Слайд 1КАК ПРАВИЛЬНО СКАЗАТЬ?
Подготовила :Шамшура Дарья
Слайд 2ЗАЧЕМ УЧИТЬ ГРАММАТИКУ?
Важен не только выбор слова ,но и выбор его
грамматической формы - от нее нередко зависит смысл высказывания. Но даже если смысл понятен ,неправильные формы слов засоряют речь , делают её неграмотной ,неряшливой. Недаром еще а 16 веке писал один из русских просветителей: никому нельзя правильно писать , кто не знает грамматического устроения , ни родов , ни чисел , ни падежей , ни времен , ни склонений , ни окончаний по родам во всех падежах…
Слайд 3«КАК ЖЕ МЫ ВЫПОЛНИМ ЭТО НАСТАВЛЕНИЕ?»
Слайд 6«ПЕСТРЕТЬ ГОРАЗДО МЕНЬШЕ Б МОГ…»
В нашем языке много иностранных слов, и
число их стремительно растет . Поговорим о некоторых ошибках, связанных с ними. Это прежде всего – употребление без надобности. Скажем у слова «тинэйджер» нет русского эквивалента; но что за необходимость заменять русские слова такими к примеру иностранными (тем более что собеседник может и ведь их не знать) :
Слайд 9
Какой рецепт от всех этих ошибок ? Прежде всего – не
гонитесь за модой. Прежде чем употребить иностранное слово- убедитесь что знаете его значение и грамматические характеристики . А главное- подумайте нужно ли оно в данном случае ? Недаром ведь Пушкин сказал:
А вижу я, винюсь перед вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо меньше б мог
Иноплеменными словами…
Слайд 10« ЯВЛЯЕТСЯ-ЗАКЛЮЧАЕТСЯ»
Очень портит нашу речь активно вторгающийся в неё «канцелярит» (как
называл эту болезнь языка К.И.Чуковский).-слова и обороты , родившиеся в недрах бесчисленных канцелярий ,как правило ,громоздкие ,неуклюжие ,затемняющие мысль.
Безошибочная примета канцелярита – пристрастие к лишним словам, штампованным оборотам, отглагольным существительным.
Слайд 12МАСЛО МАСЛЯНОЕ
Разновидность многословия- тавтология. Словарь определяет ее так «повторения того же
самого другими словами , не уточняющее смысла и потому лишнее».
Слайд 14ЕЩЕ О ГРАММАТИКЕ
Разговор мы начали с важности правильного выбора слова,
но ведь слова не существуют сами по себе : не менее важно правильно разместить и соединить их в предложении , т.е.опять- таки соблюсти законы «грамматического устроения». Так что самое время поговорить о наиболее типичных ошибках , возникающих при построении предложений .
Слайд 15«ЗНАЙ СВОЙ ШЕСТОК»
Одна из необходимых соединительных деталей фразы – предлоги. Хорошо
известно , что они не могут сочетаться с другими частями речи как попало: каждому грамматика издавна отвела свою четкую роль , «шесток» . Однако довольно часто предлоги почему-то оказываются в самых неожиданных местах и - даже там где они вообще не нужны .
Слайд 16
Особенно это относится к предлогу «О» в случае , когда он
самодовольно занимает чужое место ,
Слайд 17И ГДЕ ПРЕДЛОГ ВООБЩЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ.
Слайд 18«НЕ ВЛИЯЕТ НА ЗНАЧЕНИЕ»
В языке существуют устойчивые сочетания слов , выражений
, термины , обороты. Разрушать их( как произошло в предыдущих примерах с сочетаниями «изобразительные искусства», «удостоверение многодетной семьи») не следует :