Слайд 1Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
О.Б. Емельянова, заместитель директора
по УВР МОУ СОШ№2
Слайд 2Цель:
Создание для обучающихся с ОВЗ адекватных их особенностям условий
воспитания и обучения, позволяющих осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую помощь; развитие нарушенных функций организма; обеспечение оптимальных условий детям с ограниченными возможностями здоровья для получения ими образования вместе с нормально развивающимися сверстниками.
Слайд 3Основные направления деятельности
Организация образовательной деятельности по программам специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их здоровья.
Диагностика уровня психического, физического развития; степени соответствующего нарушения.
Организация коррекционного, адаптивно-развивающего обучения.
Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми.
Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
Оказание помощи обучаемым в профориентации, получении профессии, трудоустройстве, социальной адаптации.
Слайд 4Организация образовательной деятельности
Образовательные программы, реализуемые для детей с
ограниченными возможностями здоровья, соответствуют программам специальной (коррекционной) школы VIII вида по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся. Составной частью образовательной программы является программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой /М:Владос,2005.
Слайд 5Организация коррекционной работы
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет
коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется:
развитию речи и мышления;
работе над формированием устной речи и произношения
обеспечению коррекции различных проявлений дефектов развития;
проведению групповых занятий под руководством соответствующих специалистов (психолог, логопед).
Слайд 6Логопедическая работа
В обязанности учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся;
проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии; оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.
Слайд 7Психологическая помощь
Педагог-психолог оказывает помощь на этапе углублённого обследования детей,
выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций; проводит индивидуальные, групповые и фронтальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, на исправления возможных нарушений общения и поведения, на адаптацию их в сфере нормально развивающихся сверстников; оказывает методическую помощь учителям.
Слайд 8Психолого-педагогическое диагностирование детей
Порядок психолого-педагогического диагностирования детей проводится в следующей последовательности:
а) организация сбора информации о детях, поступивших в школу, анализ этой
информации и выявление уровня готовности к обучению
б) специальное диагностирование детей, ориентированное на выявление уровня
снижения патологической функции
в) проведение (по необходимости) сбора информации о детях в период их
первичной адаптации в общеобразовательном учреждении на основе
углублённого исследования, проводимого психологом
Слайд 9Методическая тема:
«Выстраивание системы профилактики и преодоления школьной дезадаптации учащихся
со смешанными специфическими расстройствами психологического развития в процессе специально организованной коррекционно-развивающей работы»
Слайд 10Цель:
Создание индивидуально-дифференцированной системы, основанной на психолого-медико-педагогическом подходе и направленной
на профилактику, устранение (уменьшение) дезадаптивных расстройств обучающихся со смешанными специфическими расстройствами психологического развития
Слайд 11Основные виды работ
* Создание системы диагностики обучающихся со смешанными специфическими
расстройствами психологического развития, мониторинга образовательного процесса с коррекционно-развивающей направленностью.
* Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей.
* Формирование учебно-методического комплекса.
Слайд 12Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Созданы условия для обеспечения
коррекционно-педагогической поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.
Многокомпонентная модель оказания коррекционно-педагогической поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, состоящая из четырех блоков (обучение в условиях общеобразовательных классов, коррекционных классов VIII вида, системы дополнительного образования и психолого – педагогическом сопровождении), основывается на комплексном и личностно ориентированном подходах, отражает функциональную и социальную направленность образовательного процесса, воплощает организацию обучения детей с учетом познавательных возможностей, обеспечивает усвоение объективированных отношений между людьми.
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в условиях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья строится в условиях общеобразовательных классов, коррекционных классов VIII вида, психолого-педагогического сопровождения и помощи детям в условиях системы дополнительного образования.
Слайд 13СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Слайд 14ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Слайд 15Модель социально-педагогической работы
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА
Нормализация и развитие позитивных межличностных отношений
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
*
Учебная деятельность
* Тренинги общения и игровые занятия
* Совместные дела и праздники
* Занятия в группах дополнительного образования
* Занятия физкультурой и спортом
Слайд 16Учебная деятельность
Урок географии 6Б
Слайд 22Тренинги общения и игровые занятия
Слайд 25Занятия в группах дополнительного образования
Слайд 27Способы решения проблемы
Коллективное выполнение заданий.
Задания, предусматривающие взаимопомощь.
Упражнения
на социальную перцепцию.
Реализация принципа коммуникативной направленности обучения.
Упражнения на эффективность общения.
Упражнения для развития психоэмоциональной регуляции.
Создание ситуации успеха.
Развитие групповой рефлексии.
Слайд 28Система диагностики
Психолого-педагогическая служба
Диагностика
Медицинские осмотры
Мониторинг
Индивидуальные и групповые занятия психолога
Слайд 30Система коррекционно-развивающего обучения
Классно-урочная система
Уроки
Коррекционные классы VIII вида
Интегрированное обучение в составе общеобразовательных
классов
Индивидуальное обучение на дому
Внеклассные предметные занятия
ГПД
Экскурсии
Профориентация
Слайд 31Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ (7в.)
в 2008-09 уч.году
Математика (6а,8а)
Русский
язык (2кл.)
Математика (2кл.)
Русский язык (3кл.)
Математика (3кл.)
Русский язык (4кл.)
Математика (4кл.)
Слайд 32Индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ (8в.)
в 2008-09 учебном году
Логопедические занятия
(5б-6б-7б);
Коррекционно-развивающие занятия (5б-6б-7б; 8б-9б);
Компьютерная грамотность (5б-6б-7б);
Православие и русская культура (5б-6б-7б)
Слайд 33Система ранней диагностики и коррекции
Коррекционно-развивающие занятия
Логопедические занятия
Психолого-коррекционные занятия
Слайд 34Система дополнительного образования
Занятия по интересам и индивидуальным способностям:
-Спортивные секции
-Кружки
-Профориентационная работа
Слайд 35Результаты
На практике реализована модель социально-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья; определены направления и содержание коррекционно-педагогической поддержки учащихся в условиях общеобразовательных классов, коррекционных классов VIII вида, системы дополнительного образования; определено содержание психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.
Выделена структура модели социально -образовательной работы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; определены условия и содержание коррекционно-педагогической поддержки учащихся с ОВЗ; подобран и апробирован набор методик для изучения результатов обученности, эмоционального фона, интересов учащихся с ОВЗ; изучены отношения в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ; изучена позиция учителей общеобразовательных классов, осуществляющих обучение учеников с ОВЗ.