Возникновение и развитие социологии в России презентация

Содержание

План Социальные условия возникновения социологии в России и основные этапы ее развития Географический детерминизм С.Л. Мечникова Субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский) Генетическая социология М.М. Ковалевского Интегральная социология П.А. Сорокина Марксистское

Слайд 1ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
Лекция 5


Слайд 2План
Социальные условия возникновения социологии в России и основные этапы ее развития
Географический

детерминизм С.Л. Мечникова
Субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский)
Генетическая социология М.М. Ковалевского
Интегральная социология П.А. Сорокина
Марксистское учение В.И. Ленина
Институционализация социологии в России

Слайд 3Когда возникла социология в России?
В 1864 году Н.А. Серно-Соловьевич, револю-ционер и

публицист, размышляя о состоянии социальных наук своего времени, поставил вопрос: не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки, изучающей законы исторического развития, социальной солидарности так же объективно, как естествознание исследует законы природы?


Слайд 4
С середины 1860-х гг. в русской литературе, появляются работы, в которых

неоднократно встречается термин «социология», хотя новая наука все еще рассматривается как «филосо-фия истории на научной основе». Как отмечал крупнейший историограф русской социологии Н. Кареев, «позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход»


Слайд 5Идеи О. Конта в России
О. Конта в России достаточно хорошо знали

и любили. Пожалуй, ни в одной стране мира его идеи не разрабатывались так активно, как в России. Позитивизм привлекал не только своим научным, но и социальным пафосом – желанием немедленно переделать общество на строго научной основе

Слайд 6
Труды О. Конта в то время были доступны только на французском

языке. Предпринятые в 1866, 1867 и 1886 гг. попытки издать его основной труд «Курс позитивной философии» на русском языке были категорически запрещены цензурой, под предлогом, что данная работа «разрушает господствующие верования и поэтому ложно трактует природу общества», служит лишь «целям пропаганды материализма»


Слайд 7
Русский перевод и издание двух разделов первого тома и второго томов

«Курса позитивной философии» было осуществлено только в 1899-1900 гг., и в переводе на русский язык он был назван «Курс положительной философии»


Слайд 8Писарев Д.И. (1840-1868)
«Курс положительной философии не доступен большинству читающего общества ни

по цене, ни по объему, ни по содержанию, ни по изложению. Стоит он 45 франков: у нас в России больше 12 рублей. Заключает он в себе шесть больших томов, т.е. гораздо больше 3.000 страниц довольно мелкой печати; надо быть очень неустрашимым любителем чте-ния, чтобы не почувствовать сильного зами-рания сердца при виде этой груды печатной бумаги.

Слайд 9
Для обычного читателя О. Конт оказывается совершенно неудобочитаемым. В историчес-кой части

общественной физики вы не встре-тите почти ни одного собственного имени: все изложение идет чисто отвлеченным путем; вы имеете перед собою анализ идей и учреждений, без малейшего упоминания об известных вам исторических деятелей, народах и событиях: при этом язык Конта постоянно до такой степени сух, ровен, бесстрастен и однообразен, что вы легко

Слайд 10
можете принять его философию истории за какую-нибудь диссертацию о конических сечениях:

недостает только чертежей и алгебраических формул: если вы сравните его математическую философию с историческою частью общественной физики, то в изложе-нии, в языке вы не заметите ни малейшей разницы»


Слайд 11Популяризация идей Конта
Несмотря на то, что в 1860-х гг. труды О.

Конта еще не были переведены на русский язык, их содержание, благодаря выходу большого количества популярных работ, излагающих идеи Конта применительно к конкретным условиям русской действительности того времени, было уже достаточно хорошо известно русской интеллигенции

Слайд 12
Таким образом, социология в Россию пришла с Запада, но быстро стала

принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях

Слайд 13Как строить общество после отмены крепостничества?
Становление и развитие социологии происхо-дило в

ситуации, когда общественность активно обсуждала пути, по которым должно развиваться русское общество после падения крепостного права и освобождения крестьян. Этот социальный контекст наложил свой отпечаток на направленность и характер социологических воззрений в России

Слайд 14
Проблема разложения феодального строя и генезиса промышленного капитализма становится, как отмечал

В.И. Ленин, «главным теоретическим вопросом» в русском обществоведении. В сущности, та же самая тема была главной для всей западной социологии



Слайд 15
Русская передовая журналистики выступала с критикой и требованием пересмотра воззре-ний прошлого,

устаревших институтов и орга-низаций. Социология, многим представлялась тогда хорошим инструментом в деле преобра-зования общества. Русские мыслители пред-лагали не верить, а изучать и измерять, не преклоняться перед стариной, а разрабаты-вать практические программы обновления общества

Слайд 16
Новое знание, основанное на статистических расчетах, объявлялось позитивистским или материалистическим. Во

многом продвиже-нию точного метода в социальных науках способствовали достижения земской статистики, в рамках которой опрашивали крестьян, изучали их хозяйственный уклад и образ жизни

Слайд 17
На становление социологии оказали влияние усложнение социальной структуры русского общества, бурный

рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса


Слайд 18Основные этапы становления и развития социологии в России
1860-1880-е гг. - первые

социологические теории - М.А. Бакунин (1814 – 1876), Л.И. Мечников (1838-1888), П.Л. Лавров (1823-1900), Н.К. Михайловский (1842-1904), Н.Я. Данилевский (1822-1885), Де Роберти Е.В. (1843-1915)


Слайд 19
1890-е – 1917 г. – развитие социологии, появление антипозитивистских теорий, противостояние

народничества и марксизма - Н.Н. Кареев (1850-1931), Л.И. Пертражицкий (1867-1931), М.М. Ковалевский (1851-1916), А.С. Лаппо-Данилевский (1863-1919), П.Б. Струве (1870-1944), Г. В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924)

Слайд 201917 г. – конец 1920-х гг. – формирование идеологической монополии марксизма

- П.А. Сорокин (1889–1968), В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924), Н.И. Бухарин (1888-1938), А.С. Звоницкая (1897-1942), П.Б. Струве (1870-1944), И.А. Ильин (1883-1954), В.И. Вернадский (1863-1945)

Слайд 21
1929 –1953 гг. - период сталинской догматики
1958 – начало 1970-х

гг. - возрождение социологии в СССР
1970-е – 1980-е гг. - институционализация социологии и ее распространение в СССР
1990-е гг. – настоящее время - плюралистическая социология в России

Слайд 22Вывод
Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Несмотря на

значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, а также то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечест-венная социология концу XIX века достигла европейского уровня. Сложные и обостряю-щиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории

Слайд 23
Как и на Западе, социальная мысль в России развивалась в лоне

философии, когда другие социальные науки – история, этнография, юриспруденция – уже достигли значительных успехов. Как и на Западе, отечественная социологическая мысль поначалу формирова-лась в русле позитивистской традиции


Слайд 24Позитивистские теории
Первый этап развития русской социологии представлен множеством различных подходов и

направлений позитивистского толка:
географическая школа (Л. Мечников)
органицизм (П. Лилиенфельд, А. Стронин)
психологизм (субъективная школа – П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков )
социопсихологизм (Е. Де Роберти)

Слайд 25Мечников Л.И. (1838-1888)
Швейцарский географ, революционер-анархист и публицист русского происхожде-ния
Основные труды:
«Цивилизация

и великие исторические реки»



Слайд 26
Л.И. Мечников является одним из основопо-ложников социо-естественного подхода к анализу мировой

истории. Наиболее важной его работой была «Цивилизация и великие исторические реки», где он разделяет законы природы и законы общества. В ней же опре-деляются такие понятия, как общественность и общество


Слайд 27Общественность и общество
Общественностью Мечников называет организацию, возникающую на начальных этапах развития

органического мира. Общество же он представляет как нескольких человек, объединивших свои усилия в совместной деятельности для достижения общих целей

Слайд 28Солидарность
Основа общественного устройства - способность его членов к солидарности. «Смерть или

солидарность, других путей у человечества нет. Если оно не хочет погибнуть, то люди неизбежно должны прибегать к солидарности и к общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды. В этом заклю-чается великий закон прогресса и залог успеш-ного развития человеческой цивилизации»

Слайд 29
Земная цивилизация по Мечникову, как и по Марксу, начинается с труда,

который и создал человека. Причина труда по Мечникову такова: «Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности, хотя бы в действи-тельности отдельные группы населения ненавидели друг друга»

Слайд 30Критерий прогресса
Начало земных цивилизаций — деспотия. Прогресс осуществляется при постепенном развитии

личности, её стремлении к свободе, анархии. Чем более свободно общество, тем более трудную для жизни среду оно может освоить. «Подневольные союзы людей могут освоить только исторические реки (Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ), подчинённые — уже средиземные моря, и только свободные — океаны»

Слайд 31Три цивилизации
Полагая, что главным компонентом географи-ческой среды является, гидрологический фактор (воздействие

водных ресурсов на деятельность людей), Мечников выделял в мировой истории три основные эпохи или цивилизации:
речную
морскую
океанскую («всемирную»)


Слайд 32
Мерилом социального прогресса Мечников считает степень свободы и добровольности объединений людей.

Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой главным является географический фактор


Слайд 33Народничество
Это общественно-политическое движение, возникшее в России во второй половине XIX в.

Его появление было связано с либераль-ными реформами Александра II, которые разрешили свободу слова, расширили полно-мочия университетов, что, в свою очередь, привело к активизации демократической интеллигенции, многие представители которой были недовольны проведенными реформами, считая их незавершенными

Слайд 34
Народничество выражало интересы кресть-янского сословия. Его главным постулатом было возвращение им

земельной собствен-ности и защита их народной воли (отсюда и пошло название самого направления)

Слайд 35Русский социализм
Идеология народничества теоретически обосновывала возможность самобытного пути развития России к

социализму, минуя капитализм, чего можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса
Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840-50-х гг. А.И. Герценом



Слайд 36
Наиболее известными идеологами народничества были П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский, основатели

субъективной школы социологии

Слайд 37Субъективная школа
Субъективная школа была наиболее влиятель-ной в русской социологической традиции. Это

было связано с тем, что:
Во-первых, школа просуществовала продол-жительное время, с конца 1860-х гг. до конца 1920-х г. и была представлена множеством последователей и публикаций

Слайд 38
Во-вторых, представители данной школы отражали в своих идеях самобытную российскую социальную

реальность
В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса


Слайд 39Лавров П.Л. (1828-1900)
Русский социолог, философ, публицист и революционер, историк, один

из идеологов народничества



Слайд 40Основные труды
«Исторические письма» (1869)
«Формула прогресса Михайловского» (1870)
«Социологи-позитивисты» (1872)
«Знание и революция»

(1874)
«Кому принадлежит будущее» (1874)
«Введение в историю мысли» (1874)
«О методе в социологии» (1874)
«Государственный элемент в будущем обществе» (1876)

Слайд 41
В изучении социологии Лавров опирался на философию, историю и этику. Он

пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческо-го общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм и, кончая цивилизован-ными формами

Слайд 42
В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической

и исторической социологий. Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени


Слайд 43Идеализм и субъективизм
Процесс исторического развития Лавров оце-нивал с точки зрения субъективно

выбранного нравственного идеала. Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Поэтому главная задача революционеров - выработка нравственного идеала, к осуществлению которого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности


Слайд 44
Своему идеалу Лавров дал следующую формулировку: «Развитие личности в физи-ческом, умственном

и нравственном отно-шении, воплощение в общественных формах истины и справедливости»

Слайд 45
Нравственная личность не может не вступить в конфликт с обществом, в

котором царит несправедливость. По мнению Лаврова, идеальным обществом может быть только строй, который основан на добровольном союзе нравственных и свободных людей

Слайд 46Михайловский Н.К. (1842-1904)
Русский публицист, социолог и литературовед, критик, переводчик. Теоретик

народничества



Слайд 47Основные труды
«Аналогический метод в общественной науке»
«Теория Дарвина и общественная наука»
«Герои

и толпа»
«Что такое прогресс?»
«Орган, неделимое, общество»
«Что такое счастье?»
«Борьба за индивидуальность»

Слайд 48Правда-истина и правда-справедливость
Михайловский выдвинул учение о «прав­де-истине» и «правде-справедливости». Первой руковод­ствуются

естествоиспытатели, имеющие дело с природой; второй — социологи, имеющие дело с обществом, с чело­веком и его духовным миром. В первом случае приме­ним объективный метод, во втором — субъективный


Слайд 49Свободный выбор нравственного идеала
Вместе с Лавровым Михайловский выдвинул идею о свободном

выборе нравственного «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное разви-тие в избранном передовой интеллигенцией направлении

Слайд 50Субъективный метод социологии
Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом

субъективном методе социологии, который в качестве высшего мерила общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность


Слайд 51
С позиций субъективного метода Михайлов-ский решает все социальные вопросы — об

обществе и прогрессе, о личности и государстве. Рассуждения его носят абст­рактный характер, он говорит об обществе вообще, о прогрессе вообще, о личности вообще

Слайд 52Теория «героев и толпы»
Объяснение механизма коллективного действия склонностью человека к подражанию
Психологическое

воздействие личности зависит от восприятия массы, и в принципе любой человек, а не обязательно выдающаяся личность, оказавшись случайно впереди толпы, может сыграть важную роль в определённых событиях

Слайд 53
Михайловский различал понятия «герой» и «великая личность». По его мнению, великие

люди выделяются в зависимости от ценности вклада в общество, а герой — это человек, который делает первый шаг и увлекает своим примером массу


Слайд 54Проблема прогресса
Суть проблемы прогресса Михайловский усматривал в «неделимости целого», в целостности

индивида как биологического существа, требуя при этом не смешивать «общий уровень развития общества» с «общим типом развития индивида»


Слайд 55Формула прогресса
«Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному

и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми»


Слайд 56
«Общий уровень развития общества» прогрессирует, но этого, по Михай­ловскому, нельзя сказать

об «общем типе индивида», который из универсала, каким он был на ранних этапах, превращается в узкого специалиста в современном бур­жуазном обществе

Слайд 57
Михайловский кри­тикует буржуазное общество, которое разделением труда, узкой специализацией уродует личность,

исключает возможность гармонического развития ее физических и интеллектуальных задатков

Слайд 58
Михайловский и другие либеральные народ-ники 1890-х гг. выступали в защиту общинного принципа

землевладения. Они хотели задер-жать развитие капитализма в России, выдвигая идеи «уравнительного раздела земли», «народной промышленности», организации крестьянских банков и т. д. Плеханов и в особенности Ленин подвергли уничтожающей критике философские и социологические теории народников-позитивистов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика