Слайд 1
Смирнов Никита Константинович
профессор, зав. кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления
здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Образование и здоровье. Формирование здоровьесберегающего пространства школы.
Слайд 2Дети и подростки составляют 20% населения страны. Они - главный ресурс
развития.
Но 40% заболеваний приходится именно на них.
Дети и подростки составляют 20% населения страны. Они - главный ресурс развития.
Но 40% заболеваний приходится именно на них.
Слайд 3 С молниеносной быстротой растут в России психические нарушения.
Уже в конце 80-х годов они достигли критической отметки для духовного выживания народа и сохранения его как нации — 45%! Сегодня эта цифра поднялась до 70—80%!
Известно, что уже при переходе 50%-ного рубежа начинается необратимая самопроизвольная цепная реакция нравственного распада общества.
Слайд 4САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
«Бытовой суицид».
("Большинство людей совершают самоубийство
с помощью ножа и вилки". В. Коллат)
«Медленный суицид» – курение, алкоголь, ПАВ.
«Эффектный суицид» - рискованное (экстремальное) поведение
«Целевой суицид» - в состоянии душевного (духовного) кризиса.
Слайд 5Сухомлинский считал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина
отставания в учебе - плохое состояние здоровья. Причем эти заболевания (вернее, отклонения) чаще всего совершенно незаметны, однако они ведут к тому, что у ребенка понижается способность к сосредоточенному умственному труду. Сухомлинский: «Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».
Слайд 6 «Здоровьеразрушающий характер современного образования в России формирует несчастливых людей
- с подорванным здоровьем, расшатанной психикой, тяжелыми чертами характера и «ворохом» проблем» /Смирнов Н.К./
Слайд 7НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ:
Забота о здоровье и благополучии школьников – не благое
пожелание, а обязанность каждой школы, каждого педагога! Школа и учителя могут сделать для здоровья и благополучия учащихся больше, чем медицинские учреждения и врачи.
2. Сохранить здоровье, обеспечить психологическое благополучие школьников возможно лишь при системной работе на стыке педагогики, психологии и профилактической медицины.
3. Способности и позитивные задатки ребенка реализуются, когда деятельность, в которую включен ребенок, связана с положительными эмоциями.
Слайд 83 СТРАТЕГИИ
работы школ по охране и укреплению здоровья учащихся
Нормативно-гигиеническая
Медико-оздоровительная
Модернизационная
Слайд 9Контроль за
освещенностью в классе
Контроль за температурой
и влажностью воздуха
Обеспечение сквозного
проветривания
Обеспечение чистоты в школе
Состояние туалетов!
Школьная мебель
Учебники!
Уровень шума
Использование видеоэкранных
средств
Экология школы и
пришкольного участка
Организация питания школьников
и учителей
Вес школьных ранцев
Видеоэкология школы
Слайд 10Нарушения зрения
Нарушения осанки, сколиозы
Гиподинамия, снижение адаптационных ресурсов
“Школьные стрессы”
Слайд 11
Проект «Вторая смена»
(школа как оздоровительный центр)
отделение физиотерапии
отделение гидротерапии с бассейном
отделение
рефлексотерапии
отделение психотерапии
блок оздоровительной и лечебной физкультуры
кабинет стоматологии
кабинет ароматерапии
кабинет аэроионотерапии
кабинет фитотерапии
кабинет галотерапии и другие.
Слайд 12ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Защита здоровья учащихся от неблагоприятного
воздействия образовательного процесса.
Обучение здоровью, воспитание культуры здоровья учащихся.
Содействие укреплению здоровья учащихся и педагогов.
Цель - формирование в школе здоровьесберегающего пространства.
Слайд 13Чтобы обучение проходило не во вред здоровью, оно должно быть:
Технологически эффективным
Правильно
организованным
Практико-ориентированным
По возможности индивидуализированным
Интересным,
мотивирующим
Слайд 14Понятие «групп риска»
в здоровьесберегающей педагогике
Это дети, имеющие ослабленное здоровье
и
психолого-педагогические особенности, определяющие необходимость прицельной индивидуализации в работе с ними.
Группа риска по зрению
Группа риска по нарушениям осанки
Группа соматически ослабленных детей
Группа риска по уровню нейротизма
Группа риска по акцентуациям характера
Группа риска по дезадаптационным состояниям на уроках (СДВГ, повышенная утомляемость, конфликтность, психосоматические реакции и т.п.)
Слайд 15ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ здоровьесберегающего пространства школы
Системный подход,
разработка программы
с учетом ресурсов
Целевое финансирование работы
Проведение
мониторинга и экспертизы
Подготовка кадров
Утверждение
приоритета
заботы о здоровье
Принятие грамотных
управленческих
решений
Слайд 16Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но состояние
полного физического, душевного и социального благополучия. /Определение экспертов ВОЗ/
Слайд 17Пространство психологического благополучия - составная часть здоровьесберегающего образовательного пространства
Слайд 18Пути формирования пространства психологического благополучия
Воспитание культуры здоровья и психологической культуры
школьников
Оптимизация психологического климата в школе, классах (доброжелательность, толерантность, атмосфера справедливости и др.)
Слайд 19Повышение психолого-педагогической компетентности и общекультурного уровня учителей
Отказ от авторитарных методов
педагогического воздействия (стремление к сотрудничеству)
Уменьшение природонесообразности образовательного процесса, информационной перегрузки учебных программ
Слайд 20Использование мониторинга не только для оценки динамики психологических изменений, но и
с воспитательной целью
Защита школьников от информации, наносящей вред их благополучию
Просвещение родителей школьников в сфере здоровья, здорового образа жизни, психологических проблем школьников, родительской педагогики
Слайд 21Быть здоровым – престижно, выгодно, разумно, приятно.
Слайд 22БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Thank you!
Смирнов Никита Константинович
Тел. раб.: (495) 452-89-97
E-mail: smirnov@apkpro.ru