Слайд 1НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН
НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ
д.м.н. профессор Рапопорт Ирина Калмановна
Медицинское обеспечение в школах, содействующих укреплению здоровья, и оценка показателей здоровья учащихся
Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах
2 декабря 2010
Слайд 2
В настоящее время в России развивается сеть школ, содействующих укреплению здоровья
обучающихся, которая насчитывает более 5 тысяч образовательных учреждений.
Слайд 3Школы, содействующие укреплению здоровья, созданы с целью:
сохранения и укрепления здоровья учащихся
путем создания безопасной и благоприятной для здоровья физической, психологической и социальной среды,
повышения двигательной активности учащихся и улучшения качества питания,
формирования устойчивых стереотипов здорового образа жизни у обучающихся, их родителей и педагогов,
рациональной организации профилактических и оздоровительных мероприятий.
Слайд 4
В процессе совершенствования здоровьесберегающей и оздоровительной деятельности школы, содействующие укреплению здоровья,
могут проходить определенные ступени развития.
Школы здоровья – это наиболее высокая ступень в развитии школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся.
Слайд 5
Школы, пропагандирующие здоровье
I ступень
Школы, содействующие укреплению здоровья
II ступень
Школы, содействующие укреплению
здоровья
III ступень
III модель
I модель
II модель
Центр ССЗО
Оздоровительный
центр
148
Школы здоровья
IV ступень
178
200
баллы
Слайд 6Первая модель Школы здоровья
Школа, в которой:
создана или создается единая система
здоровьесбережения;
внедряются инновационные образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительно-профилактические компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности учащихся;
проводится работа по формированию культуры здоровья учащихся на всех этапах обучения.
Медицинскую помощь детям должны осуществлять школьный врач и школьная медицинская сестра –сотрудники отделения организации медицинской помощи в ОУ, т.е. сотрудники детского амбулаторно-поликлинического учреждения.
Слайд 7Вторая модель Школы здоровья
В составе такой школы работает «Центр содействия сохранению
здоровья обучающихся», отвечающий требованиям приказа Министерства образования РФ от 15 мая 2000г. № 1418 «Об утверждении Примерного Положения О Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения».
Штат «Центр содействия сохранению здоровья обучающихся» (ССЗО) не предполагает наличие медицинских работников (сотрудников центра) и лицензии на медицинскую деятельность.
Слайд 8Вторая модель Школы здоровья
Имея дополнительное финансирование (10-15%), Школа здоровья обеспечивает деятельность
Центра содействия сохранению здоровья обучающихся», (ССЗО), в т.ч. и оздоровительную работу, предполагающую систему эффективных закаливающих процедур, комплекс психогигиенических мероприятий, рациональную организацию двигательной активности и питания учащихся и др.
Слайд 9Вторая модель Школы здоровья
Основными целями Центра (ССЗО) являются:
- содействие администрации и
педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся;
- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
Слайд 10Вторая модель Школы здоровья
Обязательную плановую медицинскую помощь в общеобразовательном учреждении осуществляет
школьный врач и медицинская сестра (фельдшер) - медицинский персонал отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, т.е. сотрудники прикрепленной детской поликлиники (детского отделения амбулаторно-поликлинического учреждения общей сети).
Слайд 11
Школы здоровья I и II моделей
(собственных лицензий на медицинскую деятельность не
имеют)
Школы здоровья, при наличии соответствующих помещений и дополнительного финансирования (10-15%), могут заключать договоры с прикрепленными детскими поликлиниками (детскими отделениями амбулаторно-поликлинических учреждений общей сети) о дополнительных медицинских услугах.
Например о систематическом квалифицированном проведении медицинскими работниками поликлиники некоторых физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры и массажа непосредственно в школе.
Детская поликлиника (детское отделение) должна иметь лицензию на медицинскую деятельность в образовательных учреждениях.
Слайд 12Третья модель Школы здоровья
Третьей моделью Школы здоровья можно считать такую модель,
которая предназначена для школьников с тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями; учащихся, длительно и часто болеющих; детей-инвалидов с сохраненным интеллектом и психикой, прошедших медико-психолого-педагогическую комиссию.
В такой Школе здоровья имеется специализированное структурное подразделение – «Оздоровительный центр», основной задачей которого является реализация оздоровительных, а точнее лечебно-коррекционных программ.
Слайд 13Третья модель Школы здоровья
В штате «Оздоровительного центра»,т.е. в штате самой школы,
работают медицинские работники с высшим и средним медицинским образованием.
«Оздоровительный центр» оснащен медицинским оборудованием, в основном из спектра оборудования восстановительной медицины.
Медицинская деятельность в Школе здоровья при такой организационной модели может осуществляться только при наличии у самой школы соответствующей лицензии на медицинскую деятельность.
Слайд 14Третья модель Школы здоровья
Вместе с тем, функционирование «Оздоровительного центра» Школы здоровья
предполагает и активное участие в профилактической, диагностической и лечебно-коррекционной работе, проводимой в школе, медицинского персонала прикрепленного амбулаторно-поликлинического учреждения, особенно при проведении профилактических медицинских осмотров.
Лабораторно-инструментальное исследование и обследование учащихся врачами - узкими специалистами, сложные лечебные процедуры осуществляются в поликлинике и/или в специализированных лечебно-профилактических учреждениях.
Слайд 15Третья модель Школы здоровья
Таким образом, Школа здоровья, имеющая «Оздоровительный центр», не
подменяет деятельность поликлиники, а приближает к учащимся некоторые медицинские услуги (в основном разнообразные физиотерапевтические процедуры, фитотерапию, щадящее питание), которые должны проводиться больным детям на протяжении всего учебного года.
Для работы «Оздоровительного центра» Школа здоровья третьей модели должна иметь соответствующие условия - финансирование, помещения, оснащение, кадровый потенциал, (школьный автобус для доставки детей-инвалидов).
Слайд 16В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН
разработаны критерии и система оценок медицинского обеспечения и показателей здоровья учащихся школ, содействующих укреплению здоровья.
Оценка проводится по типу «самоаудита» школы.
Система оценок представлена в 6 разделе «Критериев оценки деятельности школ, содействующих укреплению здоровья», изложенных в книге В.Р.Кучмы с соавт. «Школы здоровья в России», 2010г.
Книга размещена на сайте NIIGD.RU в разделе «РОШУМЗ» (Российское общество школьной и университетской медицины и здоровья)
Слайд 17
Раздел 6
Критерии оценки
МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ и ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ВСЕЙ ШКОЛЫ
Цель
анализа показателей - динамическое слежение
за организацией медицинского обеспечения и состоянием здоровья учащихся для принятия управленческих решений по совершенствованию проводимой работы(мониторинг).
В книге В.Р.Кучмы с соавт. «Школы здоровья в России» приведены алгоритм, протокол и приложения, необходимые для получения и объективной оценки показателей.
Слайд 18БАЛЛЫ
Принципы выставления баллов:
0 –Не проведена оценка соответствующего показателя состояния здоровья,
(тенденция к ухудшению показателя при динамическом наблюдении).
1 –Оценка показателей проведена не полностью или не у всех учащихся школы (не менее 80%); уровень показателя ниже (хуже) требуемого параметра (норматива), (нет улучшения показателей в динамике наблюдения).
2 –Оценка показателей проведена полностью и у всех учащихся школы; уровень показателя соответствует требуемому параметру (нормативу); (нет улучшения показателей в динамике наблюдения).
3 –Оценка показателей проведена полностью и у всех учащихся школы; уровень показателя выше (лучше) требуемого параметра (норматива); отмечается отчетливая и стойкая тенденция улучшения показателя состояния здоровья.
Слайд 19Для тех школ, которые впервые оценивают показатели состояния здоровья учащихся, баллы
выставляются в зависимости от того, полностью или частично охвачены обследованием учащиеся школы (0, 1 и 2 балла).
Те школы, которые проводят оценку состояния здоровья учащихся в динамике за 2-3 (и более) года и выявили благоприятные показатели, имеют возможность по каждому пункту (6.4., 6.5, 6.6., 6.7, 6.8) выставить себе 3 балла.
Слайд 216.4. Численность обучающихся, у которых в процессе учебы зарегистрированы благоприятные изменения
физического развития
В книге <Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие)
Приложение 20. В приложении:
Инструкция по измерению физического развития.
Таблицы (нормативы) Границы нормальных вариантов массы тела при разном росте детей от 6 до 18 лет включительно.
Протокол оценки физического развития
Необходимо проводить оценку физического развития 2 раза в год – в мае и сентябре.
Слайд 226.5. Численность обучающихся, у которых отмечается благоприятная динамика состояния здоровья (по
результатам обработки данных анкетного опроса для выявления жалоб на нарушения здоровья).
Анкету заполняют родители каждого учащегося начальных классов. Учащиеся средних и старших классов заполняют индивидуальную анкету самостоятельно.
В книге <Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие)
Приложение 21. В приложении:
Инструкция по заполнению анкеты.
Анкета.
Протокол оценки динамики количества жалоб (в баллах).
Протокол динамики отклонений в состоянии здоровья (благоприятная динамика – уменьшение количества жалоб) , неблагоприятная динамика – увеличение количества жалоб, стабильные показатели –незначительные колебания количества жалоб).
Слайд 236.6. Изменения количества случаев заболеваний, перенесенных учащимися.
В книге
России (концепция, планирование и развитие)
Приложение 22. В приложении:
Инструкция
Протокол регистрации пропусков занятий по болезни
Протокол расчета относительных показателей (случаев, дней пропусков, часто болеющих детей, «индекса здоровья» на 100 учащихся)
Средние показатели заболеваемости учащихся школ Москвы – условные ориентировочные «нормативы».
Слайд 246.7. Численность обучающихся, у которых в процессе учебы регистрируются благоприятные изменения
физической подготовленности.
В книге <Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие)
Приложение 23. В приложении:
Инструкция по оценке физической подготовленности
Перечень тестовых упражнений
Оценочная шкала
Протокол оценки физической подготовленности в баллах
Нормативные таблицы по тестам в зависимости от пола и возраста учащихся.
Слайд 256.8. Численность обучающихся, у которых на основании данных профилактических медицинских осмотров
регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья (ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ).
В книге <Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие)
Приложение 24. В приложении:
Инструкция
Протокол распределения учащихся на группы здоровья (в %)
Слайд 27В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН
создана лаборатория Научно-методических основ школ здоровья.
Все замечания и предложения по совершенствованию критериев и показателей оценки деятельности Школ, содействующих укреплению здоровья, просим направлять по электронному адресу rapoportik@rambler.ru.
Слайд 28
Спасибо за внимание.
доктор медицинских наук, профессор
Рапопорт Ирина Калмановна
НИИ гигиены и
охраны здоровья детей и подростков
НЦЗД РАМН,
105064 Москва, Малый Казенный переулок,
д.5 стр. 5
E-mail: rapoportik@rambler.ru
Тел. (495) 917-48-31, (495) 916-06-91