Проблемы охраны и сохранения здоровья в образовательном процессе Российский Учитель XXI века Только в том случае выполнит свою миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество презентация

Содержание

Понятие здоровья Основные факторы, обуславливающие здоровье: Образ жизни

Слайд 1
Проблемы охраны и сохранения
здоровья в образовательном
процессе





Российский Учитель XXI

века
Только в том случае выполнит свою миссию,
если его педагогическими приоритетами
станут духовность, здоровье и творчество

Слайд 2Понятие здоровья








Основные факторы, обуславливающие здоровье:
Образ жизни

-50-55 %
Влияние экологических факторов -20-25%
Биологические (наследственные) – 20%
Недостатки и дефекты здравоохранения -10%
(По Лисицину Ю.П.)

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу Всемирной организации здравоохранения).


Слайд 3Состояние здоровья детей Ульяновской области (по результатам диспансеризации 2002 г.)
Осмотрено 303597

детей от 0 до 17 лет.

Из них имеют отклонения :
- в состоянии здоровья - 59 %
- в физическом развитии - 10,9 %
- в физической подготовленности - 8,5 %

Слайд 4Костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Органов пищеварения.
Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни

глаза и его придаточного аппарата.
Нервной системы.
Органов дыхания.
Психические расстройства и расстройства поведения.

Наиболее распространены
болезни:


Слайд 5Состояние здоровья детей средней школы № 86 (по результатам диспансеризации 2004

– 2005 уч. г.)

Осмотрено 1056 учащихся 1 – 11 классов.
345 учащихсяся не болели – 32,6%
711 учащихсяся переболели – 67,3%
В течение года общая заболеваемость (по справкам) составила 871 (82,4%)
Инфекц.заболев. 569 сл. (53,8%)
Соматич.заболев. 302 сл. (28,5%)


Слайд 6На «Д» учете состоит 359 учащихся, что составляет 33,9% от общего

кол-ва.

Туб. инфицированных – 695 уч. (65,8%)
Нарушение зрения – 62 уч. (5,8%)
Органы дыхания – 20уч. (1,8%)
К.М.С. – 139 уч. (13,1%)
Ж.К.Т. – 75 уч. (7%)
Ц.Н.С. – 17 уч. (1,6%)
М.П.С. – 35 уч. (3,3%)


Слайд 7Из постановления правительства РФ от 29. 12. 2001. № 916 «ОБ общероссийской

системе мониторинга состояния физического здоровья…»

Образовательные учреждения осуществляют:



Сбор, первичную обработку, оценку информации,
полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу её в центры
санитарно- эпидемиологического
надзора.


Подготовку
предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья.


Слайд 8
Школьные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей

Учебно-организационные

Управленческие

Психолого-педагогические.



Гигиенические


Слайд 9Гигиенические условия, факторы:
Шум.
Освещённость..
Воздушная среда.
Размер помещений, кубатура.
Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы).
Используемые стройматериалы,

краска.
Мебель: размеры, размещение.
Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры.
Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания.
Качество питьевой воды.
Экологическое состояние прилегающей к школе территории.
Состояние сантехнического оборудования.
Наличие системы санитарно-просветительской работы.

Слайд 10Учебно-организационные факторы:
Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
Расписание

уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году.
Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.).
Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время).
Особенности устава школы и норм школьной жизни.
Медицинское и психологическое обеспечение школы.

Слайд 11




Участие родителей учащихся в жизни школы.
Стиль управления администрации, характер отношений «по

вертикали».
Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали».
Интегрированность школы в окружающий социум.
Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.


Слайд 12Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения.
Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения,

стрессовой тактики авторитарной педагогики.
Нарушения правил техники безопасности и охраны труда.
Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ.
Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.


Слайд 13Психолого-педагогические факторы:
Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.

Стиль педагогического

общения учителя с учащимися.
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
Особенности работы с «трудными» подростками в классе.
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.


Слайд 146. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений

учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).
7. Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
8. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
9. Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
10. Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
11. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.



Слайд 15Управленческие:

Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во

время их нахождения в ОУ.
Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы.
Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей.
Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.



Слайд 16Цветок здоровья
ПСИХИЧЕСКОЕ – здоровье разума
ФИЗИЧЕСКОЕ – здоровье тела
СОЦИАЛЬНОЕ – здоровье общества
ПСИХОЛОГИ- ЧЕСКОЕ – здоровье эмоций
ИНТЕЛЛЕК- ТУАЛЬНОЕ – получение

и обработка информации

ДУХОВНОЕ – система ценностей и убеждений


Слайд 17 Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления

, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья , превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».


Слайд 18Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ)

Задачи здоровьесберегающей

педагогики:

ЗСОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного
воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

сформировать культуру здоровья.

обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья.


Слайд 19Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ)

Школа должна реализовать

профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.


Слайд 20Дорога к здоровью:




Обучение вопросам здоровья






Воспитание культуры здоровья
Использование

здоровье-
сберегающих технологий как основного инстру- мента педаго- гической работы:
творческий характер образовательного процесса
использование активных форм и методов обучения
формирование интереса к учению
деятельностный подход в обучении.

Слайд 21Здоровьесберегательное образовательное пространство школы:
1. Экологическое
2. Эмоционально-поведенческое:
- уровень

коммуникативной культуры
- эмоционально-психологический климат
- стиль поведения учащихся и учителя на уроке
- формы и характер поведения учащихся на переменах
- забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.
3. Вербальное
4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.

Слайд 22Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП):
Обеспечение гигиенических условий ОП:
Действие звуковых

раздражителей
Воздушно-тепловой режим
Освещение естественное и искусственное
Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов)
Использование персональных компьютеров
Питание учащихся
Качество используемой питьевой воды.

Слайд 23Здоровьесберегающая организация учебного процесса:
Рациональная организация учебного процесса
Рациональное расписание учебных занятий
Двигательная активность

учащихся
Рациональная организация урока
Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения
Рациональная организация общего режима дня школьников


Слайд 24Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.).


Слайд 27Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения ( по Смирнову Н.К.)
Обстановка и

гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.).
Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3).
Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через 10-15 мин.).
Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся.
Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

Слайд 28Чередование позы в соответствии с видом работы.
Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки,

динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.
Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).

Слайд 29Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками.
Наличие на уроке эмоциональных

разрядок.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%).
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО).
Темп окончания урока:
«скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания;
спокойное завершение урока;
задерживание учащихся после звонка.



Слайд 30Цветок здоровья


физическое
психологическое
интеллектуальное
психическое
социальное
духовное


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика