Осложненное простое предложение презентация

Содержание

Простое предложение может быть осложнено: Однородными членами предложения. Обособленными второстепенными членами (определение, дополнение, обстоятельство). Сравнительными оборотами. Вводными словами и предложениями. Уточняющими и поясняющими конструкциями. Обращениями и междометиями.

Слайд 1ОСЛОЖНЕННОЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Обособленные второстепенные члены предложения
merelenko-su.uCoz.ru


Слайд 2Простое предложение может быть осложнено:
Однородными членами предложения.
Обособленными второстепенными членами (определение, дополнение,

обстоятельство).
Сравнительными оборотами.
Вводными словами и предложениями.
Уточняющими и поясняющими конструкциями.
Обращениями и междометиями.

Слайд 3
Однородные члены предложения


Слайд 4ПРИЗНАКИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Относятся к одному и тому же слову.
Отвечают на

один вопрос (являются одним и тем же членом предложения).
Соединены бессоюзной или союзной связью.
Могут иметь обобщающее слово.


Слайд 5Запомните!
Однородные члены предложения необязательно выражаются одними и теми же частями речи

или одинаковыми формами слов.

Слайд 6Не являются однородными
1. Компоненты фразеологизмов
Например:
Он поднялся ни

свет ни заря.

2. Повторяющиеся слова
Например:
Я выскочу опять из порядка и чувства меры и закружусь, закружусь, закружусь…
Я, коли время есть, сяду в уголке и читаю книжечку… и все плачу, плачу…

Слайд 7Назовите однородные члены предложения.
На дворах и домах снег лежит полотном и

от солнца блестит разноцветным огнём.
Он потребовал бумаги и чернильницу.
А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.
То была первая, не замутнённая никакими опасениями радость открытия.
Слово «Пушкин» стихами обрастает, как плющом, и муза повторяет имена, вокруг него бряцающие: Дельвиг, Данзас, Дантес…



Слайд 8Какое предложение осложнено однородными членами с обобщающим словом?
(21)Мне так хорошо было

сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках.
(22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит.



БСП


Слайд 9Какой? Какая? Какое? Какие?
Чей? Чья? Чьё? Чьи?
Определения


Слайд 10Виды определений
По степени распространения
По согласованию с определяемым словом
распространенное
нераспространенное
согласованное
приложение
несогласованное


Слайд 11По степени распространения
Нераспространенное
Нет зависимых слов

Например:
Изба лесника состояла из одной комнаты.
Непроданному коню

и цены нет.

Распространенное
Есть зависимые слова

Например:
Чернело небо, усеянное миллионами звезд.
Вытертое насухо кресло придвинули к окну.









Слайд 12По согласованию с определяемым словом
Согласованное
Согласуется в роде, числе, падеже


Выражено: прилагательным, прич.,

порядковым числ., некоторыми местоимениями.

Несогласованное
Не согласуется
Связано по способу управления и примыкания
Выражено: сущ. в косвенном падеже, нареч., инфинитивом, сравнит. ст. прилагательных


Слайд 13По согласованию с определяемым словом
Согласованное
Согласуется в роде, числе, падеже

Например:
Доброе молчание лучше

худого ворчания.

Несогласованное
Не согласуется
Связано по способу управления и примыкания
Например:
День торжества наступил.
С крыши дома напротив сбрасывали снег.
Я надела платье в горошек.









Слайд 14Приложение
Второе название определяемого слова.
Согласуется с определяемым словом в числе и падеже

(в роде – не обязательно).
Выражено существительным или сущ.+ зав. сл.
Например:
Чижа захлопнула злодейка-западня.
Весной разлилась река Клязьма.
Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…







Слайд 15
Обособленные определения


Слайд 16Обособляются определения (запятые или тире с двух сторон) если:
1. Любые определения,

если они относятся к личному местоимению
Например:
Усталый, я шел домой.
Я, усталый, шел домой.
А он, мятежный, просит бури…
Незримый, ты мне был уж мил.
Отдохнувшие за ночь, они двинулись дальше ранним утром.














Слайд 17Обособляются определения (запятые или тире с двух сторон) если:
2. Стоят после

определяемого слова.

Определения могут быть выражены:
Причастным оборотом
Например:
Человек, непомнящий прошлого, лишает себя грядущего.


, ,



Слайд 18Обособляются определения (запятые или тире с двух сторон) если:
2. Стоят после

определяемого слова.

Определения могут быть выражены:
Прилагательным с зависимыми словами
Например:
На окне, серебряном от инея, за ночь расцвели хризантемы.


, ,




Слайд 19Обособляются определения (запятые или тире с двух сторон) если:
2. Стоят после

определяемого слова.

Определения могут быть выражены:
Прилагательными без зависимых слов (однородные одиночные определения)
Например:
Ночи, ясные, звёздные, не давали заснуть.


, ,



Слайд 20Обособляются определения (запятые или тире с двух сторон) если:
2. Стоят после

определяемого слова.


Определения могут быть выражены:
Существительным с предлогом
(несогласованное определение)
Например:
Весенний день, с ярким солнцем, звенящими капелями, был наполнен радостью.
Мальчик, маленький, с доверчивыми глазами, смотрел на меня.


, ,





Слайд 21Обособляются определения (запятые или тире с двух сторон) если:
2. Стоят после

определяемого слова.

Определения могут быть выражены:
Прилагательными в сравнительной степени
(несогласованное определение)
Например:
Глаза, светлее волос, привлекали внимание.


, ,



Слайд 22Обособляются определения (запятые или тире с двух сторон) если:
3. Перед определяемым

словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

Например:
Испуганный шорохом, заяц скрылся в лесу.
Заяц скрылся в лесу, так как был испуган шорохом.


+ обст. зн.

= [ ], (так как ).




Слайд 23Обособляются определения (запятые или тире с двух сторон) если:
4. Определяемое слово

отделено от определения другими словами (дистантное расположение).

Например:
Анна нервно ходила по комнате, закутанная в шаль.



……., ,




Слайд 24Внимание!
Обособленное определение может быть обособлено тире, если оно
выражено инфинитивом, перед

которым можно поставить а именно

Например:
Я пришла к вам с единственным желанием – сделать добро.


а именно


Слайд 25 Определения не обосабливаются, если:
Определения расположены перед определяемым словом (и не имеют

добавочного обстоятельственного значения)

Например:
Блестящий на солнце снег слепил глаза.

Сравни:
Снег, блестящий на солнце, слепил глаза.






Слайд 26
Обособление приложений


Слайд 27Приложение обосабливается
Дефисом

Например:
Он взял гармонь-техрядку.
Это был возница-киргиз.
Я посетил Воронеж-город.
Пастух-старик играл на дудочке.


Слайд 28Приложение обосабливается
Запятой
Например:
Местные охотники, птицеловы, вышли в сосновый бор.
Звезды, живые цветы неба,

горели над нами.
Он, человек чести, высоко ценил это качество в других.
Упрямец во всем, Иван Митрофанович был удивительно уступчив со своей женой.






Слайд 29Приложение обосабливается
Тире

Например:
Весна – мое любимое время года – всегда приходит неожиданно.
Мне

часто снятся те ребята – друзья моих военных дней.
Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.


Слайд 30Различайте!
Тире при приложении

Например:
Мы приехали в Астрахань — большой портовый город

в устье Волги.

Тире между подлежащим и сказуемым
Например:
Астрахань — большой портовый город в устье Волги.

Чтобы не ошибиться,
найдите основу предложения!


Слайд 31Приложения с союзом КАК
Обособляется, если имеет значение причины (так как, потому

что…)
Например:
Как жених, он у многих вызывал интерес.

Не обособляется, если имеет значение «в качестве»

Например:
Он был принят в домах как жених.

В качестве жениха


Слайд 32В каком предложении приложение не обособляется? (знаки не расставлены)
1. Как истинный

француз в кармане Трике привез куплет Татьяне.
2. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому.
3. Выходка хулигана была расценена как явная угроза жизни окружающих.


,

,

,


Слайд 33В каком предложении приложение не обособляется? (знаки не расставлены)
1. Я знаю,

что календулу применяют как лекарство от ангины.
2. Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению.
3. Антон как законный сын получил все.


,

,

,

,


Слайд 34В каком предложении приложение не обособляется? (знаки не расставлены)
1. Она как

влюбленная женщина была готова на все.
2. Татьяну Доронину все знают как требовательную к себе и другим актрису.
3. Степь как безлесная и волнообразная бесконечная равнина всегда привлекала к себе внимание писателей и художников.


,

,

,

,


Слайд 35Назовите обособленные приложения в следующих предложениях
Когда приезжали в Ясную Поляну взрослые

сыновья Льва Николаевича, этакие 35-летние и 45-летние бородатые дяди, они всегда казались мне старше отца.

35-летние и 45-летние бородатые дяди


Слайд 36Назовите обособленные приложения в следующих предложениях
В 1910 году Толстого посетил Павел

Орленев, известный артист, с благоговением относившийся к таланту великого писателя.


известный артист



Слайд 37Назовите обособленные приложения в следующих предложениях
Этот частокол — западня для деревенских

котов, любителей рыбы.


любителей рыбы



Слайд 38Назовите обособленные приложения в следующих предложениях
Тут в чайную пришел Аркашка Кебин,

по прозвищу Танцующий Шива.

по прозвищу Танцующий Шива


Слайд 39Назовите обособленные приложения в следующих предложениях
Мне, человеку в костюме босяка, с

лямкой грузчика на спине и перепачканному в угольной пыли, трудно было вызвать его, франта, на разговор.

человеку в костюме босяка, франта


Слайд 40Назовите приложения в следующих предложениях (знаки не расставлены)
Володя семнадцатилетний юноша некрасивый

болезненный и робкий сидел в беседке.

семнадцатилетний юноша

,

,

,

,


Слайд 41Назовите обособленные приложения в следующих предложениях
В «Последнем сроке» от нас вот

так ушла старуха Анна в «Прощании с Матёрой» Матёра остров на реке Ангаре.

остров на реке Ангаре

,

_

,


Слайд 42Назовите обособленные приложения в следующих предложениях
Один из бывших его служащих отпрыск

почтенного рода предложил мне поселиться на несколько месяцев в пригородном доме своих обедневших родственников.

отпрыск почтенного рода

,

,


Слайд 43Назовите обособленные приложения в следующих предложениях
Пахнет дождем нежным и

вместе с тем острым запахом влаги сырых садовых дорожек.

нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек

_

,


Слайд 44Назовите обособленные приложения в следующих предложениях
Она вспомнила что то же самое

умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев Пушкина и Наполеона.

Пушкина и Наполеона

_

,


Слайд 45Обозначает предмет и выражается любой частью речи в значении существительного в

косвенном падеже.

Обособленные дополнения


Слайд 46Это обороты с предлогами:
КРОМЕ ТОГО
СВЕРХ ТОГО
ВКЛЮЧАЯ
ИСКЛЮЧАЯ
ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
НАРЯДУ
ПОМИМО
ВМЕСТО


Слайд 47Например:
Кроме того, это полезно
Все, включая меня, с интересом следили за развитием

событий.
Во дворе, кроме маленьких ребятишек, никого не было.
Поезд, наряду с пассажирами, перевозил и почту.
За исключением немногих и незначительных недостатков, Полутыкин был отличный человек.




Слайд 48Различайте!
Предлог
ВКЛЮЧАЯ
ИСКЛЮЧАЯ
Значение предметов одного ряда

Например:
Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек.
Все старшекурсники,

включая аспирантов, слушают лекцию профессора.

Деепричастие
ВКЛЮЧАЯ
ИСКЛЮЧАЯ
Значение дополнительного действия
Например:
Исключая эти статьи из сметы, составитель заботился о сохранении средств.
Включая электроприборы, подумайте о безопасности.


Слайд 49Относятся только к сказуемому.
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?
Обособленные обстоятельства


Слайд 50Обособленные обстоятельства выражены:
Одиночным деепричастием

Например:
Роса, блестя, заиграла на зелени.
Степь побурела и

задымилась, подсыхая.
Поезд шел быстро, не останавливаясь.





Слайд 51Обособленные обстоятельства выражены:
Деепричастным оборотом

Например:
Пройдя несколько шагов, я остановился.
Держа кувшин над

головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
На опушке леса, приложив одно ухо и приподняв другое, застыл заяц.





Слайд 52Однородные и неоднородные деепричастные обороты
Медведи продолжали идти гуськом, не прибавляя шагу

и не изменяя направления своего пути.
Захар остановился, закурив папиросу, и, отдохнув минут пять, отправился дальше.





Однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами; относятся к одному сказуемому; запятые ставим по правилам однородных членов.

Неоднородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами; относятся к разным сказуемым; каждое обосабливаем.


Слайд 53Найдите предложения с однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами (знаки не расставлены).
Он

привязал коня потрепав его по изогнутой шее и ухватившись за края сруба взобрался на угол.
Солнце весело засияло вырвавшись из-за тучи и взглянув впереди себя Пьер замер от восхищения перед красотою зрелища.
Он почувствовал себя помолодевшим когда переводя дыхание и остановив ее стал глядеть на танцующих.


,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,


Слайд 54Обособленные обстоятельства выражены:
НЕСМОТРЯ НА
ВВИДУ
ВСЛЕДСТВИЕ
СОГЛАСНО
ПО ПРИЧИНЕ
БЛАГОДАРЯ
ВОПРЕКИ

ПРИ НАЛИЧИИ
ПРИ ОТСУТСТВИИ
ПРИ УСЛОВИИ
ЗА НЕИМЕНИЕМ
В ОТЛИЧИЕ ОТ
НЕЗАВИСИМО

ОТ
ПО СЛУЧАЮ

Существительными в косвенных падежах с предлогами:


Слайд 55Обособленные обстоятельства выражены:
Существительными в косвенных падежах с предлогами.

Например:
Несмотря на разницу

характеров, братья крепко любили друг друга.
Вопреки предсказаниям синоптиков, погода испортилась.




Слайд 56Обстоятельства места
Обстоятельства времени
Обстоятельства образа действия

Уточняющие члены предложения


Слайд 57Уточняющие члены предложения –
Слова или словосочетания, которые уточняют (сужают объем

понятия), раскрывают смысл предшествующих слов.

Например:
Внизу, у самой воды, стояла палатка.
Давно, лет сто назад, появились эти звери в сосновом бору.
Она жалостливо, по-старушечьи, посмотрела на Алешу и погладила его по русой головке.

Слайд 58Поясняющие члены предложения -
Слова, обозначающие то же понятие другими словами
(разъясняют,

конкретизируют).
Поясняться может любой член предложения.

Например:
Там был другой цвет, какой-то сиренево-серый…
Он всеми силами души всегда желал одного – быть вполне хорошим.

Слайд 59Поясняющие члены предложения
Перед этими словами есть (или можно вставить)

то есть, а именно
Если их нет – ставится тире.

Например:
Там, то есть на станции, гудели поезда.
У меня есть давняя мечта – напечатать сборник моих стихотворений и текстов песен.
Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских, и не принимала никого.
Мне угодно только одно – предостеречь вас.



Слайд 60Какими обособленными членами осложнено предложение?
Он сердито швырнул окурок, зашипевший в

луже, засунул руки в карманы расстегнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда, принялся шагать сосредоточенно и энергично.
Обособленное определение,
однородные обособленные обстоятельства.
Найдите необособленное определение



Слайд 61Какими обособленными членами осложнено предложение?
Его жена, Настасья, толстая и грязная

судомойка, громко и сердито перемывает тарелки, энергично хватая их со дна дымящейся теплой лохани.

Приложения
Обособленное обстоятельство

Слайд 62Какими обособленными членами осложнено предложение?
Это был Соболько, сторожевой пес рыбака

Тараса, лаявший на незнакомых людей особенным образом, отрывисто и резко.


Приложение
Обособленное определение
Пояснение



Слайд 63Какими обособленными членами осложнено предложение?
Благодаря связям и подвижности зятя, Авроре

удавалось большинство своих писем пересылать жениху через курьеров.

Обособленное обстоятельство


Слайд 64Какими обособленными членами осложнено предложение?
Шагах в шести от него, у

тротуара, на мостовой, сидел молодой парень в синей пестрорядинной рубахе.

Уточняющее обстоятельство

Слайд 65Какими обособленными членами осложнено предложение?
У бабы-вдовы умер её единственный двадцатилетний

сын, первый на селе работник.

Приложение
Приложение

Слайд 66Какими обособленными членами осложнено предложение?
Барыня, помещица того самого села, узнав

о горе бабы, пошла навестить её в самый день похорон.

Приложение
Обособленное обстоятельство

Слайд 67Какими обособленными членами осложнено предложение?
Наемный двор — громадное пустопорожнее место,

принадлежащее отцу Темы, примыкало к дому.

Приложение
Обособленное определение

Слайд 68Какими обособленными членами осложнено предложение?
Охотиться волку на крупных животных —

на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов — нельзя без напарников.

Приложение
Возможно ли различное толкование?

Слайд 69ЗАДАНИЕ В 5


Слайд 70Задание В 5
Среди предложений (указаны) найдите предложение с обособленными (необособленными) определениями

(другие обособленные синтаксические конструкции). Напишите номер этого предложения.

Слайд 71Алгоритм
1. Внимательно прочитай задание. (Что надо найти: обособленное/необособленное, какой член предложения).
2.

Объясни себе все знаки в предложениях.
3. Задавай смысловые вопросы к членам предложения, которые выделены запятыми, тире или скобками.
4. Не подходящие по заданию предложения вычёркивай.

Слайд 72Среди предложений 1–7 найдите простое предложение, осложнённое обособленными однородными определениями, выраженными причастными

оборотами. Напишите его номер.

(1)На одном из заседаний международного форума писателей говорилось о «смерти гуманизма». (2)Отмечалось, что XX век – век крушения прежних представлений о гуманизме. (3)Человечество, потрясенное массовостью озверения людей в годы фашизма, заглянувшее в дьявольские глаза огненных печей Освенцима, переживает кризис духовной жизни. (4)Русский поэт Некрасов с горечью говорил: «Дело прочно, когда под ним струится кровь». (5)К сожалению, кровь струится слишком долго. (6) И эта кровь не способствует прочности дела. (7)Но вот можно ли говорить о гибели гуманизма?



Слайд 73Среди предложений 28–31 найдите простое предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Напишите его номер.

(28)– Из глубины, – ответил со страстным уважением дядя Викентий, с уважением не к вопросу, не к Сергею, а к воде и глубине той. (29)Подошла Птушенька с ведрами на коромысле и, спустясь к кринице, налила воды в ведра, зацепила коромыслом сперва левое ведро, потом правое и пошла медленно. (30)Было в ней, едва согнутой под ведрами на фоне неясного белого неба, что-то едва знакомое – по каким-то картинам, что ли. (31)Наверное, и отец об этом подумал, глядя на Птушеньку, на деревню, не торопясь брать ведра.



Слайд 74Среди предложений 16 – 20 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным

приложением. Напишите его номер.

(16)Когда я, бывший солдат, слышу подобные заявления, то испытываю не возмущение и обиду. (17)Я же признался, что и сам не могу точно объяснить, почему мы погибали, но не бросали позиций. (18)Мне горько оттого, что я ощущаю своё бессилие: как объяснить современным людям, что человек в своих поступках может руководствоваться чем-то иным, кроме животного страха?! (19)Неужели моему соотечественнику сегодня проще поверить в то, что его деды и прадеды были запуганными рабами бесчеловечного режима, чем в то, что они беззаветно любили свою родину, где жили их матери, жёны и дети, и что ценой своей жизни пытались спасти их от смерти? (20)А если, не дай Бог, на вашу долю выпадет такое же испытание, за что вы ухватитесь, какая вера вам даст силы, какое чувство заставит вас идти вперёд?



Слайд 75Среди предложений 8 – 17 найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным

деепричастным оборотом. Напишите их номера.

(10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России... (12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.




Слайд 76Среди предложений 21 – 25 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым

приложением. Напишите его номер.

(21)Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам. (22)Лейтенант обещал показать Минина и Пожарского, народных ополченцев старой Руси, но памятник заложили мешками с песком. (23)А вот Пушкин, до которого они вскоре дошли, оказался ничем не укрыт: стоит с непокрытой головой, бронзовые плечи присыпаны снегом. (24)Лейтенанта это всерьёз тревожило. (25)Правда, в пепельном небе маячит аэростат воздушного заграждения, но всё же…



Слайд 77Среди предложений 10 – 21 найдите предложение, в котором есть обособленное

приложение. Напишите номер этого предложения.

(10) Самое позднее – завтра утром. (11) Пошляк не говорил
двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14) А как же Пушкин?! (15) Какая непоправимая и бессмысленная гибель… (16) Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) Всё остальное им не нужно, всё остальное – неважно. (21) Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.



Слайд 78Среди предложений 6 - 16 найдите предложение, в котором есть обособленное

обстоятельство. Напишите номер этого предложения.

(6)Затем Машенька видела, как из дверей ее комнаты выбежал сам хозяин Николай Сергеич, маленький, еще не старый человек с обрюзгшим лицом и с большой плешью. (7)Он был красен. (8) Его передергивало... (9) Не замечая гувернантки, он прошел мимо нее и воскликнул:
— (10) О, как это ужасно! (11)Как бестактно! (12) Как глупо, дико! (13)Мерзко!
(14) Машенька вошла в свою комнату, и тут ей в первый раз в жизни пришлось испытать во всей остроте чувство, которое так знакомо людям зависимым, безответным, живущим на хлебах у богатых и знатных. (15) В ее комнате делали обыск. (16) Хозяйка Федосья Васильевна, полная, плечистая дама с густыми черными бровями, простоволосая и угловатая, с едва заметными усиками и с красными руками, стояла у ее стола и вкладывала обратно в рабочую сумку клубки шерсти, лоскутки, бумажки…



Слайд 79Среди предложений 42- 49 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер

этого предложения.

(42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпусти, пока не перекрыли воду.
(46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен – не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.
(49)Мне очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека.



Слайд 80Среди предложений 10 – 19 найдите предложение с вводным словом. Напишите

номер этого предложения.

(10) И подумайте о деле, которое вам предстоит делать. (11) О деле – это главное. (12) Сосредоточьтесь на нем! (13) И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет получше. (14) Вы распрямите не только плечи, вы и внутренне распрямитесь. (15) Конечно, не всегда и не сразу. (16) Но все ж такой способ помогает. (17) Но нет ли здесь лицемерия? (18) У меня плохое настроение, а я делаю вид, что оно у меня хорошее, я скрываю свое состояние. (19) Не притворяюсь ли я?



Слайд 81Среди предложений 1 - 5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите

номер этого предложения.

(1) Чехов был непоколебимо уверен, что право на нашу помощь имеют не только те, кто солидарен с нами или по сердцу нам, но и такие, как та «мордемондия», которая принесла ему рукопись своего сочинения и просидела у него часа полтора, мешая ему жить и работать, и о которой он писал грубоватому Лейкину: (2) «Напишите ей… какое-нибудь утешительное слово вроде надежды на будущее… (3) Не огорошьте ее холодным и жестким ответом. (4) Помягче как-нибудь… (5) Мордемондия ужасная».



Слайд 82ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Запишите номер (номера предложений)


Слайд 83Среди предложений 22-32 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер

этого предложения.

(22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки. (24)В своё время, в XIX и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

1


Слайд 84Среди предложений 1—7 найдите предложения, которые осложнены обособленным обстоятельством. Напишите их

номера.

(1) Оставляя   пока   в   стороне   все   материальные   выгоды , которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её  сторону , которая внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3) Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, — идеал образованного человека. (5) Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долго и упорного изучения наук. (6) Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

2


Слайд 85Среди предложений 5 – 11 найдите предложение, в котором есть необособленное

распространенное определение. Напишите номер этого предложения.

(5) Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6) Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей. (7) Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. (8) Есть и другие. (9) Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10) Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11) После таких книг становишься только глупее.

3


Слайд 86Среди предложений 4 – 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите

номер этого предложения.

(4) Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5) Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.
(6) Наукой заниматься не только трудно. (7) Наукой заниматься необходимо. (8) Исследовательская деятельность — мудрый педагог — воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9) По-моему, чем больше людей получает навыки исследования, тем лучше обществу. (10) При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.

4


Слайд 87Среди предложений 6 – 13 найдите предложение с вводным словом. Напишите

номер этого предложения.

(6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре или кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
(13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

5


Слайд 88Среди предложений 21 - 31 найдите предложение с необособленным распространенным определением.

Напишите его номер.

(21) – Отойдите от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
(23) – Сейчас вас вызовут!
(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.
(29) – Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!
(30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза.

6


Слайд 89Среди предложений 4 - 7 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами.

Напишите его номер.

(4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у кого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5) Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6) Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7) Высматривает орлом, выступает плавно, мерно.

7


Слайд 90Среди предложений 15 – 21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите

его номер.

(15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. (16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.
(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк'ОZА) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу. (21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».

8


Слайд 91Среди предложений 11 - 17 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите

его номер.

(11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. (12)Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. (13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое и полезное ядро.
(15)Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. (16)И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».
(17)Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?


9


Слайд 92Среди предложений 1 - 10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите

его номер.

(1) Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3) На теплоходе, освещённом мощными огнями. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия… (5) Я вышел из рубки на крыло мостика. (6) Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7) Я поднял к глазам бинокль. (8) В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9) Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой. (10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг.

10


Слайд 93Проверьте ответы
1 – 24
2 – 1, 6
3 – 9
4 – 8
5

- 13

6 – 25
7 – 5
8 – 19
9 – 14
10 - 8


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика