Слайд 1«Муниципальный опыт формирования и развития здоровья школьников
г. Новосибирска»
Школа – это здравница,
где обучают жизни и охранению здоровья…
Я.А.Коменский
Склянова Нина Александровна
Директор Городского центра образования и здоровья «Магистр», доктор медицинских наук, профессор, отличник здравоохранения
Слайд 2Городской Центр образования и здоровья «Магистр»
многопрофильный научно-методический центр
для детей и взрослых, осуществляющий междисциплинарное межпрофессиональное взаимодействие по вопросам образования и здоровья в условиях современного мегаполиса.
Слайд 3 С 1992 года в городе Новосибирске началось формирование муниципальной здоровьесберегающей
системы образования (МЗСО), что явилось стратегическим этапом
в развитии системы муниципального образования
Сегодня в систему образования г. Новосибирска входят 558 учреждений, их них
218 общеобразовательных учреждений,
239 дошкольных учреждений,
56 учреждений дополнительного образования,
15 специальных коррекционных школ,
11 детских домов.
Слайд 4Основные принципы МЗСО
Непрерывное образование (от ДОУ до ВУЗов) по вопросам
здоровья
Опережающая прогностическая деятельность
Межведомственное сотрудничество (Управление здравоохранения, Управление социальной защиты, СО РАМН, НГПУ, НИПК и ПРО и др.)
Синтез науки, образования, производства
Слайд 5Основные принципы МЗСО
Профилактическая направленность
Ценностная направленность (духовно-нравственное здоровье)
Реализация принципа безопасности образовательного
пространства для детей и подростков города
Слайд 6Здоровье воспитанников дошкольных учреждений Новосибирска
С 1998 г. в дошкольном образовании города
формируется ортопедическая служба
Организована работа Медико-педагогической комиссии по набору (выводу) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольные учреждения, работу которой координируют специалисты лаборатории дошкольного и предшкольного образования ГЦОЗ «Магистр».
В ДОУ открыты специализированные группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где проводится реабилитация детей.
Для организации профилактической и реабилитационной работы в городе создана система курсовой подготовки инструкторов ЛФК (преподавателей физической культуры, воспитателей ортопедических групп ДОУ).
Созданы методические объединения специалистов, работающих с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (инструкторы ЛФК, массажисты, воспитатели ортопедических групп).
За 12 лет работы более двух с половиной тысяч детей-дошкольников получили квалифицированную помощь врачей, психологов и педагогов.
Слайд 7Развитие ортопедической службы в городе
Слайд 8Количество детей,
посещающих ортопедические группы
Слайд 9Болезни костно-мышечной системы
на 1000 соответствующего населения
(по данным Управления здравоохранения мэрии Новосибирска)
Слайд 10На январь 2007 г. групп в ДОУ г. Новосибирска работает 701
группа компенсирующего вида,
из них:
Слайд 11Здоровье учащихся образовательных учреждений Новосибирска
На сентябрь 2007
года
в системе образования 218 образовательных учреждений;
программы «Здоровье» реализуются в 168 образовательных учреждениях города;
в 126 образовательных учреждениях развиты дополнительные формы физкультурно-оздоровительной работы (не секции).
всего обучающихся в образовательных учреждениях города 116 154 чел.;
из них дополнительные формы физкультурно-оздоровительной работы (не секции) посещают 44 309 чел.
Слайд 12В Новосибирске 23 ноября 2007 г. состоялось межведомственное совещание по школьной
медицине, где были определены проблемы и обозначены пути решения.
Слайд 13ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Условия, соответствующие СанПиНам
Оптимальная учебная
нагрузка
Рациональный двигательный режим
Технология обучения, содействующая здоровью
Рациональный режим обучения
Сбалансированное питание
Психологическая и социальная поддержка
Охрана психического здоровья
Своевременные медицинские услуги
Слайд 14Наличие здоровьесберегающей
программы, % (2005)
Слайд 15Обучение принципам и правилам здорового образа жизни, % (2005)
Слайд 16Здоровье
сберегающий потенциал школ,
% (2005)
Физкультурно-
оздоровительный потенциал школ, % (2005)
Слайд 17 За последние 5 лет более чем на 20% снизилась общая заболеваемость
детей и подростков города
Слайд 18Профилактика злоупотребления
ПАВ детьми и молодежью
С целью создания в образовательном пространстве
города Новосибирска условий, препятствующих распространению наркотиков, с целью формирования в образовательных учреждениях среды, способствующей становлению антинаркотически устойчивой личности в 1998 году в ГЦОЗ «Магистр» открыта лаборатория наркопрофилактики несовершеннолетних.
С 1999 года руководителем лаборатории назначен Мочалов Александр Иванович, врач психиатр – нарколог высшей квалификационной категории
В марте 2003 года коллегия управления образования утвердила лабораторию профилактики социогенных заболеваний ГЦОЗ «Магистр» как методический центр управления образования по программам профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в образовательной среде.
Слайд 19Организационно-функциональная структура муниципальной системы профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью, г.
Новосибирск
Лаборатория наркопрофилактики несовершеннолетних
ГЦОЗ «Магистр»
Управление ФСКН РФ по НСО
Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии
Главное управление образования
Управление внутренних дел (ОППД)
Комиссия по делам несовершеннолетних
Комитет по делам молодежи
Отдел общественной безопасности мэрии
Департамент по социальной политике мэрии
Управление здравоохранения
Областной и городской наркологические диспансеры
НГМА
НИПКиПРО
НГПУ
НИИ СО РАМН
Детские дома и
школы-интернаты
Общеобразова-тельные школы
Общественные и религиозные организации:
НОО Российского Детского Фонда;
Информационно-консультативный центр при соборе во имя св. А. Невского и др.
Районные отделы образования
Мэрия
г. Новосибирска
Слайд 20 С 1998 года специалисты управление образования и ГЦОЗ «Магистр» активно включились
в разработку городских комплексных программ, направленных на профилактику потребления ПАВ в молодежной среде, в том числе:
«Новосибирск – будущее без наркотиков (2002-03 г)»,
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными веществами на 2007 – 2010 годы» и другие..
Слайд 21 Согласно принятых программ с 1999 года на базе ГЦОЗ «Магистр» и
НИПК и ПРО при широком участии педагогического и медицинского университетов, управления УВД, УФСКН по НСО, областного и городского наркологических диспансеров проводились курсы повышения квалификации для педагогов, социальных и медицинских работников, сотрудников охранных служб.
За 1999-2006 годы обучено свыше 12 тысяч специалистов, работающих с детьми и молодежью.
Слайд 22 С 1999 года специалистами лаборатории совместно с органами УФСНК, УВД, сотрудниками
наркологической службы и комитетом по делам молодежи проводился родительский всеобуч в рамках которого свою родительскую компетентность в вопросах наркопрофилактики повысили свыше 6 тысяч человек.
С 2007 в организации родительского всеобуча стали принимать активное участие территориальные органы самоуправления (ТОСы).
Слайд 23 В 1999 году впервые в Новосибирске на базе ГПНТБ управлением
образования мэрии совместно с управлением здравоохранения, управлением внутренних дел, комитетом по делам молодежи, медицинским и педагогическим университетами, НИПКиПРО, была проведена межведомственная научно – практическая конференция «Организация и проведение наркопрофилактики в системе школьного образования»
получать объективную информацию о наркоситуации в городе;
изучать и обобщать накопленный опыт структур по взаимодействию в вопросах наркопрофилактики и повышению ее эффективности;
вырабатывать новые современные, более эффективные методы профилактической работы среди всех участников образовательного процесса
получать объективную информацию о наркоситуации в городе;
С 2002 года научно – практические конференции, согласно решений комплексных программ, стали проходить ежегодно.
Это позволяет:
Слайд 24 С 2003 года согласно постановления мэрии в штаты ГЦОЗ «Магистр» введены
в штаты 3 должности психиатров – наркологов для работы в детских домах и школах – интернатах.
Благодаря активизации деятельности педагогических коллективов детских домов с врачами – наркологами удалось значительно улучшить ситуацию, связанную с потреблением психоактивных веществ и девиантным поведением.
На конец 2006 года нет ни одного воспитанника детского дома, состоящего на учете у наркологов с диагнозом наркомания.
Слайд 25
С 2000 по 2006 годы в результате взаимодействия всех заинтересованных
структур достигнуты следующие результаты:
Количество детей, состоящих на учете с диагнозом наркомания
Слайд 26Количество детей, совершивших правонарушения
Слайд 27
В апреле 1997 года в целях обеспечения права
ребенка на образование, адекватное его развитию и здоровью, в целях выявления специальных образовательных потребностей и определения условий, необходимых ребенку для развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум, в Новосибирске на базе ГЦОЗ «Магистр» создана Городская психолого-медико-педагогическая консультация
Слайд 28
Деятельность городской ПМПК направлена на создание муниципальной
целостной системы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся (воспитанников), обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации, имеющими трудности в обучении, в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Слайд 29Количество детей, обследованных специалистами городской ПМПК
Наблюдается тенденция к росту количества детей, ежегодно обращающихся в городскую ПМПК. Это, с одной стороны говорит, об увеличении количества детей и подростков, нуждающихся в специальных образовательных условиях, с другой, об информированности населения о данной структуре (ПМПК).
Слайд 30Количество детей и подростков, обратившихся в ПМПК
За консультацией в ПМПК
обращаются не только дети и подростки с особенностями в развитии, но и дети с условно нормативным развитием, часто имеющие трудности школьной и социальной дезадаптации, эмоциональные проблемы
Слайд 31Количество детей, обследованных ПМПК
Из числа проконсультированных ПМПК детей большая часть –
это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию (воспитанники приютов).
На данном графике показано, что количество воспитанников детских домов, интернатов и приютов, обращающихся ежегодно в городскую ПМПК, остаётся стабильно высоким.
Слайд 32Данные о детях, родителях и специалистах, проконсультированных специалистами ПМПК
Консультирование является
основной формой взаимодействия специалистов ПМПК с детьми и лицами, представляющими их интересы.
Основной задачей консультирования родителей/законных представителей является помощь в осознании проблемы ребёнка, своей роли в его развитии, принятие и использование информации в интересах ребёнка. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность.
Слайд 33Диаграмма по количеству логопунктов
в МООУ ( 2007 год)
В соответствии с
распоряжением мэра от 06.11.03 г. № 3512 «О создании логопедических пунктов в муниципальных образовательных школах Новосибирска» с целью оказания необходимой логопедической помощи школьникам, имеющим речевые нарушения, в ОУ города открыто 120 логопедических пункта.
Слайд 34Выводы:
ПМПК, как постоянно-действующее структурное подразделение центра, работает в систематическом режиме, –
в течение года по определенному графику и постоянным составом с привлечением на сессию ПМПК временных специалистов
Городская ПМПК осуществляет координацию в отношении районных МПК и ПМПк образовательных учреждений.
На всех уровнях системы ПМПК выработаны единые требования к формам документации, статистической отчётности и к процедуре обследования ребёнка
Отслеживается фактическое обучение и динамика развития детей, прошедших обследование на ПМПК.
Формируется банк данных по всем составляющим деятельности Городской ПМПК.
Продолжается развитие муниципальной системы психолого-педагогического сопровождения:
- разрабатываются вариативные модели сопровождения,
- совершенствуются механизмы взаимодействия специалистов разных учреждений и ведомств,
- в образовательном пространстве города формируется система специального (коррекционного) и компенсирующего обучения детей со специальными образовательными потребностями.
Слайд 35 В целях организации условий охраны здоровья всех участников образовательного процесса, повышения
эффективности деятельности практических психологов образовательных учреждений в Новосибирске создана и развивается как части муниципальной системы образования городская Служба практической психологии образования
Слайд 36Направления
Направления
Выстраивание структуры службы практической психологии в системе образования по
вертикали и горизонтали
Осуществление методического сопровождения служб психолого-педагогического медико-социального сопровождения ОУ системы образования города
Повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов и психологической компетентности педагогов ОУ города
Профилактика и коррекция синдрома эмоционального сгорания специалистов работающих в муниципальной системы образования.
Слайд 37Тематика практической деятельности
Здоровье в учебной среде
Реализация профилактических программ
Психологическое сопровождение образовательного процесса
Предупреждение
аддиктивного поведения
Моделирование поведения
Здоровье в культурных традициях
Основы психологии здоровья
Слайд 38Специалистами лаборатории совместно с методистами-психологами районных отделов ГЦРО разработаны:
критерии эффективности работы специалистов службы
перечень обязательной документации
единый годовой план мероприятий специалистов службы практической психологии образования
города Новосибирска
В рамках этого плана проведены
информационно-проектные семинары
«Роль методической службы в условиях инновационного развития образования»,
«Нормативно-правовая база в работе методиста-психолога, направления деятельности»,
обучающие семинары
«Профессиональное портфолио специалиста МСППП службы»
«Повышение профессиональной компетентности педагогов по оказанию психолого-социальной помощи и поддержки ВИЧ-инфицированным детям и членам их семей».
«Конфликт и общение»
«Конструктивное поведение в стрессовой ситуации»
«Стратегии взаимодействия педагога с «трудными» детьми»
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов по первичной профилактике суицидального поведения детей и подростков в условиях детского дома, школы-интерната»
Слайд 39
В целях психологической реабилитации работников муниципальной системы
образования и профилактики синдрома эмоционального сгорания разработана программа и проведена работа с двумя группами педагогов города.
Каждая группа занималась по программе реабилитации в течение двух месяцев и показала хорошие результаты.
Слайд 40Результаты деятельности
«Повышение профессиональной компетентности педагогов по оказанию психолого-социальной
помощи и поддержки ВИЧ-инфицированным детям и членам их семей».
Разработано и подготовлено к изданию методическое пособие «О создании центра наилучшей практики оказания психологической и социальной помощи ВИЧ-позитивным детям и детям сиротам».
Прошли обучение 154 педагога из 10 районов Новосибирска (детские сады, общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) школы, школа-интернат, детские дома).
Слайд 41
В октябре 2006 года с целью оздоровления и реабилитации участников
образовательного процесса, профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов после реорганизации и реконструкции в открыто Оздоровительно – реабилитационное отделение ГЦОЗ «Магистр»
Слайд 42Отделение предлагает следующие виды услуг:
Медицинский массаж
Лечебная физическая культура
Светолечение
Стоматологическая помощь
Лазеротерапия
Физиотерапия
Водолечение (гидромассаж,
душ Шарко)
Сауна, ингаляции
Спелеотерапия
Фитотерапия
Кислородный коктейль
Кабинет психологической разгрузки
Солярий и др.
Слайд 43
За 2006 - 2007 год оздоровление и реабилитацию прошли 811 человек,
из них 271 учащихся образовательных учреждений города (часто болеющие дети, заболевания опорно-двигательного аппарата, лор-заболевания, др) и 540 человек работников образовательных учреждений (заболевания опорно-двигательного аппарата, лор-заболевания, сердечно-сосудистой системы, ЖКТ и др.).
Слайд 44Коррекционно-развивающая оздоровительная программа для детей 5 - 7 лет с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью
Медицинская реабилитация
Психологическая реабилитация
Педагогическая реабилитация
Социальная реабилитация
Слайд 45Программа оздоровительных занятий с учащимися специальной (коррекционной) школы-интернат I и II
вида №37
Медицинская реабилитация
Психологическая реабилитация
Педагогическая реабилитация
Слайд 46Взаимодействие с целью вовлечения жителей в деятельность по решению проблем сохранения
и укрепления здоровья, создания благоприятной социальной среды на территории ТОСов, обобщения и тиражирования опыта (ТОС «Фрунзенский» и др.) в рамках проекта «Открытая школа»
ТОС «Паласса»
(Кировский район)
ТОС «Депутатский»
(Железнодорожный район)
«ГЦОЗ Магистр»
Дети – 230 чел.
Родители -260 чел.
Учителя -50 чел.
Пенсионеры -40 чел.