Ещё существуют "трёхсекционный посох" (три палки в 67см длиной каждая соединены металлическими цепями в единое целое), "спрятанный посох" (две палки одинаковой длины соединённые железной цепью в единое целое), "дубина волчьего зуба" (на древке из твёрдого дерева с одного из концов закреплён металлический зуб длиной более 30см).
Шест имеет много названий. Самое распространённое - гунь (шест), его длина - 2-2,40м. Шест длиной в 1м 65см назывался цимэйгунь ("шест до бровей"), шест в 2м 65см - гунь (шест) или чжан (посох).
Если на концы шеста одеты железные обручи, то его называют бан (дубина). Деревянный шест обычно имеет вес 1,5-2,5кг, вес металлического может превышать 7,5кг.
Кроме того существует дагунь (большой шест), длиною свыше 2,5м и толщиной в 6,5см, годный как для ударов так и для уколов. "Шест с зажатым ножом" - это шест, на одном из концов которого закреплён нож в 10-15см.
Из современных известных методов владения шестом следует отметить шаолиньские методы боя шестом, шест тигра и летящего дракона гуандунца Лэй Жэньшэна, шест Великой пустоты хунаньца Лю Цичжуна, а также распространённые на Северо-Западе Китая шест сумасшедшего и шест небесного поровнения.
Классикой исследований методов действий шестом являются трактаты времён династии Мин "Канон меча" Юй Даю и "Разъяснение истоков шаолиньских методов владения шестом" Чэн Цзунъю.
Меч-дао - это один из самых старых видов оружия в Китае. В "Исследованиях по древней истории" сказано: "Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао". (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). "Истинные записи о двоице образов" гласят: "Хуан-ди сделал меч-дао". Что же такое меч-дао? В "Изысканной красоте" говорится: "название меча произносится \`дао', когда разрубаешь полностью - это и есть удар этого меча". В "Истинных записях о двоице образов" разновидности меча-дао описаны так:
"Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал.
Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом".
Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.
Хэ Лянчэнь, живший при династии Мин, потверждает: "японскому мечу требуется не более двух-трёх ударов, зачастую человек не может сопротивляться" ("Трактат о боевых порядках"). Заимствование японского меча, а особенно сделанное Ци Цзигуаном слияние воедино японских и китайских приемов, позволило технике одиночного меча сделать большой шаг вперёд. Ко времени династии Цин (1644--1911) большой меч, длинный меч (то есть японский меч) и одиночный меч стали обычным армейским оружием. Помимо них в народе были распространены летающий меч (в 23см) и малый меч (53см). К примеру в конце династии Цин в Шанхае действовал Союз Малых мечей. Меч-дао распространился по всему миру китайских боевых искусств, потому и говорят, что "меч-дао - полководец ста видов оружия".
Сегодня искусство владения мечом-дао является одним из ярчайших соревновательных видов спортивного ушу. Мастер ушу Ли Циншань в более чем семидесятилетнем возрасте вращает большой железный меч в 48кг весом, что свидетельствует о немалой силе!
Дадао - это длинное оружие, очень тяжелое, часто использовалось кавалеристами. Основные приемы - рубка, разрезание , поднимание , перешибание, укол, нажимание, подвеска, блок и вспарывание. При этом движение лезвия должно быть отчетливым, лишь тогда можно проявить всю мощь дадао. При действиях пудао требования те же самые. Боевые искусства не всегда были благородными видами спортивной борьбы. Они зародились в эпоху, когда велись войны, и первоначально являли собой способ выведения противника из боя без приложения больших усилий со своей стороны. Целью мастера, владевшего боевым искусством, было постараться не допустить причинения вреда себе и по возможности нанести наименьший вред противнику. Но в те времена люди были готовы на все, естественно, и на применение оружия. Использовались различные виды вооружений. Типы оружия, показанные на рисунке справа, явственно свидетельствуют о жестокости ведения боя в те времена.
То, что такие миролюбивые люди, как китайцы, владели таким грозным оружием, вызывает удивление. И, вероятнее всего, эти виды оружия, как и боевые искусства, возникли в буддистских монастырях. Буддистские монахи, скорее всего, объяснили бы это необходимостью самообороны. Но обороны против кого? Конечно же, не против других миролюбивых китайцев.
О том, как тренировать владение мечом-дао, существует поговорка: "С одним мечом-дао следи за рукой, с двумя мечами-дао следи за перемещением, с дадао следи за ртом".
Одиночный меч обычно держится одной рукой, а другая рука движется согласованно с мечом. Мечом осуществляются "обматывания головы" , "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. При этом свободная рука добавляет силы руке с мечом. Сложность, согласованность, применимость и красота движений полностью зависят от согласованности действий пустой руки.
При династии Мин (1368-1644) появились методы обращения с японским мечом, ныне называемые методы обращения с мяодао ("меч в форме ростка" - так китайцы называли японский меч за его форму). В них один меч держится двумя руками.
При действиях двумя мечами движения обеих рук согласуются с движениями обеих ног.
Нужно чтобы руки действовали с силой, отчетливо, шаги были ловкими, верх и низ полностью согласовывались. В методах действий парными мечами очень много вращений, обматываний, опутываний.
Если шаги будут неловкими и неотчетливыми, то трудно будет согласовать мечи друг с другом, трудно будет защититься. Когда профессионал смотрит на технику двух мечей, то первым делом он обращает внимание на точность.
В "Чжуанцзы" в главе "Отучил фехтовать" имеются такие слова о мече: "Фехтуя я, сделав ложный выпад, даю противнику как будто преимущество, но нанося удар позже его опережаю его в попадании". Упоминаемая в ""Вёснах и Осенях" княжеств У и Юэ" юэская дева является необычайным мастером владения мечом, не только знает технику меча, но и разбирается в законах действий мечом. Она говорит:
Искусство меча древнее, долго развивалось и искусство изготовления мечей. Вошли в историю оружейники Оу Ецзы, Гань Цзян, Моу Се, работавшие в эпоху "Вёсен и Осеней" на территории княжеств У и Юэ. В 60-е годы в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч юэского князя Гоу Цзяня, прояснивший уровень оружейного дела той эпохи. Меч имеет длину более полуметра, клинок изукрашен ромбовидным орнаментом, имеется также инкрустированный синей глазурью узор, что показывает высокий уровень развития тогдашнего металлургического и кузнечного искусства.
Древние мечи были трёх видов. В "Чжоуских ритуалах" об этом сказано так: Меч длиной 3чи (ок. 1м) (с рукоятью) и весом 60лянов - это высший меч, использовался воинами высшего уровня. Меч длиной 2чи 5цуней (ок. 80см) и весом 45лянов - это средний меч, использовался воинами среднего уровня. Меч длиной 2 чи (66 см) и весом 35 лянов - низший меч, использовался воинами низшего уровня.
В многочисленных войнах меч-цзянь был постепенно вытеснен другими видами оружия, и со временем стал ритуальным предметом, символизируя благородство у военных и высокоэлегантность у гражданских лиц. Появилась мода на танцы с мечом. Во время войны между княжествами Чу и Хань некий Сян Чжуан танцевал с мечом во время Пира Лебединых Врат. При династии Тан за свои танцы с мечами Пэй Минь, каллиграф Чжан Сюй и поэт Ли Бо были прозваны "тремя непревзойдёнными".
Позднее в искусстве обращения с мечом сформировались две манеры. Первая - это обращение с мечом с длинной кистью, ещё называемым гражданским мечом. При тренировке меч движется росчерками и извивами неописуемой красоты, кисть не должна наматываться на руку, это очень изящное зрелище. Так тренировались аристократы, ученые-конфуцианцы, гражданские чиновники и т.п. Это было уже не искусство боя, а искусство танца. Вторая манера - это обращение с мечом с короткой кистью или без кисти, ещё называемым военным мечом. Перемещения здесь живые, приёмы многоизменчивые, движения резкие, это - реально-прикладное искусство обращения с мечом. Но меч-цзянь - легкий, короткий, утонченный , слабый , им трудно противостоять в лоб более толстому оружию, лишь избегая атак, ловко используя методы действий корпусом, переходя от приема к приему и можно достичь победы.
Однако какой бы ни был меч-цзянь - с длинной кистью или с короткой - его техники не похожи на внешне дикие методы меча-дао, им всегда присуща некоторая интеллигентность. Поэтому, а также из-за того, что меч-цзянь (наряду с гитарой-цинь, шахматами и книгой) входил в число четырёх драгоценностей образованного человека, родилась поговорка "меч-цзянь - красивейший из ста видов оружия".
Копьё-цян состоит из наконечника и древка, вспомогательными элементами являются кисть и бахрома. Копья бывали различными, наконечники могли быть разного веса, поэтому у них очень много названий. При династии Мин в различных школах ушу использовались разные копья.
Копьё семьи Ян имело длину около 6м, копьё семьи Ма - 3м 16см, бамбуковый шест семьи Ша - от 6м до 8м, ханькоуское копьё - 5м 30см, 5м 66см, 6м (из трактата У Шу "Записки о технике рук", династия Мин). Ко времени династии Цин длина копий постепенно уменьшилась.
Копьё называют князем и пронырой из-за его огромной мощи в бою, скорости атак и защит, богатства вариаций техник, зачастую делающих защиту противника безуспешной. Этот эффект неотделим от методов действий копьём, изобретённых и улучшенных мастерами разных эпох. Рассмотрим, к примеру, методы владения копьём времён династии Мин. В них входили копьё семьи Ян, копьё семьи Ма, бамбуковый шест семьи Ша , короткое копьё семьи Ли, копьё семьи Ши, эмэйское копьё, шаолиньское копьё, ханькоуское копьё (согласно "Новая книга записей о достижениях", "Трактат о боевых порядках", "Записки о технике рук"), копьё семьи Цзинь, волшебное копьё Чжан Фэя, волшебное копьё пяти знаменитостей, копьё повёрнутого прорыва, копьё повёрнутого лезвия , копьё-шило, копьё-челнок, копьё-пестик, копьё-кисточка великого спокойствия, копьё отталкивания лошадей, прорывающее копьё выковыривания лошади, фиолетово-золотой дротик, копьё земляного языка (согласно "Краткое описание Южного Заречья", гл. 8 "Общее описание оружия").
В этих методах не только применяются различные копья, есть большие различия также в технике и манере, поэтому даже в одноимённых приёмах требования к движениям зачастую сильно различаются. Это многообразие методов естественно стимулировало развитие техники, что позволило копью стать главным из восемнадцати видов оружия.
Но если убрать у копья наконечник - будет шест. Поэтому в техниках копья и шеста есть много общих мест. Во многие приемы копья входят такие движения, как хлестание, удар, рубка, разбивание, более присущие всё же шесту. У Шу (династия Мин) в "Записках о технике рук" описывает методы действий копьём семьи Ма: "в основе лежит (копьё) семьи Ян, и использованы техники шеста". В той же книге описаны шаолиньские методы действий копьём, в которые также за основу взяты техники копья, и к ним добавлены техники шеста.
Базовыми приемами копья являются отбив концом влево, отбив концом вправо и укол. Эти три приема выполняемые один за другим в быстрой последовательности создают впечатление непрерывной серии уколов сквозь кольцо (впечатление кольца происходит от быстрого движения наконечника по полуокружностям во время первых двух отбивов). При уколе передняя рука ослабляет хват и позволяет древку свободно скользить внутри, что дает возможность полностью использовать длину копья и колоть на очень большом расстоянии. В этом - одно из основных отличий китайских приемов действий копьем от европейских.
Метательное оружие
Помимо обычных для всего мира лука и стрел, в Китае довольно рано появился арбалет. Известно, что из арбалета стрелял еще Конфуций. В средние века многие тайные общества в свою боевую подготовку включали также и стрельбу из арбалета-ни.
Кузнец складывает четыре части одна на другую и используя нагрев и ковку сваривает их вместе. Полученная заготовка, весящая от 1,5 до 2,5 килограмм, опять проковывается и сворачивается пополам шесть или семь раз. Этот второй этап назван агэ-гитаэ, или финальная ковка. При этом опять теряется около половины исходного материала. В результате получается брусок стали весом от 0,9 до 1,6 килограмма с оптимальным содержанием углерода в районе 0,6 - 0,7 процента (мнения кузнецов на этот счёт расходятся).
В то же время, ковка и сворачивания сделали распределение углерода более равномерным и способствовали вытеснению большинства примесей и шлаков.
Шероховатая область в центре образуется в результате растягивания металла при сворачивании. Трещины и пустоты свидетельствуют о том, что эта сталь находится на ранней стадии ковки.
Сталь на поздней стадии ковки. В области сгиба отсутствуют крупные трещины или пустоты. Не существует никаких четких стандартов относительно количества сворачиваний. Сталь считается готовой, если на сгибе она тянется равномерно и остается гладкой, без разрывов и трещин. Тщательно подбирая кусочки стали в самом начале и перед финальной ковкой, а также наблюдая за состоянием стали во время нагрева и ковки кузнец может изготовлять такую сталь, которая ему в данный момент необходима.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть