Слайд 1 2010-2014 г.г.
МКС(к)ОУ Купинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Программа «Здоровье»
деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни
Слайд 2Приоритетные направления программы
Анализ результатов, обобщение и систематизация всех учебно-воспитательных направлений программы.
Оборудование
мультимедиа-класса.
Приобретение новой школьной мебели в соответствии с нормами СанПиН.
Отслеживание параметров личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).
Посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по вопросам охраны и укрепления здоровья участников педагогического процесса и применение полученных педагогами знаний на практике.
Слайд 3Развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния
учащихся.
Систематическое санаторно-курортное лечение воспитанников школы.
Организация загородного летнего отдыха, профильная смена.
Подготовить педагога по адаптивной физкультуре.
Организация питания детей в условиях школы-интерната в соответствии с требованиями Роспотребнадзора.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Продолжение работы по озеленению школьной территории.
Создание пришкольного учебно-опытного участка.
Слайд 4
Пояснительная записка
Можно ли обучать детей так,
чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.
К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).
Слайд 5
Заболеваемость детей школьного возраста держится
на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среда способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.
Слайд 6ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Исходя, из конкретной ситуации в школе и в соответствии
с постановленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
Внедрение в практику лучшего опыта использования оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.
Слайд 7ЗАДАЧИ
Продолжить работу по выявлению уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания
его в течение всего времени обучения.
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Слайд 8ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Повышение уровня информированности участников образовательного процесса о здоровом образе
жизни.
Повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
Нормализация и предотвращение развития патологических изменений у учащихся. Обеспечение ранней диагностики болезней. Оздоровление детей группы «риска».
Уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья детей.
Повышение работоспособности учащихся, снижение пропуска занятий из-за простудных заболеваний, повышение успеваемости.
Формирование у ребенка и его родителей осознанного отношения к здоровью как к высшей ценности, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни человека.
Формирование физически здоровой жизнеспособной личности выпускника, адекватно оценивающей свое место и предназначение в жизни.
Слайд 9УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
учащиеся;
классные руководители;
учителя-предметники;
администрация школы;
врачи-специалисты;
медицинский блок школы;
родители;
школьные
специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог).
Слайд 10ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Функции медицинской службы
школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы;
выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья.
Слайд 11Функции директора и его заместителей:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль организации питания учащихся в школе;
организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии в классах среднего и старшего звена;
организация и контроль уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе «Здоровья» и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической службы в школе;
организация перемен на свежем воздухе.
Слайд 12Функции классного руководителя и воспитателей:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в
школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактических работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры;
организация перемен на свежем воздухе.
Слайд 13СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Слайд 14ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»
НА 2010 – 2014 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
Мониторинг психофизического здоровья
учащихся
Слайд 15Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся.
Слайд 16 Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического
режима в школьном учреждении
Слайд 17Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
Слайд 18Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
Слайд 20Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
Слайд 21Заключение
Данный этап программы «Здоровье» рассчитан на 4 учебных года и
предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.