Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №90 «НЕЗАБУДКА»
Особенности работы по
сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в МБДОУ №90 «Незабудка»
Подготовила: Дегтярева Татьяна Валентиновна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе,
руководитель Центра здоровьсбережения МБДОУ
г. Сургут
2014 г
Слайд 2Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка
- одна из главных задач МБДОУ
Слайд 3Дети дошкольного возраста подвержены высокой восприимчивости к различным заболеваниям, в частности
к заболеваниям, передающимся воздушно – капельным путем - преимущественно, ОРВИ и ОРЗ заболеваниям.
Слайд 4ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
Природно-климатические условия края;
Экологическое состояние края;
Социальная занятость родителей;
Недостаточная
компетентность у родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей;
Недостаточная компетентность у педагогов в вопросе здоровьесбережения дошкольников;
Низкая мотивация у дошкольников в вопросе сохранения и укрепления собственного здоровья.
Низкий иммунитет ребенка;
Несоблюдение режима дня;
Нарушение правил здорового питания;
Отсутствие ведения активного образа жизни;
Игнорирование закаливающими процедурами и т.д.
Слайд 5ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – ЭТО ПЕРИОД НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ.
Особое
место занимает познавательный мотив.
Познавательная мотивация складывается во взаимодействии ребенка со взрослым и со сверстниками.
На следующих ступенях развития происходит переход познавательной мотивации, она становится внутренним качеством личности ребенка.
Слайд 6
КАК ДОШКОЛЬНИК ОЦЕНИВАЕТ СОБСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает
его как естественную данность. Он верит в его нерушимость.
По мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам.
Появляется пассивность к своему здоровью.
Слайд 7ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ МБДОУ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и личной безопасности.
Задача: формировать осознанное отношение к собственному здоровью.
Слайд 8НА ЧТО НАПРАВЛЕНА РАБОТА ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ В МБДОУ
?
Направлена на формирование у всех участников образовательного процесса мотивации к ведению здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия.
Предполагает включение всех участников образовательного процесса: воспитанников, их родителей и воспитателей.
Слайд 10ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФОРМЫ И МЕТОДЫ «ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
ПОД РЕДАКЦИЕЙ М.А. ВАСИЛЬЕВОЙ, В.В. ГЕРБОВОЙ, Т.С. КОМАРОВОЙ
Утренняя гимнастика – способствует подготовке организма к дневному бодрствованию, дисциплинирует, вырабатывает собранность, умение преодолевать лень.
Физкультурные занятия – основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Занятия проводятся не менее трех раз в неделю в первой половине дня.
Физкультминутки активно используются в занятии для снятия умственного напряжения и повышения работоспособности детей, для реализации потребности в движении.
Достаточный отдых – заключается в рациональном использовании выходных, праздничных дней, каникул для укрепления здоровья детей.
Прогулки – один из важных режимных моментов, во время, которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.
Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений.
Личная гигиена – важный момент в сохранении и укреплении здоровья, направленный на поддержание чистоты тела.
Правильный режим дня – оптимальное распределение в течение суток труда, питания, сна и отдыха.
Закаливание - это комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими.
Слайд 11ЗДОРОВЬСБЕРАГАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ПРОГРАММЫ ФОРМИРУЕМОЙ
УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий.
Слайд 12Основные цели и задачи по реализации учебно-методического пособия по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной
Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Задачи:
Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Развивать экологическую культуру ребенка и становление у него ценностей бережного отношения к природе, а так же строению человеческого организма.
Формировать ценности здорового образа жизни.
Формировать безопасное поведение во дворе, улице, в общественном транспорте.
Слайд 13НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Здоровье ребенка
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью
Слайд 15Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей в МБДОУ №90 «Незабудка»
с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) включает 49 занятий с определением места занятия в расписании непосредственно образовательной деятельности в рамках реализации вариативной части Программы.
Слайд 16ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные
на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в МБДОУ–
обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;
воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
формировакние валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Слайд 17Цели и задачи работы по внедрению здоровьесберегающих технологий
в образовательный процесс
МБДОУ №90 «Незабудка»
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Формировать осознанное отношение к здоровому образу жизни у детей.
Формировать мотивы у детей, направленные на его сохранение и укрепление собственного здоровья.
Учить применять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья.
Слайд 18АКТИВНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЮЩИЕ В МБДОУ
дыхательная гимнастика;
самомассаж;
босоножье;
ходьба по корригирующим дорожкам;
гимнастика
после сна;
пальчиковая гимнастика.
оздоровительные игры;
В МБДОУ №90 «Незабудка» разработаны:
Циклограмма использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня.
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста
по использованию здоровьесберегающих технологий.
Слайд 19АКТИВНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дыхательная гимнастика –упражнения, направленные на втягивание и выпускание воздуха
легкими («Петух», «Кошка», «Насос», «Гуси летят», «Воздушный шар»).
Самомассаж - надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения рецепторов или разветвления нерва («Воробей», «Черепаха», «Умывание»).
Босохождение - вид укрепления организма, представляющий воздействие на терморецепторы во время ходьбы босиком.
Ходьба по корригирующим дорожкам- стимулирующее воздействие на биологически активные зоны, находящиеся на своде стопы.
Пальчиковая гимнастика- раздражение рецепторов, расположенных на пальцах рук, позволяющих улучшить самочувствие человека, активизировать работу внутренних органов.
Оздоровительные подвижные игры (по системе Страковской В.Л)-игры, направленные на профилактику различных заболеваний и укрепление здоровья у ослабленных детей, в период после перенесенного заболевания.
Слайд 21РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
1. Час здоровья
Час здоровья №1: «Работа по здоровьесбережению с
детьми дошкольного возраста»
«Использование здоровьесберегающих технологий в детских видах деятельности»;
«Использование дыхательной гимнастики в работе с детьми с детьми дошкольного возраста»;
«Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста».
Час здоровья №2: «Работа по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста»
«Использование практических игр с детьми для снятия эмоционального напряжения»;
«Использование самомассажа в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»;
«Использование физминуток в НОД»;
Час здоровья №3: «Работа по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста»
«Организация подвижных игр по системе В.Л. Страковской»;
«Профилактические мероприятия по предупреждению нарушения свода стопы у ребенка-дошкольника».
Слайд 222. Смотры-конкурсы
Смотр – конкурс стенгазет: «Мы здоровье бережем, мы здоровье укрепляем»
3.
Выставка рисунков
«В здоровом теле-здоровый дух»
«Правила дорожные – всем знать положено!»
Слайд 23
Открытые просмотры
Открытый просмотр НОД: по образовательной области «Безопасность»
гр. «Радуга» старший дошкольный
возраст (от 6 до 7 лет )(«Если ты дома –один», И.Ю. Васильченко).
гр. «Ромашка» старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет) («Поможем смешарикам), И.М. Саетгараева).
Физкультурно-оздоровительное развлечение
гр. «Неваляшка» (средний дошкольный ваозраст 4-5л.)(Физкультурно-оздоровительное развлечение «Зоопарк», А.М. Гибекова);
гр. «Сказка» (средний дошкольный ваозраст 4-5л.)(Физкультурно-оздоровительное развлечение «Приключения в стране Здоровья», Т.А. Петрова.
КВН «Безопасность»
группа старшего дошкольного возраста (5-6л.) Карамелька
Слайд 243. ИКТ
Электронная презентация: «Использование нетрадиционного материала в работе с детьми
по сохранению и укреплению их здоровья»;
Электронная презентация: «Использование ИКТ в работе с детьми по формированию ценностных установок на здоровый образ жизни»;
Электронная презентация: «Использование эффективных методов и приемов работы с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни»
Слайд 25РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Организация выставки рисунков.
Практическое мероприятие: «Творческая мастерская по изготовлению масок
для подвижных игр»;
Мастер-класс: «Технологии здоровьесбережения: «Быть здоровыми-здорово!»;
Проектная деятельность: «Здоровый ребенок-в здоровой семье!», «Чистюльки», «Волшебная вода».
Слайд 26ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Чистюдьки»
«Волшебная вода»
Слайд 27«Здоровый ребенок-в здоровой семье!»
Слайд 29ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Международный фестиваль работников образования, Номинация «Лучшая методическая разработка»,
конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме «Правила дорожного движения», диплом лауреата, 2013г. , (Саетгараева И.М.);
Межрегиональный конкурс программ и методических разработок по профилактике, формированию основ здорового образа жизни, ОБЖ у детей и молодежи «Профилактика-путь к здоровью!», 1 место, 2013г. (Муллаянова Р.М.); Городской конкурс рисунков: «Здоровый образ жизни», благодарственное письмо, 2014г.
Межрегиональный конкурс программ и методических разработок по профилактике, формированию основ здорового образа жизни, ОБЖ у детей и молодежи «Профилактика-путь к здоровью!», 1 место, 2013г. (Салимова Е.Ю.);
Серебряная медаль Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети», работа: «Центр здоровья «Сибирячок», 2014г. (Дегтярева Т.В., Михайлова Е.В.)
Открытый Всероссийский конкурс научно-популярных статей по педагогике и психологии «Развитие-2014г.», сертификат, 2014г. (Петрова Т.А.)
Всероссийский конкурс рисунка «Здоровая Россия» в рамках социального проекта «Страна талантов», диплом участника, 2013г., (Петрова Т.А.)
Всероссийский конкурс : «Лучшая методическая разработка-2014г», сертификат; 2014г. (Петрова Т.А.).