм и идентичность
два типа «присвоения» городского пространства:
проживать, но не принадлежать городу
выживать и зависеть от города
«информациональный» город – утопия / антиутопия: сетевые структуры на базе цифровых технологий не ликвидировали пространство, а интенсивность перемещений даже возросла
Слайд 5Современный мегаполис: «глобальный» город
Саския Сассен (1991)
«узел сети» (локализация глобальности)
штаб-квартиры, специализированные сервисы,
центры потребления
потоки денег, людей, товаров, информации
интегрированы в сеть, не интегрированы с региональным окружением
арена конфликтов и борьбы за «присвоение» территории (новая политическая повестка – урбанистика)
«глобальный» город – реалистичная модель, но не все мегаполисы глобальны, хотя все - постиндустриальны
Слайд 6Современный мегаполис: «креативный» город
Ричард Флорида (2005)
«точка притяжения» для потоков креативных людей
и инвестиций в высокие технологии и перепланировку городского пространства
креативный класс создает атмосферу творчества и толерантности, а город становится динамичным, открытым, артистичным, «личностным»
сверхновые средние слои (не традиционные элиты и не «пролетарские» массы) формируют городское пространство и городскую повестку
«креативный» город – позитивный и «глянцевый» образ, но мегаполисы не только «креативны», они еще и «агрессивны»
Слайд 7Современный мегаполис
Рассмотренные теории верно схватывают главный структурный сдвиг: от институтов и
интеракций – к сетям и потокам
Современный мегаполис – сетевой и потоковый город
главная черта современного мегаполиса – интенсивность движений
Людские и транспортные потоки – признак существования особых потоковых структур
Люди устремляются туда, где актуальные вещи, события, точки доступа к актуальной информации и т.п.
Характер городского пространства определяют не «жилые машины» (Ле Корбюзье) и не «рабочие машины», а «потоковые машины» (вокзалы, терминалы, дороги, парковки, парки, торгово-развлекательные комплексы, «креативные пространства» и т.д.)
Слайд 8Потоковые структуры
потоки с характерными для них направленностью, плотностью, интенсивностью служат хорошей
концептуальной основой для исследования целого ряда явлений, «социальность» которых не вписывается в рамки ритуальной социологии
потоковые структуры замещают неактуальные конфигурации агентностей и структур в теории потому, что в интенсивном настоящем устремленность и темпоральность повсюду вытесняют фиксированность положения и установленность пределов
вместо ценностных ориентаций и идентичностей жизнь людей структурируют проекты
вместо действий – коммуникации
вместо институтов – тренды
вместо групп – ивенты
вместо классов и собственности – время доступа
вместо неравенства с разделением на имущих и неимущих – неодинаковая динамика с разделением на сейчас-имущих и потом-имущих
Слайд 9Структуры сегодня
на фоне абсолютной социальности институтов, частной и ситуативной социальности интеракций,
относительной социальности сетей, потоки предстают как феномены анти-социальные или альтер-социальные
Слайд 10Потоковые структуры глэм-капитализма
в мегаполисах развивается сверхновая версия капитализма – глэм-капитализм
характерные структуры:
глэм-индустрии
гламурно-промышленные
комплексы
бимодальная стратификация и темпоральность неравенства
альтер-социальные движения
Слайд 11Логика гламура
к концу 1990-х годов рынки оказались перенасыщены брендами и имиджами
(overbranding)
стратегия виртуализации утратила эффективность и произошел сдвиг конкурентных преимуществ к гламуру
с 1930-х годов гламур был специфическим стилем жизни и эстетикой, но сейчас гламур стал логикой сверхновой экономики
глэм-капитализм возникает, когда производители на сверхконкурентном рынке должны очаровывать (по-английски - to glamour) потребителей и когда товары и услуги должны быть агрессивно красивыми, чтобы интенсивно привлекать целевые аудитории
процесс создания стоимости теперь больше связан с трендами, чем с брендами, не только в индустрии моды и шоу-бизнесе, но и высокотехнологичных отраслях и финансовом секторе
Слайд 12
Общая теория гламура
когда виртуализация становится рутинной практикой и рынки перенасыщены брендами,
успех начинает приносить гламур с характерными для него яркостью и незамысловатостью
гламур – не глупость «блондинок» из анекдотов
гламур – рациональность сегодняшнего капитализма
в одежде, стиле жизни, бизнес-проекте, политической кампании, или научной теории гламур обнаруживается по трем признакам:
яркая легкость – максимально броская упаковка при максимально простом содержании
бескомпромиссный оптимизм – радикальная позитивность
утонченная стервозность – эстетически мотивированная антисоциальность
гламур проникает повсюду и принимает разные формы, но общая теория гламура проста и сводится к формуле:
гламур = «большая пятерка» + «горячая десятка»
Слайд 13«Большая пятерка» гламура
роскошь: эксклюзивное потребление, выходящее за пределы функциональности
экзотика: быт
за пределами обыденности
эротика: нагнетание «нечеловеческой» сексуальности
розовое: радикальное визуальное решение проблем
блондинистое: управляемая внешность, управляющая сознанием
Слайд 14«Горячая десятка»
«горячая десятка» – это не число, а организующий принцип
топ-листы, номинации,
рейтинги, хит-парады и т.п. придают всему включенному в них существенность и значимость
гламур образуется выстраиванием мирового порядка из:
100 самых дорогих брендов
50 самых красивых людей
500 самых успешных компаний
10 самых влиятельных политиков
7 самых опасных животных
…
мир гламура создается интенсивными коммуникациями, которые превращают «горячие десятки» из субъективных представлений в медийную реальность
Слайд 15Глэм-индустрии
гламуроемкие (glamour-intensive) продукты создаются на основе элементов «большой пятерки» и обеспечивают
их производителям темпы роста выше средних по экономике
индустрия роскоши,
индустрия секса,
индустрия гостеприимства,
индустрия моды,
индустрия красоты…
… это пять отдельных примеров «имплантации» элементов гламура в товар и развития гламуроемких производств
это транс-индустрии, каждая из которых объединяет предприятия очень разные по продукту и технологии, но одинаковые по методам создания стоимости
Слайд 16high-tech и гламуроемкость
Формула гламуроемкости:
GI = g×(R+A)
g – коэффициент с диапазоном значений
от 0 до 1
R – показатель расходов на исследования и разработки
A – показатель расходов на рекламу
Apple
RIM
HTC
Intel
Nokia
Apple
RIM
HTC
Intel
Nokia
Microsoft
Слайд 17Гламурно-промышленный комплекс
в сверхновой экономике происходит сдвиг капитализации от брендов к трендам
в
стремлении создавать тренды и сделаться трендом компании образуют структуры гламурно-промышленного комплекса, соединяющие
производителей,
работающих в индустрии моды дизайнеров,
потребителей–трендоидов
ГПК «размывает» привычные границы между брендами и создает транс-брендовые продукты
ГПК «размывает» границу между фирмой и ее рынком и эксплуатирует не работников, а креативных потребителей
главный организационный принцип ГПК – «горячая десятка»: принесение бренда в жертву во имя тренда
Слайд 18Метаморфозы стратификации:
от «лимона» к «груше»
уровень дохода
Доля в населении, %
сверхновый средний слой
«размывание»
среднего слоя
сверхновые бедные
к 2010 году
США: домохозяйства с $120-250 тыс. в год
РФ: домохозяйства с 100-250 тыс. руб. в месяц
Слайд 20Глэм-демократия
с превращением имиджмейкинга и (ре)брендинга в стандартные политтехнологии виртуализация институтов демократии
переходит в режим гламура
для легитимации структур власти и управления не нужны больше традиционные структуры гражданского общества
в погоне за яркостью и притягательностью образа политики и политтехнологи все меньше ориентируются на ценности и стиль жизни традиционного среднего слоя и все больше используют «большую пятерку» и «горячую десятку»
в политике закрепились те черты, которые характерны для гламура:
глянцевый формат сверхновых политтехнологий
эффектно представляемые публике «суперпроекты»
мобилизацию электората отличают незамысловатость «контента» и мобильность коммуникаций (Web 2.0)
Слайд 21Альтер-социальные движения
сверхновый капитализм провоцирует сверхновые формы протеста: рядом с глэмом всегда
возникает трэш
хакеры и «пираты», нарушая право «интеллектуальной» собственности, подрывают режим глэм-капитализма
покупая контрафакт и обмениваясь файлами, потребители участвуют в движениях, которые создают альтернативу и антисоциальному гламуру и традиционной социальности
общая теория трэша: бунт аутентичности против виртуальности и гламура возвращает функциональность и конкуренцию туда, где господствуют имиджи и монополизм
бунт аутентичности – движущая сила множества альтер-социальных движений не только в экономике, но и в политике, и в культуре
Слайд 22Альтер-капитализм
на рост альтер-социальных движений глэм-капитализм сначала реагирует полицейскими мерами, а затем
переходит к поглощению и использованию креативности этих движений
поглощение альтер-социальных движений можно видеть
в использовании стратегии ‘open source’ (IBM и Sun Microsystems);
в предоставлении возможностей скачивать контент (Apple и Sony);
в коммерциализации торрентовых сетей;
в «растягивании» люксовых брендов;
в «партизанском» маркетинге (guerrilla marketing)…
создатели трендов, соединяющие модели глэм-капитализма и альтер-социальных движений, формируют другой способ создания стоимости: на основе потоковой аутентичности
глэм-капитализм – это мир копий без оригинала (симулякры Бодрийяра)
альтер-капитализм – это мир потоковой аутентичности, где оригиналы – потоки, опережающие любое копирование
Слайд 23Социальные структуры в пространстве мегаполиса
В «концентрическом» городе индустриального типа были физические
потоки из одной институциональной зоны в другую и попутные интеракции
Сети – способ избежать институциональности и интеракций, их замещение коммуникациями со «своими»
Потоковые структуры – «прорыв» креативностью и мобильностью границ институтов, сетей, порядков интеракций
Центр
(административно-культурный)
Промышленный пояс
Спальные районы
Слайд 24Как исследовать потоковые структуры в пространстве города
в условиях глэм-капитализма актуальны методы
создания потоковых структур в уже имеющихся массивах информации, создаваемых непреднамеренными информантами в сетях публичности
исследователю остается только подключиться к этим креативным коммуникациям, наладить селекцию и задать направленность, плотность и интенсивность движения нужных данных
стратегия перехода к потоковым решениям в методике исследований требует инверсии традиционных методов:
вместо (в)опросов нужно использовать ответы в виде номинаций и рейтингов, привлекающих и провоцирующих целевые аудитории
вместо наблюдения нужно применять экспозицию – размещение и демонстрацию, вызывающую ответные потоки
вместо анализа документов нужно практиковать их создание – организацию мультимедийных коллекций, открытых для пополнения контентом