Московский городской психолого-педагогический университетИнститут инклюзивного образованияЛаборатория проблем развития личности лиц с ОВЗ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ С НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ презентация

Содержание

Проблема Люди по-разному реагируют на жизненные вызовы и травмы. Особенности психотравмирующих событий могут быть одинаковыми, а результат их личностной переработки – очень разным Вопрос - что помогает

Слайд 1 Московский городской психолого-педагогический университет Институт инклюзивного образования Лаборатория проблем развития личности лиц с

ОВЗ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ С НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Роль личностного потенциала в преодолении вызова жизни



Слайд 2


Слайд 3 Проблема
Люди по-разному реагируют на жизненные вызовы и травмы. Особенности

психотравмирующих событий могут быть одинаковыми, а результат их личностной переработки – очень разным
Вопрос - что помогает человеку сохранить себя перед лицом вызова жизни?
Можно ли и как именно тренировать способность к преодолению?
Что лежит в основе преодоления вызовов жизни?








Слайд 4 Теоретическая основа
Отечественная психология
1) Теория деятельности (А.Н. Леонтьев)
2)Культурно-историческая концепция (Л.С.

Выготский)
3) Концепция личностного потенциала (Леонтьев Д.А.)

Зарубежная психология
1) концепция субъективного благополучия (Diener)
2) концепция субъективной витальности (Ryan Frederick)
3) Т теория жизнестойкости и жизнестойкого совладания (Maddi)
4) Концепции совладания с жизненными трудностями, понятие о ресурсах и стратегиях совладания (Lasarus Folkman Carver Shejer)
5) Логоанализ (V. Frankl’)

Слайд 5 Цель исследования
оценка и уточнение роли личностного потенциала и личностных

ресурсов в преодолении вызовов жизни

выборки:
студенты с ОВЗ (n= 133, возраст 18- 25)
условно-здоровые студенты (n=210, возраст17-23,)
2009-2011 годы

Гипотеза:
Личностный потенциал опосредует влияние неблагоприятных жизненных обстоятельств на личность человека





жизнь

Травма (инвалидность)

ПТстресс

ПТрост


Слайд 6 Методы исследования

SWLS – шкала удовлетворенности жизнью (Diener, Emmons, Larsen, Griffin,

1985)
Шкала субъективной витальности (Ryan, Frederick, 1997)
СЖО (Leontiev, 1992 - a modification of Purpose-in-Life test by J. Crumbaugh & L. Macholick)
Опросник жизнестойкости (Maddi, 2001)
MSTAT-I Опросник толерантности к неопределенности) (McLain 1993).
Шкала социальной поддержки (Sarason et al, 1990),
Опросник копинг-стратегий (Lasarus, Folkman, 1984).
COPE (Carver & Sheier)
Шкала посттравматического личностного роста (Calhoun, Tedeschi, 1995)
Анкета (опыт переживания психотравмирующих событий)


Слайд 7

_ +
+

+
Структура саморегуляции у условно-здоровых
респондентов


Слайд 8 Структура саморегуляции у респондентов с ОВЗ

+
+
+


Слайд 9 Факторный анализ (копинг-стратегии)


Слайд 10_
+
личностные ресурсы и копинг-стратегии


Слайд 11 Удовлетворенность жизнью и личностный потенциал

условно-здоровые студенты
студенты с ОВЗ


Слайд 14Субъективная витальность (ОВЗ)


Слайд 15Субъективная витальность (УЗ)


Слайд 16 Выводы
Системная организация саморегуляции жизнедеятельности у студентов с ОВЗ строится иначе,

чем у условно здоровых студентов

Переменные личностного потенциала по-разному опосредуют влияние стрессогенных и травматических ситуаций на здоровье и психологическое благополучие у студентов с ОВЗ и условно-здоровых. Это может быть причиной непонимания этими двумя категориями студентов друг друга.

Стратегии совладания подразделяются на 1)защитные, 2) компенсирующие дефицит ресурсов личности, и те, которые подразумевают активную деятельность субъекта и реализуются при наличии достаточных ресурсов. У учащихся с ОВЗ и условно-здоровых есть общие активные (планирование, активное совладание, переосмысление) и защитные стратегии (отрицание, поведенческий уход). Одновременно функции отдельных стратегий в этих двух группах различается, вплоть до противоположных.



Слайд 17Выводы
Психологическая травма может выступать как психологический тренажер как для условно-здоровых

студентов, так и для студентов с ОВЗ. Однако, она проявляет себя в этой роли по-разному
Инвалидность при определенных условиях может выступать как конструктивный ресурс построения системы саморегуляции и, в конечном счете, личностного развития
Внешний ресурс – социальная поддержка, играет огромную роль в совладании, особенно у лиц с ОВЗ. Однако, этот внешний ресурс должен быть «интериоризирован», принят человеком с ОВЗ, для того, чтобы он мог работать на эффективное совладание и развитие личности
Удовлетворенность жизнью у у лиц с ОВЗ завязана на жизнестойкость. Именно она здесь регулирует влияние и использование всех личностных ресурсов
Субъективная витальность, отражающая субъективное ощущение энергии и сил, у студентов с ОВЗ завязана на смысл Смысл опосредует здесь связи со всеми остальными личностными ресурсами. У условно-здоровых витальность связана и с осмысленностью, и с жизнестойкостью напрямую
Не здоровье или инвалидность сами по себе, а субъективное самовосприятие человека и осознанное принятие или даже осознанный поиск вызовов делают исследуемые особенности личности и социальной поддержки ресурсами, работающими на преодоление вызова инвалидности.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика