Слайд 1ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
Лекция 5
Слайд 2План
Социальные условия возникновения социологии в России и основные этапы ее развития
Географический
детерминизм С.Л. Мечникова
Субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский)
Генетическая социология М.М. Ковалевского
Интегральная социология П.А. Сорокина
Марксистское учение В.И. Ленина
Институционализация социологии в России
Слайд 3Когда возникла социология в России?
В 1864 году Н.А. Серно-Соловьевич, револю-ционер и
публицист, размышляя о состоянии социальных наук своего времени, поставил вопрос: не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки, изучающей законы исторического развития, социальной солидарности так же объективно, как естествознание исследует законы природы?
Слайд 4
С середины 1860-х гг. в русской литературе, появляются работы, в которых
неоднократно встречается термин «социология», хотя новая наука все еще рассматривается как «филосо-фия истории на научной основе». Как отмечал крупнейший историограф русской социологии Н. Кареев, «позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход»
Слайд 5Идеи О. Конта в России
О. Конта в России достаточно хорошо знали
и любили. Пожалуй, ни в одной стране мира его идеи не разрабатывались так активно, как в России. Позитивизм привлекал не только своим научным, но и социальным пафосом – желанием немедленно переделать общество на строго научной основе
Слайд 6
Труды О. Конта в то время были доступны только на французском
языке. Предпринятые в 1866, 1867 и 1886 гг. попытки издать его основной труд «Курс позитивной философии» на русском языке были категорически запрещены цензурой, под предлогом, что данная работа «разрушает господствующие верования и поэтому ложно трактует природу общества», служит лишь «целям пропаганды материализма»
Слайд 7
Русский перевод и издание двух разделов первого тома и второго томов
«Курса позитивной философии» было осуществлено только в 1899-1900 гг., и в переводе на русский язык он был назван «Курс положительной философии»
Слайд 8Писарев Д.И. (1840-1868)
«Курс положительной философии не доступен большинству читающего общества ни
по цене, ни по объему, ни по содержанию, ни по изложению. Стоит он 45 франков: у нас в России больше 12 рублей. Заключает он в себе шесть больших томов, т.е. гораздо больше 3.000 страниц довольно мелкой печати; надо быть очень неустрашимым любителем чте-ния, чтобы не почувствовать сильного зами-рания сердца при виде этой груды печатной бумаги.
Слайд 9
Для обычного читателя О. Конт оказывается совершенно неудобочитаемым. В историчес-кой части
общественной физики вы не встре-тите почти ни одного собственного имени: все изложение идет чисто отвлеченным путем; вы имеете перед собою анализ идей и учреждений, без малейшего упоминания об известных вам исторических деятелей, народах и событиях: при этом язык Конта постоянно до такой степени сух, ровен, бесстрастен и однообразен, что вы легко
Слайд 10
можете принять его философию истории за какую-нибудь диссертацию о конических сечениях:
недостает только чертежей и алгебраических формул: если вы сравните его математическую философию с историческою частью общественной физики, то в изложе-нии, в языке вы не заметите ни малейшей разницы»
Слайд 11Популяризация идей Конта
Несмотря на то, что в 1860-х гг. труды О.
Конта еще не были переведены на русский язык, их содержание, благодаря выходу большого количества популярных работ, излагающих идеи Конта применительно к конкретным условиям русской действительности того времени, было уже достаточно хорошо известно русской интеллигенции
Слайд 12
Таким образом, социология в Россию пришла с Запада, но быстро стала
принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях
Слайд 13Как строить общество после отмены крепостничества?
Становление и развитие социологии происхо-дило в
ситуации, когда общественность активно обсуждала пути, по которым должно развиваться русское общество после падения крепостного права и освобождения крестьян. Этот социальный контекст наложил свой отпечаток на направленность и характер социологических воззрений в России
Слайд 14
Проблема разложения феодального строя и генезиса промышленного капитализма становится, как отмечал
В.И. Ленин, «главным теоретическим вопросом» в русском обществоведении. В сущности, та же самая тема была главной для всей западной социологии
Слайд 15
Русская передовая журналистики выступала с критикой и требованием пересмотра воззре-ний прошлого,
устаревших институтов и орга-низаций. Социология, многим представлялась тогда хорошим инструментом в деле преобра-зования общества. Русские мыслители пред-лагали не верить, а изучать и измерять, не преклоняться перед стариной, а разрабаты-вать практические программы обновления общества
Слайд 16
Новое знание, основанное на статистических расчетах, объявлялось позитивистским или материалистическим. Во
многом продвиже-нию точного метода в социальных науках способствовали достижения земской статистики, в рамках которой опрашивали крестьян, изучали их хозяйственный уклад и образ жизни
Слайд 17
На становление социологии оказали влияние усложнение социальной структуры русского общества, бурный
рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса
Слайд 18Основные этапы становления и развития социологии в России
1860-1880-е гг. - первые
социологические теории - М.А. Бакунин (1814 – 1876), Л.И. Мечников (1838-1888), П.Л. Лавров (1823-1900), Н.К. Михайловский (1842-1904), Н.Я. Данилевский (1822-1885), Де Роберти Е.В. (1843-1915)
Слайд 19
1890-е – 1917 г. – развитие социологии, появление антипозитивистских теорий, противостояние
народничества и марксизма - Н.Н. Кареев (1850-1931), Л.И. Пертражицкий (1867-1931), М.М. Ковалевский (1851-1916), А.С. Лаппо-Данилевский (1863-1919), П.Б. Струве (1870-1944), Г. В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924)
Слайд 201917 г. – конец 1920-х гг. – формирование идеологической монополии марксизма
- П.А. Сорокин (1889–1968), В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924), Н.И. Бухарин (1888-1938), А.С. Звоницкая (1897-1942), П.Б. Струве (1870-1944), И.А. Ильин (1883-1954), В.И. Вернадский (1863-1945)
Слайд 21
1929 –1953 гг. - период сталинской догматики
1958 – начало 1970-х
гг. - возрождение социологии в СССР
1970-е – 1980-е гг. - институционализация социологии и ее распространение в СССР
1990-е гг. – настоящее время - плюралистическая социология в России
Слайд 22Вывод
Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Несмотря на
значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, а также то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечест-венная социология концу XIX века достигла европейского уровня. Сложные и обостряю-щиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории
Слайд 23
Как и на Западе, социальная мысль в России развивалась в лоне
философии, когда другие социальные науки – история, этнография, юриспруденция – уже достигли значительных успехов. Как и на Западе, отечественная социологическая мысль поначалу формирова-лась в русле позитивистской традиции
Слайд 24Позитивистские теории
Первый этап развития русской социологии представлен множеством различных подходов и
направлений позитивистского толка:
географическая школа (Л. Мечников)
органицизм (П. Лилиенфельд, А. Стронин)
психологизм (субъективная школа – П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков )
социопсихологизм (Е. Де Роберти)
Слайд 25Мечников Л.И. (1838-1888)
Швейцарский географ, революционер-анархист и публицист русского происхожде-ния
Основные труды:
«Цивилизация
и великие исторические реки»
Слайд 26
Л.И. Мечников является одним из основопо-ложников социо-естественного подхода к анализу мировой
истории. Наиболее важной его работой была «Цивилизация и великие исторические реки», где он разделяет законы природы и законы общества. В ней же опре-деляются такие понятия, как общественность и общество
Слайд 27Общественность и общество
Общественностью Мечников называет организацию, возникающую на начальных этапах развития
органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивших свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей
Слайд 28Солидарность
Основа общественного устройства - способность его членов к солидарности. «Смерть или
солидарность, других путей у человечества нет. Если оно не хочет погибнуть, то люди неизбежно должны прибегать к солидарности и к общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды. В этом заклю-чается великий закон прогресса и залог успеш-ного развития человеческой цивилизации»
Слайд 29
Земная цивилизация по Мечникову, как и по Марксу, начинается с труда,
который и создал человека. Причина труда по Мечникову такова: «Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности, хотя бы в действи-тельности отдельные группы населения ненавидели друг друга»
Слайд 30Критерий прогресса
Начало земных цивилизаций — деспотия. Прогресс осуществляется при постепенном развитии
личности, её стремлении к свободе, анархии. Чем более свободно общество, тем более трудную для жизни среду оно может освоить. «Подневольные союзы людей могут освоить только исторические реки (Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ), подчинённые — уже средиземные моря, и только свободные — океаны»
Слайд 31Три цивилизации
Полагая, что главным компонентом географи-ческой среды является, гидрологический фактор (воздействие
водных ресурсов на деятельность людей), Мечников выделял в мировой истории три основные эпохи или цивилизации:
речную
морскую
океанскую («всемирную»)
Слайд 32
Мерилом социального прогресса Мечников считает степень свободы и добровольности объединений людей.
Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой главным является географический фактор
Слайд 33Народничество
Это общественно-политическое движение, возникшее в России во второй половине XIX в.
Его появление было связано с либераль-ными реформами Александра II, которые разрешили свободу слова, расширили полно-мочия университетов, что, в свою очередь, привело к активизации демократической интеллигенции, многие представители которой были недовольны проведенными реформами, считая их незавершенными
Слайд 34
Народничество выражало интересы кресть-янского сословия. Его главным постулатом было возвращение им
земельной собствен-ности и защита их народной воли (отсюда и пошло название самого направления)
Слайд 35Русский социализм
Идеология народничества теоретически обосновывала возможность самобытного пути развития России к
социализму, минуя капитализм, чего можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса
Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840-50-х гг. А.И. Герценом
Слайд 36
Наиболее известными идеологами народничества были П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский, основатели
субъективной школы социологии
Слайд 37Субъективная школа
Субъективная школа была наиболее влиятель-ной в русской социологической традиции. Это
было связано с тем, что:
Во-первых, школа просуществовала продол-жительное время, с конца 1860-х гг. до конца 1920-х г. и была представлена множеством последователей и публикаций
Слайд 38
Во-вторых, представители данной школы отражали в своих идеях самобытную российскую социальную
реальность
В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса
Слайд 39Лавров П.Л. (1828-1900)
Русский социолог, философ, публицист и революционер, историк, один
из идеологов народничества
Слайд 40Основные труды
«Исторические письма» (1869)
«Формула прогресса Михайловского» (1870)
«Социологи-позитивисты» (1872)
«Знание и революция»
(1874)
«Кому принадлежит будущее» (1874)
«Введение в историю мысли» (1874)
«О методе в социологии» (1874)
«Государственный элемент в будущем обществе» (1876)
Слайд 41
В изучении социологии Лавров опирался на философию, историю и этику. Он
пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческо-го общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм и, кончая цивилизован-ными формами
Слайд 42
В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической
и исторической социологий. Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени
Слайд 43Идеализм и субъективизм
Процесс исторического развития Лавров оце-нивал с точки зрения субъективно
выбранного нравственного идеала. Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Поэтому главная задача революционеров - выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности
Слайд 44
Своему идеалу Лавров дал следующую формулировку: «Развитие личности в физи-ческом, умственном
и нравственном отно-шении, воплощение в общественных формах истины и справедливости»
Слайд 45
Нравственная личность не может не вступить в конфликт с обществом, в
котором царит несправедливость. По мнению Лаврова, идеальным обществом может быть только строй, который основан на добровольном союзе нравственных и свободных людей
Слайд 46Михайловский Н.К. (1842-1904)
Русский публицист, социолог и литературовед, критик, переводчик. Теоретик
Слайд 47Основные труды
«Аналогический метод в общественной науке»
«Теория Дарвина и общественная наука»
«Герои
и толпа»
«Что такое прогресс?»
«Орган, неделимое, общество»
«Что такое счастье?»
«Борьба за индивидуальность»
Слайд 48Правда-истина и правда-справедливость
Михайловский выдвинул учение о «правде-истине» и «правде-справедливости». Первой руководствуются
естествоиспытатели, имеющие дело с природой; второй — социологи, имеющие дело с обществом, с человеком и его духовным миром. В первом случае применим объективный метод, во втором — субъективный
Слайд 49Свободный выбор нравственного идеала
Вместе с Лавровым Михайловский выдвинул идею о свободном
выборе нравственного «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное разви-тие в избранном передовой интеллигенцией направлении
Слайд 50Субъективный метод социологии
Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом
субъективном методе социологии, который в качестве высшего мерила общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность
Слайд 51
С позиций субъективного метода Михайлов-ский решает все социальные вопросы — об
обществе и прогрессе, о личности и государстве. Рассуждения его носят абстрактный характер, он говорит об обществе вообще, о прогрессе вообще, о личности вообще
Слайд 52Теория «героев и толпы»
Объяснение механизма коллективного действия склонностью человека к подражанию
Психологическое
воздействие личности зависит от восприятия массы, и в принципе любой человек, а не обязательно выдающаяся личность, оказавшись случайно впереди толпы, может сыграть важную роль в определённых событиях
Слайд 53
Михайловский различал понятия «герой» и «великая личность». По его мнению, великие
люди выделяются в зависимости от ценности вклада в общество, а герой — это человек, который делает первый шаг и увлекает своим примером массу
Слайд 54Проблема прогресса
Суть проблемы прогресса Михайловский усматривал в «неделимости целого», в целостности
индивида как биологического существа, требуя при этом не смешивать «общий уровень развития общества» с «общим типом развития индивида»
Слайд 55Формула прогресса
«Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному
и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми»
Слайд 56
«Общий уровень развития общества» прогрессирует, но этого, по Михайловскому, нельзя сказать
об «общем типе индивида», который из универсала, каким он был на ранних этапах, превращается в узкого специалиста в современном буржуазном обществе
Слайд 57
Михайловский критикует буржуазное общество, которое разделением труда, узкой специализацией уродует личность,
исключает возможность гармонического развития ее физических и интеллектуальных задатков
Слайд 58
Михайловский и другие либеральные народ-ники 1890-х гг. выступали в защиту общинного принципа
землевладения. Они хотели задер-жать развитие капитализма в России, выдвигая идеи «уравнительного раздела земли», «народной промышленности», организации крестьянских банков и т. д. Плеханов и в особенности Ленин подвергли уничтожающей критике философские и социологические теории народников-позитивистов