Слайд 1
Проблемы охраны и сохранения
здоровья в образовательном
процессе
Российский Учитель XXI
века
Только в том случае выполнит свою миссию,
если его педагогическими приоритетами
станут духовность, здоровье и творчество
Слайд 2Понятие здоровья
Основные факторы, обуславливающие здоровье:
Образ жизни
-50-55 %
Влияние экологических факторов -20-25%
Биологические (наследственные) – 20%
Недостатки и дефекты
здравоохранения -10%
(По Лисицину Ю.П.)
Здоровье – это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических дефектов
(по Уставу Всемирной организации здравоохранения).
Слайд 3Состояние здоровья детей
Ульяновской области
(по результатам диспансеризации 2002 г.)
Осмотрено 303597
детей от 0 до 17 лет.
Из них имеют отклонения :
- в состоянии здоровья - 59 %
- в физическом развитии - 10,9 %
- в физической подготовленности - 8,5 %
Слайд 4Костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Органов пищеварения.
Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни
глаза и его придаточного аппарата.
Нервной системы.
Органов дыхания.
Психические расстройства и расстройства поведения.
Наиболее распространены
болезни:
Слайд 5Состояние здоровья детей
средней школы № 86
(по результатам диспансеризации 2004
– 2005 уч. г.)
Осмотрено 1056 учащихся 1 – 11 классов.
345 учащихсяся не болели – 32,6%
711 учащихсяся переболели – 67,3%
В течение года общая заболеваемость (по справкам) составила 871 (82,4%)
Инфекц.заболев. 569 сл. (53,8%)
Соматич.заболев. 302 сл. (28,5%)
Слайд 6На «Д» учете состоит 359 учащихся, что составляет 33,9% от общего
кол-ва.
Туб. инфицированных – 695 уч. (65,8%)
Нарушение зрения – 62 уч. (5,8%)
Органы дыхания – 20уч. (1,8%)
К.М.С. – 139 уч. (13,1%)
Ж.К.Т. – 75 уч. (7%)
Ц.Н.С. – 17 уч. (1,6%)
М.П.С. – 35 уч. (3,3%)
Слайд 7Из постановления правительства РФ
от 29. 12. 2001. № 916 «ОБ общероссийской
системе мониторинга состояния физического здоровья…»
Образовательные учреждения осуществляют:
Сбор, первичную
обработку, оценку
информации,
полученной в ходе
мониторинга, хранение и
передачу её в центры
санитарно-
эпидемиологического
надзора.
Подготовку
предложений
для органов местного
самоуправления по
вопросам укрепления
здоровья.
Слайд 8
Школьные факторы,
отрицательно влияющие
на здоровье детей
Учебно-организационные
Управленческие
Психолого-педагогические.
Гигиенические
Слайд 9Гигиенические условия, факторы:
Шум.
Освещённость..
Воздушная среда.
Размер помещений, кубатура.
Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы).
Используемые стройматериалы,
краска.
Мебель: размеры, размещение.
Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры.
Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания.
Качество питьевой воды.
Экологическое состояние прилегающей к школе территории.
Состояние сантехнического оборудования.
Наличие системы санитарно-просветительской работы.
Слайд 10Учебно-организационные факторы:
Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
Расписание
уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году.
Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.).
Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время).
Особенности устава школы и норм школьной жизни.
Медицинское и психологическое обеспечение школы.
Слайд 11
Участие родителей учащихся в жизни школы.
Стиль управления администрации, характер отношений «по
вертикали».
Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали».
Интегрированность школы в окружающий социум.
Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Слайд 12Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения.
Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения,
стрессовой тактики авторитарной педагогики.
Нарушения правил техники безопасности и охраны труда.
Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ.
Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.
Слайд 13Психолого-педагогические факторы:
Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
Стиль педагогического
общения учителя с учащимися.
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
Особенности работы с «трудными» подростками в классе.
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Слайд 146. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений
учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).
7. Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
8. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
9. Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
10. Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
11. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Слайд 15Управленческие:
Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во
время их нахождения в ОУ.
Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы.
Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей.
Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.
Слайд 16Цветок здоровья
ПСИХИЧЕСКОЕ –
здоровье разума
ФИЗИЧЕСКОЕ –
здоровье тела
СОЦИАЛЬНОЕ –
здоровье
общества
ПСИХОЛОГИ-
ЧЕСКОЕ –
здоровье
эмоций
ИНТЕЛЛЕК-
ТУАЛЬНОЕ –
получение
и
обработка
информации
ДУХОВНОЕ –
система
ценностей и
убеждений
Слайд 17 Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления
, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья , превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».
Слайд 18Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ)
Задачи здоровьесберегающей
педагогики:
ЗСОТ – совокупность всех используемых
в образовательном процессе приёмов,
методов, технологий, не только оберегающих
здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного
воздействия факторов образовательной среды,
но и способствующих воспитанию
у учащихся культуры здоровья.
сформировать
культуру здоровья.
обеспечить выпускнику
школы высокий уровень
реального здоровья.
Слайд 19Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ)
Школа должна реализовать
профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии,
программы, методы, которые направлены
на воспитание у учащихся культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование
представления о здоровье как ценности,
мотивацию на ведение ЗОЖ.
Слайд 20Дорога к здоровью:
Обучение
вопросам
здоровья
Воспитание культуры здоровья
Использование
здоровье-
сберегающих
технологий как
основного инстру-
мента педаго-
гической работы:
творческий характер
образовательного процесса
использование активных
форм и методов обучения
формирование интереса
к учению
деятельностный
подход в обучении.
Слайд 21Здоровьесберегательное образовательное пространство школы:
1. Экологическое
2. Эмоционально-поведенческое:
- уровень
коммуникативной культуры
- эмоционально-психологический климат
- стиль поведения учащихся и учителя на уроке
- формы и характер поведения учащихся на переменах
- забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.
3. Вербальное
4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.
Слайд 22Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП):
Обеспечение гигиенических условий ОП:
Действие звуковых
раздражителей
Воздушно-тепловой режим
Освещение естественное и искусственное
Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов)
Использование персональных компьютеров
Питание учащихся
Качество используемой питьевой воды.
Слайд 23Здоровьесберегающая организация учебного процесса:
Рациональная организация учебного процесса
Рациональное расписание учебных занятий
Двигательная активность
учащихся
Рациональная организация урока
Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения
Рациональная организация общего режима дня школьников
Слайд 24Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.).
Слайд 27Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения ( по Смирнову Н.К.)
Обстановка и
гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.).
Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3).
Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через 10-15 мин.).
Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся.
Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
Слайд 28Чередование позы в соответствии с видом работы.
Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки,
динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.
Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).
Слайд 29Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками.
Наличие на уроке эмоциональных
разрядок.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%).
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО).
Темп окончания урока:
«скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания;
спокойное завершение урока;
задерживание учащихся после звонка.
Слайд 30Цветок здоровья
физическое
психологическое
интеллектуальное
психическое
социальное
духовное