Слайд 1Философия и история образования
Лекция 1.
Зарождение образования. Система образования и воспитания в
античном мире
Слайд 2План лекции
Древневосточная цивилизация как прародина образования. Шумерская школа.
Система воспитания и образования
в рабовладельческих государствах Древней Греции (Спарта и Афины).
Слайд 3
Древневосточная цивилизация как прародина образования. Шумерская школа
Когда возникли первые школы?
Что
стало первопричиной для зарождения образования?
Слайд 4Древневосточная цивилизация как прародина образования
3 тысячелетие до н.э. –
появление письменности
Древнешумерское государство
Слайд 5Древневосточная цивилизация как прародина образования
Глиняные таблички: школьные «учебники» со списками богов, животных, предметов, а также целый набор слов и фраз.
Самюэль Крамер
Слайд 6Шумерская школа
Школа – эдубба - «Дом табличек»
Учитель – уммия -отец Дома
табличек
Ученик – Сын Отца Дома табличек
Цель: обучение писцов для удовлетворения экономических и административных потребностей страны, в первую очередь, конечно, храмов и дворцов.
Слайд 7Шумерская школа
Николас Шнайдер:
отцами писарей, т. е. выпускников шумерских школ, были
губернаторы, «отцы городов», послы, храмовые
администраторы,
военные и морские чины,
высокопоставленные
сборщики податей,
священники, управляющие, надсмотрщики, прорабы, писари, архивариусы и счетоводы – все состоятельные горожане.
Слайд 8Содержание обучения
школьная программа состояла из двух основных разделов: полунаучный и академический
(обучение письму, счету, чтение), другой – литературный и творческий (изучение, копирование большой разнообразной подборки литературных произведений и подражание сочинениям, созданным и доработанным во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. .
Слайд 9Воспитание и школа в Спарте
9-4 вв. до н.э.
Слайд 10Воспитание и школа в Спарте
До 7 лет – семейное воспитание
Слайд 11Воспитание и школа в Спарте
Агеллы –государственные школы интернатного типа
Слайд 12Воспитание и школа в Спарте
Эфебы – специальная воинская подготовка
Слайд 13Воспитание и школа в Спарте: основные характеристики
Цель – воспитание воина
Государственный характер
Содержание
обучения и воспитания: физическое воспитание, ограниченное умственное воспитание (лаконичная речь), музыкальное воспитание (хоровое пение)
Слайд 14Афинская система воспитания и обучения
Слайд 15Афинская система воспитания и обучения
Отрывок из произведения Платона «Протагор»:
Какие основные
направления
воспитания
были в Афинах?
Какова цель афинского
воспитания?
Слайд 16Афинская система воспитания и обучения
Цель: Калокагатия – гармония души и тела
- гармоничное развитие ребенка
Содержание:
Умственное воспитание
Нравственное воспитание
Физическое
(гимнастическое) воспитание
Эстетическое (мусическое) воспитание
Слайд 17
Афинская система воспитания и обучения
До 7 лет – воспитание в семье
Нравственное
воспитание
Слайд 18Афинская система воспитания и обучения
Типы школ:
Грамматиста (чтение, письмо, счет)
Слайд 19Афинская система воспитания и обучения
Типы школ:
Кифариста (мусическое воспитание)
Кифара – название музыкального
инструмента
Слайд 20Афинская система воспитания и обучения
Типы школ:
Палестра – школа борьбы
(физическое воспитание)
Слайд 21Афинская система воспитания и обучения
Типы школ:
Гимнасия (знакомство с различными философскими учениями)
Слайд 22
Афинская система воспитания и обучения
18-21 года- эфебы – воинская
подготовка
Слайд 23Афинская система воспитания и обучения
Частные и платные школы: грамматиста,
кифариста и палестра
Государственные – гимнасии
Школа – в пер. с греч. – досуг, покой, удовольствие высшего порядка.
Почему?