Слайд 1Закат Европы
Освальд Шпенглер
Слайд 2Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер
Родился 29 мая 1880 года в Бланкенбурге, Германия. Умер 8
мая 1936 года в Мюнхене.
Немецкий историк-философ, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.
Один из наиболее известных трудов - «Закат Европы», опубликованный в 1918 году.
Слайд 3Историческая картина мира
"Для Геродота и Софокла, а также для Фукидида
и какого-нибудь римского консула прошедшее тотчас испаряется и превращается в покоящееся вне времени, в то время как для нашего мироощущения оно является периодическим, ясно расчлененным, направленным, составленным из столетий и тысячелетий"(42).
Слайд 4 «Темой настоящей книги является попытка набросать "нефилософскую философию" будущего,
которая будет последней в истории Западной Европы. Убеждение, что все существующее некогда находилось в становлении, что в основе всего, имеющего отношение к природе, и всего познаваемого лежит момент исторического, что в основе мира, как действительности, лежит "я" как возможность, которая в нем нашла свое осуществление, что не только вопрос "что", но и вопрос "когда" и "как долго" заключают в себе глубокую тайну, приводит нас к факту, что всякое явление, какой бы характер оно не носило, есть выражение чего-то живого, что все существующее должно находиться в определенной связи с живым человеком, а для мертвого ничего больше "не существует"»(88)
Слайд 5Проблема мировой истории
"Дело не в том, что сами по себе представляют
исторические факты любого времени, а в том, что означают или на что указывает их явление"(38)
История есть только выражение, знак, принявшая форма душевная стихия.
История - сознание живого развития
Слайд 6О.Шпенглер выделяет органические понятия – т.е такие понятия, как рождение, смерть,
юность, старость, продолжительность жизни, свойственные любому отдельно взятому организму.
Слайд 7Знать об ограниченности значения всякого положения, убеждения, неопровержимых истин, которые он
утверждает.
Понимать язык форм истории ,язык форм живого мира, т.е осознание того, что для историка вечные убеждения истинны только для него самого и вечны только в его аспекте мира, и что его обязанностью является за их пределами искать другие истины, высказанных с такой же определенностью людьми других культур.
Задачи философов и историков
Слайд 8К культурам(«душевным стихиям») Шпенглер относит:
Китайскую
Вавилонскую
Египетскую
Индийскую
Античную
Арабскую
Западную культуру
Культуру Майя
Слайд 9В качестве находящейся в возникновении перед нами культура русская.
Число недостигших зрелости культур невелико:
Персидская
Хеттская
Культура Кучуа.
Слайд 10 «Надо сопоставить античную культуру, как законченный в себе феномен,
как тело и выражение античной души, наряду с египетской, индийской, вавилонской, китайской и западноевропейской культурами, и искать типическое в переменчивых судьбах этих больших индивидуумов, момент необходимого в необузданном изобилии случайностей, и тогда, наконец, развернется перед нами картина мировой истории, свойственная нам и только нам, как людям Западной Европы»(62-63)
Слайд 11Средством для понимания мертвых форм служит математический закон. Средство для уразумения
живых форм - аналогия.
Сравнения, по мнению Шпенглера, могли бы стать благодатью для исторического мышления, так как они вскрывают органическую структуру совершающегося.
Слайд 12Природа и история
Природа есть образ, в котором человек придает
единство и значение непосредственным впечатлением своих чувств.
История- образ, при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни и таким способом придать ей углубленную действительность.
Слайд 13Органическое и механическое
- Совокупность образов
Хронологическое число
Логика времени
(необходимость судьбы, составляющее ядро и суть всей истории в противоположность природе)
Исторический метод
- Совокупность законов
Математическое число
Логика пространства (необходимость причины и действия)
Метод природоведения
Слайд 15Для кого возможна история?
Историческая картина мира существует не для человечества, не
для первобытного человека и не для человека более высоких культур. Целая культура, целый высокий душевный мир строится в не знающем истории духе.
Слайд 16Историческое исследование
По мнению Шпенглера, еще не существует специфического исторического рода познавания.
То, что этим принято называть, заимствует свои методы исключительно из той единственной области знания, где методы познания подверглись строгой обработке, а именно из физики. В отдельных явлениях отыскивают связь, причины и следствия, и это называют - заниматься историческим исследованием(39)
Слайд 17 "Становление не имеет отношения к числу. Только безжизненное можно
сосчитать, измерить, разложить. Чистое становление, жизнь не имеет границ в этом смысле. Оно лежит вне границ области причины и действия, закона и меры. Никогда глубокое и настоящее историческое исследование не будет доискиваться причиной законности, иначе это было бы равносильно непониманию его собственной сути"(159).
Слайд 18Философия:
Систематическая – еще далекая нам
Этическая – уже закончившая свое развитие
Философия сравнительной
исторической морфологии – характерная нашему времени
Слайд 19Скептицизм:
Античный – ему чужда историчность, он сомневается и просто отрицает.
Западный
- присущий нашему времени. Он должен быть историчным. Дело сводится к отказу от абсолютных точек зрения, причем если греческие скептики посмеивались над своим прошлым, то мы должны стремиться понимать его как организм. Методы западного скептицизма- психологические. Философия признается бесцельной.
Слайд 20Когда появилась история?
Египтяне стремились к бесконечному, они воспринимали свой мир в
виде прошедшего и будущего, а настоящее для них было лишь узкой границей между двумя неизмеримыми пространствами.
Слайд 21Миф и история
Мифы проходят неизменными сквозь века, отражая типические образы определенного
периода времени. История же требует анализа на основе сравнения, обращения в прошлое, поиска связей и закономерностей с настоящим, миф же только соответствовал духу того времени, где он создавался, выдумывался.
Слайд 22Понятие времени
Античное числовое мышление воспринимает вещи как они есть, как величины,
без отношения ко времени, только в настоящем. Отсюда Эвклидовая геометрия, математическая статика и учения о каноническом сечении.
Мы же сейчас воспринимаем вещи с точки зрения их становления, взаимоотношения и функции. Это привело к динамике, аналитической геометрии и дифференциальному счислению.
Слайд 23Культура как отдельно взятый организм
«Культуры – живые существа высшего порядка, вырастающие
со своей возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле. Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой»(57).
Слайд 24Культура и цивилизация
Цивилизация - логическое следствие, завершение и исход культуры. У
каждой культуры есть своя собственная цивилизация. Эти понятия так же должны рассматриваться с органической стороны. По мнению Шпенглера, цивилизация - неизбежная судьба культуры.
Слайд 25«Мировой город» и «провинция»
«Вместо мира - город, одна точка, в которой
сосредотачивается вся жизнь обширных стран, в то время как все увядает; вместо богатого формами, сросшегося с землей народа - житель большого города, человек абсолютно лишенный традиций, растворяющийся в бесформенной массе, человек фактов, без религии...»(72)
Слайд 26 «Стать провинциями - такова судьба целых стран, которые не
входят в круг излучения этих городов, как некогда это было с Критом и Македонией, а теперь - со Скандинавским севером. Эти города культуры- Флоренция,Нюренберг,Саламанка,Брюгге,Прага - сделались провинциальными городами,оказывающими безнадежное сопротивление духу мировых городов»
Слайд 27Провинция – культура: народ, искусство(фреска, статуя, мозаика, живопись и др.),гимнастика, турнир
Войны
за идею
Человек естественный
Религиозность
Город – цивилизация: общество(масса),социализм, дарвинизм, империализм; деньги, материальная обеспеченность, спорт
Экономические предпосылки войн
Человек материальный
Иррелигиозность
Слайд 28«Будущность Запада не есть безграничное движение вверх и вперед по линии
наших идеалов, а строго ограниченный в отношении формы и длительности и неизбежно предопределенный, измеряемый несколькими столетиями частный феномен истории, который можно на основании имеющихся примеров обозреть и определить в его существенных чертах»(79)
Слайд 29Таблицы к сравнительной морфологии мировой истории