Война и дети презентация

Содержание

Июль 1943-гo года. В маленькoм прoвинциaльном горoдке Гемфурт, в глубoком нeмeцкoм тылу, внeзапнo рaздaлaсь русскaя речь. Этo были нeвоеннoпленные. Это были 13-14-летние русские мальчики. Лето 1943 года стало переломным во второй

Слайд 1Война и дети. Дети войны.
Автор: А. Исин. ЭК-4. Павлодарская область.


Слайд 2Июль 1943-гo года. В маленькoм прoвинциaльном горoдке Гемфурт, в глубoком нeмeцкoм

тылу, внeзапнo рaздaлaсь русскaя речь. Этo были нeвоеннoпленные. Это были 13-14-летние русские мальчики. Лето 1943 года стало переломным во второй мировой войне. Немецкая армада была остановлена на Курской Дуге, и войска Красной Армии планомерно начали теснить противника по всей линии фронта. Неся серьезные потери, немецкое командование не оставляло надежд хотя бы на время приостановить натиск Советских войск. Для этого были подготовлены специальные диверсионные отряды и группы, в чью задачу входила организация и проведение взрывов на железной дороге в тылу Красной Армии. Их привезли сюда из концлагерей и детских домов. Привезли, чтобы подготовить из них группу диверсантов для заброски в тыл Красной Армии. Здесь их будут учить кидать гранаты, минировать железнодорожные пути, подбрасывать взрывчатку в угольные бункеры на станциях. Жесткая дисциплина, строгий распорядок дня, идеологические беседы – все это немецкая разведка считала залогом успеха. Руководил школой диверсантов "Особая команда Гемфурт" шеф русского легиона при Абверкоманде-203 Фриц Бухгольц. Именно в его доме располагалась школа. Теперь там живут прямые потомки герра Бухгольца. Помощником Бухгольца был Юрий Евтухович. Сержант Красной Армии, попавший в плен, он участвовал в карательных операциях против партизан, а потом был завербован немецкой разведкой. Именно Евтухович объяснял мальчишкам-диверсантам их основные задачи. Через несколько месяцев первую группу диверсантов на самолете перебросят через линию фронта. Никто из них задание не выполнит. Зато следующие группы будут идеологически подготовлены гораздо лучше. 


Слайд 3Взрывы на станциях, разбитые железнодорожные пути, диверсии на артиллерийских складах –

за короткий срок подростки успели сделать многое. И вернуться обратно в Гемфурт. От тех, кто не стал выполнять задание немецкого командования и сдался органам НКВД, управление советской контрразведки СМЕРШ узнало о школе в Гемфурте. В 44-м году удалось перевербовать одного из преподавателей школы – Алексея Скоробогатова. Скоробогатов выполнил задание СМЕРШ и вывел за линию фронта, к нашим, всех учеников школы и их руководителя Юрия Евтуховича. Операцию по ликвидации гемфуртской школы курировал Абакумов. О результатах он докладывал лично Сталину. Бывшие диверсанты-подростки никогда никому не рассказывали о своем прошлом. Многие из них были арестованы и отправлены в колонию для малолетних преступников. Впервые они рассказали правду о себе съемочной группе "Первого канала". До этого даже их близкие ничего никогда не слышали о гемфуртской школе юных диверсантов. 


Слайд 4Еще одна школа подготовки подростков-диверсантов в м. Гемфурт близ г. Касселя

была организована в июле 1943 г. АК-203. Начальником школы был унтерофицер Шимек. Школа вербовала 13—17-летних агентов. Завербованных направляли в деревню Сметово под Оршей, затем вывозили в Германию. Вербовка агентов производилась Шимеком и военнопленными, из военной части, располагавшейся в деревне Сметово. После прибытия в школу и предварительной психологической обработки всем объявляли, что из них будут готовить агентов-диверсантов. Подростков склоняли к согласию и окончательно оформляли вербовку. В школе одновременно обучались 25-75 человек. Срок обучения – 1-2 месяца, некоторые воспитанники обучались 6 месяцев и более. Подросткам преподавали методику совершения диверсий, обучали пользованию специальными средствами, в школе также велись занятия по строевой и физической подготовке. Заброска подростков-диверсантов производилась самолетами со Смоленского и Минского аэродромов. Агенты забрасывались парами в гражданской одежде и без документов. В советском тылу подростки должны были выдавать себя за потерявших родителей. Диверсанты снабжались взрывными устройствами, закамуфлированными под куски каменного угля, и получали задание по совершению диверсий на железных дорогах, питающих центральный участок фронта. В начале 1945 г. остатки школы переместились в Луккенвальд и объединились с зондерлагерем «Абвер-2».

Помимо Гемфуртской школы существовал ряд аналогичных школ и курсов по подготовке малолетних разведчиков и диверсантов. Особым отделом НКВД Калининградского фронта в марте 1942 г. отмечалось, что в деревне Телешево существует спецшкола по подготовке агентов из числа подростков.

Слайд 5Спецсообщение Л.П. Берии И.В. Сталину, В.М. Молотову, Г.М. Маленкову о задержании

немецких парашютистов-диверсантов из числа подростков
27.09.1944. № 1030/б Совершенно секретно. ГОКО — товарищу СТАЛИНУ И.В. СНК СССР — товарищу МОЛОТОВУ В.М. ЦК ВКП(б) — товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М. С 25 августа по 4 сентября с.г. в районы Минска, Борисова, Орши, Барановичи и Невеля и на территорию Смоленской области были выброшены группы немецких парашютистов-
диверсантов, состоявшие из подростков в возрасте от 8 до 15 лет. Из числа выброшенных задержано 22 человека. По показаниям задержанных, в 1943 году в гор. Конино (Польша) и в гор. Гамбурге немцы организовали диверсионные школы для подростков, взятых из детских домов гг. Орша, Минска, Ярцево и Орел. В школе преподавались топография, подрывное дело и тактика перехода через линию фронта. После окончания школы подростки были выброшены в наш тыл с задачей взрыва паровозов. У задержанных изъяты брикеты взрывчатки, имеющие форму и цвет каменного угля, выданные им для подбрасывания в тендеры. Розыск остальных парашютистов продолжается. Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л. БЕРИЯ. ГА РФ. Ф. 9401 сч. Оп. 2. Д. 66. Л. 352. Копия. Машинопись.

Слайд 6В мае 1944 года советская спецгруппа НКГБ «Березина» сообщила об очередном

выпуске курсантов Минской спецшколы при Абверкоманде-203. В Центр сообщалось, что в данной школе обучаются в основном женщины в возрасте от 17 до 25 лет и дети 13-16 лет. Некоторым женщинам в целях конспирации даны дети из детских домов. Набор слушателей производился через «Союз белорусской молодежи» (СБМ). Агенты засылались к партизанам под видом беглецов с окопных работ и беженцев, отказавшихся выехать на работу в Германию.

Слайд 7Вот еще ряд характерных случаев использования германскими спецслужбами советских несовершеннолетних для

агентурно-диверсионной работы: В марте 1942 г. Особый отдел Калининского фронта зафиксировал в дер. Телешево спецшколу по подготовке агентов-подростков. В Бобруйске спецшкола готовила разведчиков-подростков широкого профиля для работы в ближних тылах РККА. В Славянске располагалась школа подготовки агентов-разведчиков из числа подростков для работы в ближнем и дальнем тылу РККА. В Краснодаре находилась элитная спецшкола, готовившая парашютистов-диверсантов из молодежи возраста 14-20 лет. В Орше была школа по обучению подростков на подрывников-диверсантов. Также имелась оперативная информация об организации в 1942 г. в Краматорске школы подготовки ''спящих'' агентов-подростков для длительного оседания в советском тылу.


Бобруйская спецшкола готовила разведчиков широкого профиля. В Райгородке подростков натаскивали на ведение разведки ближних тылов Красной Армии. Школа в г. Славянске обучала агентов-разведчиков ближнего и дальнего тыла. В Краснодарской элитной спецшколе готовили диверсантов — парашютистов из молодежи 14— 20 лет. В Орше обучали подрывников-диверсантов. По неподтвержденной информации, с 1942 г. в Краматорске немецкие спецслужбы начали подготовку «спящих» агентов из подростков для длительного оседания в советском тылу.

Слайд 8В июле 1943 г. местечке Гемфурт близ Касселя абвергруппой 209 ''Буссард''

(входила в абверкоманду 203) была организована диверсионная школа (зондеркоманда ''Гемфурт''). Школа вербовала 13-17-летних мальчиков и девочек из детдомов Орши и Смоленска. Сначала им говорили, что они вступают в РОА, причем девочкам обещали учебу на курсах медсестер. Завербованных направляли в деревню Сметово под Оршей, а оттуда вывозили в Германию, в Гемфурт. Там после психологической обработки всем подросткам объявляли, что из них будут готовить агентов-диверсантов, склоняли к согласию и окончательно оформляли вербовку. Одновременно в школе обучались от 25 до 75 чел., срок обучения 1-2 мес. Но некоторых учили по 6 и более месяцев. Изучаемые предметы: основы топографии, методика совершения диверсий (взрывное дело, стрельба), использование спецсредств, строевая и физподготовка, прыжки с парашютом. Заброска диверсантов велась с аэродромов Смоленска и Минска. Их забрасывали парами в гражданской одежде без документов с легендой беспризорников и потерявших родителей. Диверсанты имели при себе взрывные устройства в виде кусков угля для подрыва железнодорожного подвижного состава, деньги (400-500 рублей) и пропуск для возвращения через линию фронта: спецпароль на немецком языке с текстом: ''Спецзадание. Немедленно доставить в 1-Ц''. Письменный пароль упаковывался в резину и вшивался в полу брюк. В феврале 1944 г. зондеркоманда ''Гемфурт'' была переведена в замок Бишофсфельден (6 км от г. Конин), где продолжала работу. В начале августа 1944 г. более 60 выпускников школы были заброшены на территорию Белоруссии в советский тыл. В том же августе школу перевели в г. Жгув. Там же ее часть была захвачена советскими войсками. Остатки школы в начале 1945 г. оказались в Луккенвальде (55 км от Берлина), где объединились с зондерлагерем абвер-2.

Слайд 91 сентября 1943 г. в Управление контрразведки ''Смерш'' Брянского фронта (г.

Плавск Тульскрй области) явились Кругляков М., 15 лет, и Маренков П., 13 лет. Оба заявили, что прошлой ночью с Оршанского аэродрома они были заброшены на немецком самолете в район г. Плавска с заданием подложить в уголь, которым заправляют на станции паровозы, мины, замаскированные под куски угля. Вместе с ними с аналогичными заданиями в наш тыл были заброшены с 3-х самолетов еще 27 подростков-диверсантов. Снаряжение диверсантов: три мины в виде кусков угля, продукты и 400 рублей советских денег. Группа подростков в составе 30 чел. обучалась в течение месяца в школе, расположенной на охотничьей даче в 35 км от г. Кассель в Южной Германии. Впоследствии было установлено, это и была школа ''Гемфурт''. Кругляков и Маренков сначала использовались при проведении оперативно-розыскных мероприятий как опознаватели в целях задержания остальных диверсантов.

О них было доложено Сталину, по указанию которого впоследствии подростков определелили на учебу в хорошие ремесленные училища. 

Слайд 12Спецсообщение УНКВД по Смоленской области № 3044/2 в Особый отдел НКВД

Западного фронта об использовании немецкой разведкой детей и подростков 4 сентября 1941 г.
За последнее время германская разведка на Западном фронте практикует переброску через линию фронта детей и подростков с заданиями по разведке расположения наших аэродромов и частей Красной Армии, а также для подачи световой сигнализации в местах скопления войск Красной Армии и артиллерийских батарей. Управлением НКВД по Смоленской области на линии фронта в районе Ярцево задержан одиннадцатилетний мальчик по фамилии Петров Иван, происходящий из дер. Батыево Ярцевского района, где он проживал совместно с дедом. Допросом Петрова установлено, что он совместно со своим товарищем, односельчанином Абраменковым Михаилом, 15 лет, 16 августа с.г. в лесу были задержаны немецким офицером, который, выяснив их местожительство, предложил сходить за линию фронта и выяснить расположение частей Красной Армии, обещая по возвращении выдать им вознаграждение: Петрову - 2000 руб., а Абраменкову - 5000 рублей, причем тогда же Петрову подарил ботинки и чулки, а Абраменкову - рубашку. Получив согласие ребят следовать в расположение частей Красной Армии, немецкий офицер выдал им ракетницу и пять ракет для подачи световых сигналов в ночное время о местонахождении войск Красной Армии. Перейдя линию фронта, Петров и Абраменков 17 и 18 августа беспрепятственно курсировали в расположении частей Красной Армии. Абраменков записывал результаты наблюдений. В ночь на 18 августа, расположившись недалеко от одной из воинских частей Красной Армии, выпустили имеющиеся у них сигнальные ракеты. Характерно, что на бродивших по линии фронта Петрова и Абраменкова никто внимания не обращал. При отдельных расспросах патрулировавших красноармейцев Петров и Абраменков объясняли, что они местные жители, и их без проверки отпускали. Собрав нужные сведения, 19 августа с.г. Петров и Абраменков направились в расположение частей немецкой армии, по дороге Петров был задержан, а Абраменкову удалось скрыться. Меры к его розыску и задержанию приняты.

Слайд 133 сентября в районе г. Вязьмы нами задержан 13-летний Шалманов Николай,

проживавший в Смоленске. По показаниям Шалманова, проживая в Смоленске, он совместно со своими сверстниками Соловьевым Леонидом, Плисовым Николаем, Ивановым Николаем немцами 4 раза посылался на разведку в расположение частей Красной Армии, за что немцы их кормили и поили вином. Задачей этим малолетним преступникам немцы ставили выявление месторасположения частей Красной Армии и аэродромов. Как показывает Шалманов, кроме него, Плисова, 13 лет, Иванова, 13 лет, и Соловьева, 18 лет, немцы также посылали из Смоленска Козюльского Виктора, 13 лет, его брата Козюльского Леонида, 16 лет, Иванова Евгения (брата Николая), 15 лет, и других ребятишек по имени Владимир, Виктор и Алексей. Все они ходили в расположение частей Красной Армии и приносили немцам требуемые разведывательные сведения. Задержанный Шалманов Николай одинок, отец находится в рядах Красной Армии, а нерадивая мать его бросила. Из Смоленска в Вязьму он попал, направляясь искать себе приюта. Задержанный Софоновским РО УНКВД 26 августа с.г. 18-летний Макуров Георгий из дер. Приселье Ярцевского района показал, что назначенный немцами старшина села Приселье Лиличкин Александр 10 августа с.г., вызвав к себе его, Макурова, вместе со сверстником Фроленковым Павлом предложил идти к немцам и выполнить их поручение. Встретившие ребят немцы поручили им разведать, есть ли на р. Вопь переправа и имеются ли там красноармейцы, причем при попытке ребят отказаться немецкие офицеры угрожали расстрелом. Под угрозой расправы Макуров и Фроленков ходили в разведку, но по возвращении якобы обманули немцев, заявив, что переправы и красноармейцев на р. Вопь не видели. Макурову и Фроленкову немцы давали табак. Из приведенных фактов усматривается, что немецкая разведка путем подкупа, спаивания и принуждения широко использует в борьбе с Красной Армией малолетних детей и подростков, в связи с чем Управлением НКВД по Смоленской области приняты меры по фронтовым районам к задержанию и тщательной проверке всех проходящих детей и подростков. Начальник Управления НКВД по Смоленской области майор госбезопасности Клепов Начальник КРО УНКВД по Смоленской области старший лейтенант госбезопасности Андреев

Слайд 14Из протокола допроса Анатолия Якубова, 1928 года рождения, проходившего обучение в

немецкой диверсионной школе и совершившего три "ходки" в тыл Красной Армии: "В детдоме N 5 города Минска я находился в течение двух лет – с августа 1941 года и примерно до августа-сентября 1943 года. Однажды нас, 20 человек детдомовцев, вызвали в кабинет директора детдома. Он нас представил какому-то лейтенанту, который являлся, как мы после узнали, офицером власовской армии по фамилии Евтухович Юрий. Последний объявил нам, что мы должны поехать вместе с ним на экскурсию в Германию. После этого все мы, 20 человек, сели на грузовую автомашину и Евтухович доставил нас в расположение воинской части власовской армии "РОА". В первый день нам выдали военное обмундирование и разместили в бараки. На второй день Евтухович объявил, что все мы поедем в город Конин (Польша) для обучения в диверсионной школе, а пока будем находиться у них в лагере и обучаться военному делу. При этом он строго предупредил нас никому об этой школе не рассказывать, а если кому-либо расскажем, то за это виновных сразу же расстреляют. В диверсионной школе города Конин нам преподавали: парашютное дело, изучали устройство парашюта, как его укладывать и как пользоваться им во время прыжка с самолета. Далее, изучали мы еще свойства и методы применения взрывчатых веществ, в частности тол. Кроме того, изучали действия и методы применения ампулы с самовоспламеняющейся жидкостью, по которым также проводили практические занятия, то есть нас учили, как их применять при совершении диверсионных актов для поджога различных складов и других важных объектов".

Слайд 15В кинотеатрах России и стран СНГ демонстрируется широко разрекламированный отечественный фильм

"Сволочи", снятый режиссером Александром Атанесяном по сценарию живущего ныне в Германии писателя Владимира Кунина (настоящая фамилия Фейнберг) . Экранная новинка повествует о якобы существовавшей в 1943 году спецшколе НКВД по подготовке из малолетних преступников-убийц, оказавшихся круглыми сиротами, диверсантов-смертников.

Однако ФСБ заявила, что ничего подобного в истории советских спецслужб не было. Сталин же, как бы к нему ни относиться, именно в том самом 1943-м создал в стране сеть суворовских училищ, в которые отбирались в первую очередь дети павших на фронте. Но верх цинизма заключается в том, что авторы фильма «Сволочи» (а они изначально знали, что снимают вранье) целенаправленно оболгали сотни тысяч мальчишек, которые шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, гибли за нее; подростков, которые становились сынами полков, бойцами и разведчиками партизанских отрядов, трудились в тылу на заводах и на полях.


О реальных подвигах советских Гаврошей сегодня забыли начисто. И вместе с тем вряд ли будут востребованы мэтрами современного нашего кинематографа подлинные, а не надуманные факты, собранные автором этого материала по краеведческим источникам.

Слайд 16Юркино детство.
...В январе 1942 года один из партизанских отрядов, оперировавших в

Понизовском районе Смоленской области, был окружен гитлеровцами. Партизаны ломали голову, как выйти из кольца, но не находили ни "одного шанса из тысячи". К тому же кончалось продовольствие. И командир отряда запросил по рации помощь у частей Красной армии. В ответ пришла шифровка, в которой сообщалось, что какие-либо активные действия советские войска предпринять не смогут, но в отряд такого-то числа в такой-то час будет направлен опытный разведчик. И действительно, в условленное время над лесом послышался шум моторов транспортного самолета, и через несколько минут в расположении окруженных приземлился парашютист. Партизаны, принявшие небесного посланца, были нимало удивлены, когда увидели перед собой одиннадцатилетнего пацана. Мальчика звали Юра Жданко. Родом он был из Витебска. Еще в июле 1941-го начался отсчет его боевой биографии. Тогда вездесущий пострел и знаток местных окрестностей показал отступающей в обход города советской части брод через Западную Двину. Вернуться домой он уже не смог - пока выступал в роли проводника, в Витебск вошла немецкая бронетехника. Красноармейцы-разведчики, которым было поручено сопроводить мальчика назад, взяли его с собой. Так он стал воспитанником моторазведывательной роты 332-й стрелковой Ивановской дивизии имени Фрунзе. По сути - служил в войсковой разведке.

Слайд 17Юру начали посылать за линию фронта, и он, переодевшись в лохмотья,

с сумой за плечами, ходил и просил милостыню по деревням, собирая сведения о расположении и численности вражеских гарнизонов. Успел поучаствовать и в диверсии на стратегически важном мосту. За что получил свою первую награду - медаль "За отвагу". Зимой 1942-го, когда немцев отогнали от Москвы, обескровленные тяжелым наступлением соединения РККА были не в состоянии выручить партизан, оказавшихся в почти безвыходном положении. Благополучно прибыв в отряд, Юра Жданко сделал то, что не могли взрослые. "Один шанс из тысячи" был найден. Мальчишку переодели во все деревенское, и вскоре он пробрался в избу, где квартировал руководивший окружением немецкий офицер. Он расположился в доме некоего деда Власа. К нему-то под видом "внука из райцентра" и пришел юный разведчик, которому была поставлена довольно сложная задача - добыть у вражеского командира документы с планами уничтожения окруженного отряда. Удобный случай выпал только через несколько дней. Гитлеровец вышел из дома налегке, оставив ключ от сейфа в шинели. Так документы оказались в отряде. За этот подвиг отважный одиннадцатилетний пионер был принят в комсомол - редчайший случай даже по тем временам: в ВЛКСМ по уставу принимали только с четырнадцати лет. "Пацанский" Юрин комсомольский билет № 17445064 и сейчас хранится в музее Великой Отечественной войны в Минске. В 1943-м Юра вывел из окружения уже батальон Красной армии. Все разведчики, пытавшиеся отыскать "коридор" для товарищей, погибли. Задание поручили Юре. Одному. И он нашел слабое место во вражеском кольце. Стал кавалером ордена Красной Звезды.

Слайд 18Из данных, содержащихся в различных советских источниках, можно с большей или

меньшей долей вероятности вычислить, сколько же детей воевало рука об руку со взрослыми против гитлеровцев в Белоруссии. В выпущенном в 1984 году трехтомнике (каждый том почти по 600 страниц) "Всенародная борьба в Белоруссии против немецко-фашистских захватчиков" приведены следующие данные, обобщенные к концу 1942 года по 114 партизанским отрядам, насчитывающим 10 877 человек. Самых молодых бойцов, до 17 лет включительно, было 5,4%. Нетрудный подсчет - и находим, что к концу первого, самого сложного периода войны в белорусских партизанах числилось около 600 мальчишек и девчонок. Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их "призовут" взрослые - начинали действовать с первых дней оккупации. Рисковали смертельно! Двенадцатилетний витебский школьник Саша Залецкий, оставшись без родителей (отец ушел на фронт, а мать погибла при бомбежке), в знойном июле 1941-го открыл загрузочные люки в нескольких вагонах-холодильниках, и десятки тонн мяса, которое гитлеровцы собирались отправить в Германию, протухли. Тогда же он научился делать знаменитые угольные мины и подбрасывал их на топливные железнодорожные склады.

Слайд 19Точно так же и многие другие подростки начинали действовать на свой

страх и риск. Кто-то находил разбросанные с самолетов листовки и распространял их в своем райцентре или деревне.

Полоцкий мальчишка Леня Косач собрал на местах боев 45 винтовок, 2 ручных пулемета, несколько корзин патронов и гранат, надежно спрятал все это, а представился случай - передал партизанам. Таким же образом создавали для партизан арсеналы и сотни других ребят.

Двенадцатилетняя отличница Люба Морозова, немного зная немецкий, занималась "спецпропагандой" среди врагов, рассказывая им, как ей хорошо жилось до войны без "нового порядка" оккупантов; солдаты нередко говорили девочке, что она "красная до костей" и советовали попридержать язык, пока это для нее не закончилось плохо. Но обошлось, и позже Люба стала партизанкой.

Одиннадцатилетний Толя Корнеев выкрал у немецкого офицера пистолет с патронами и принялся искать людей, которые помогли бы ему выйти на партизан; летом 1942-го мальчику повезло: он встретил свою одноклассницу Олю Демеш, которая к тому времени уже была членом одного из отрядов.

А когда в другой отряд старшие ребята привели девятилетнего Жору Юзова и командир в шутку спросил: "А этого малого кто будет нянчить?", мальчишка, помимо пистолета, выложил перед ним четыре гранаты: "Вот кто меня будет нянчить!"

Сережа Росленко, тринадцати лет, помимо собирания оружия, на свой страх и риск вел разведку, знал: найдет, кому передать сведения! И нашел.

Слайд 20Откуда-то у детей появлялось и понятие о конспирации. Павлик Титов для

своих одиннадцати был великим специалистом в этой области. Он участвовал в тайной войне два с лишним года так, что об этом не догадывались даже его родители. Сначала вместе с товарищами спас раненого, обожженного в сгоревшем танке командира - нашли для него надежное укрытие, а по ночам носили ему еду, воду, по бабушкиным рецептам варили какие-то лекарственные отвары; благодаря мальчишкам танкист быстро поправился. В июле 1942 года Павлик и его друзья передали партизанам найденные ими несколько винтовок и пулеметов с патронами. Последовали задания. Юный разведчик проникал в расположение гитлеровцев, вел подсчеты живой силы и техники. Однажды притащил партизанам тюк с фашистской формой: "Думаю, вам пригодится. Не самим носить, конечно." - "А взял-то где?" - "Да купались фрицы." Не раз, переодевшись в добытую мальчиком форму, партизаны проводили дерзкие налеты и операции. Парнишка погиб осенью 1943-го во время одной из карательных акций немцев: они расстреляли всю семью - отца, мать и даже маленькую сестренку.

Шестиклассник Витя Пашкевич осенью 1941-го организует в оккупированном фашистами Борисове нечто наподобие краснодонской "Молодой гвардии": он и его команда выносили с вражеских складов оружие и боеприпасы, помогали устраивать подпольщикам побеги военнопленных из концлагерей, термитными зажигательными гранатами сожгли вражеский склад с обмундированием.

Слайд 21За голову оршанской школьницы Оли Демеш гитлеровцы обещали круглую сумму денег.

Об этом в своих мемуарах "От Днепра до Буга" рассказал Герой Советского Союза, бывший командир 8-й партизанской бригады полковник Сергей Жунин. Тринадцатилетняя девчонка на станции Орша-Центральная взрывала цистерны с горючим. Иногда действовала с двенадцатилетней сестренкой Лидой. Жунин вспоминал, как инструктировали Олю перед заданием: "Необходимо поставить мину под цистерну с бензином. Запомни, только под цистерну с бензином!" - "Керосин знаю, как пахнет, сама на керогазе готовила, а бензин дайте хоть понюхать". Девчонка же, это мальчишкам - техника, а этой - куклы и фантики. Легко поручить - попробуй сделать. На узле порой скапливались много поездов, десятки цистерн, а ты найди "самую ту". Оля и Лида ползали под эшелонами, принюхивались: эта? не эта? бензин? не бензин? Потом бросали камешки и по звуку определяли: порожняя? полная? И только потом цепляли магнитную мину. Пожар уничтожал огромное количество вагонов с техникой, продовольствием, обмундированием, фуражом, сгорали и паровозы...
Немцам удалось схватить мать и сестренку Оли, их расстреляли; но Оля оставалась неуловимой. За десять месяцев своего пребывания в бригаде "Чекист" (с 7 июня 1942-го по 10 апреля 1943 года) она показала себя не только бесстрашной разведчицей, но и пустила под откос семь вражеских эшелонов, участвовала в разгроме нескольких военно-полицейских гарнизонов, имела на своем личном счету 20 уничтоженных вражеских солдат и офицеров. А потом еще была и участницей "рельсовой войны".

Слайд 22Дату подвига маленького Тихона Барана краеведы датировали 22 января 1944-го. Трудно

сказать, слышал ли что-либо этот деревенский мальчишка о костромском крестьянине Иване Сусанине, за более чем три века до этого заведшего польских интервентов в топкое болото, только Тихон Баран показал фашистам такую же дорогу. Они убили его, но и сами не все вылезли из той трясины.


Ваня Казаченко из деревни Заполье Оршанского района в апреле 1943 года стал пулеметчиком партизанского отряда. Ему было тринадцать. Кто служил в армии и носил на плече хотя бы "легкий" автомат Калашникова, может представить, чего стоило это мальчишке. Партизанские рейды чаще всего были многочасовыми. А тогдашние пулеметы потяжелее были, чем нынешние. После одной из успешно проведенных операций по разгрому вражеского гарнизона, в которой Ваня в очередной раз отличился, партизаны, возвращаясь на базу, остановились на отдых в деревеньке недалеко от Богушевска. Ваня же, назначенный в охранение, выбрал место, замаскировался и прикрывал ведущую в населенный пункт дорогу. Здесь юный пулеметчик принял свой последний бой. Заметив неожиданно появившиеся повозки с гитлеровцами, он открыл по ним огонь. Пока подоспели товарищи, немцы успели окружить парнишку, тяжело ранить его и отойти. Отбить его партизаны не сумели...

Слайд 23Марат Казей.
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат

с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Слайд 24Леня Голиков.
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает

в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза

Слайд 25Валя Котик.
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского

района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
 

Слайд 26Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда

она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
 
 

Слайд 27Костя Кравчук
11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены

части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева...
Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их.
Сначала закопал в саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и, откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном...
И всю долгую оккупацию нес пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию.
Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами.
11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасенные Костей замена.
 

Слайд 28Вася Коробко
Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая

отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.
Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.
Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
 

Слайд 29Надя Богданова
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали

Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
 

Слайд 30Сын полка (воспитанник полка) — ребёнок, обеспечиваемый необходимым для его жизни воинской частью.

Он может быть зачислен в списочный состав воинского  подразделения и поставлен там на довольствие или же такие дети «…содержались в действующей армии за счёт основного состава, и сведения о них, как правило, не отражались в учётной документации». Термин получил широкое распространение в СССР в годы Великой Отечественной войны.
По одной из версий, выражение «сын полка» появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны и по всей вероятности, связано с названием комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Дочь полка» (1840 год.). Кроме того, позднее Редьярд Киплинг написал рассказ «Дочь полка». Во время Великой Отечественной войны термин получил распространение по-видимому после выхода в свет повести в 1945 году «Сын полка» В. П. Катаева. До этого применялось название «воспитанник».

Слайд 31Традиция «сынов полка» существовала в русской армии с давних времен. В

России ещё в XVIII веке, в каждой воинской части был один, по меньшей мере, юный барабанщик, а на каждом корабле - несовершеннолетний гардемарин. Известно, что в годы 1-й мировой войны в некоторых русских частях также были свои воспитанники. Новый виток развития институт «сынов полка» получил с началом Великой Отечественной войны. В регулярных частях РККА пополнение в рядах юных воинов появлялось тремя путями. Во-первых, бойцы воинских подразделений подбирали детей, оставшихся без попечения родителей в ходе боевых действий. Это могли быть как сироты, так и просто потерявшиеся дети. Во-вторых, в советских частях нередко были случаи, когда родители, занимающие командные должности, один или оба, проходя службу в подразделении, привозили на передовую детей, полагая, что так для ребёнка будет безопасней, нежели в тылу. В-третьих, пополнение происходило и за счёт детей, убежавших из тыла на фронт и удачно добравшихся до передовой. На флоте те же самые дети именовались юнгами.

14-летний кавалер Георгиевского креста. 1915 год.


Слайд 32Дети, которые вели боевые действия в составе партизанских отрядов, а также были задействованы

в подпольной деятельности, строго говоря воспитанниками воинской части не являлись, поскольку не находились на обеспечении воинской части или же находились на обеспечении партизанского отряда, который по ряду причин не может рассматриваться как часть регулярной армии.

По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов. Дети оставались в регулярной части с разрешения командира подразделения, нередко втайне от вышестоящего командования. Юный солдат мог остаться в части и с разрешения лиц командного состава, которые вносили его в список части и ставили на довольствие. В этом случае ребёнку выдавалось обмундирование; могло быть выдано и личное оружие.
Однако немало среди них принимали непосредственное участие в боевых действиях: юные разведчики, пехотинцы, танкисты, юнги и даже 14-летний лётчик Аркадий Каманин.

Слайд 33В действующей армии служили и «дочери полка», так например на 3-м Украинском

фронте служила юная санитарка Вера Белякова, десяти лет от роду, воевала 14-летняя пулемётчица Маша Щербак, спасла от взрыва госпиталь в Бернау 13-летняя санитарка Валя Таран, начавшая свою службу в 10-летнем в возрасте в Керчи.

Многие юные солдаты были награждены орденами и медалями. Самым юным сыном полка, награждённым боевой наградой, стал, вероятно шестилетний Сергей Алешков, который под Сталинградом спас командира, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими  офицерами. За это он был награждён медалью «За боевые заслуги».

Моряки Балтийского флота с девочкой Люсей, родители которой умерли в блокаду. Ленинград, 1 мая 1943.


Слайд 34Начиная с ноября 1943 года несовершеннолетних планово начали отзывать из действующей армии, многих из

них отправили на учёбу в суворовские  и нахимовские училища. Однако немало сынов полка продолжило свою службу в действующей армии и дошли со своими частями до Берлина.



На сегодняшний момент, в соответствии со статьёй 14 Женевской конвенции 1949 года дети в возрасте до 15 лет должны быть ограждены от действий войны, и исходя из этого, можно сделать вывод, что такие дети не должны принимать участия в боевых действиях.

Слайд 35Известные люди – сыны полка и юнги.

Агапкин, Василий Иванович, воспитанник 308-го

Астраханского батальона, впоследствии композитор, автор марша «Прощание славянки».

Быстрицкая, Элина Авраамовна, во время войны работала в госпитале. Удостоена звания «Сын полка».

Гречихин, Павел Кириллович, с марта по ноябрь 1943 года сын полка 1008-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка, впоследствии старшина милиции, «самый честный милиционер России», которому установлен памятник в Белгороде.

Иванов, Виктор Петрович, воспитанник 577-го гаубичного артиллерийского полка, ординарец комиссара полка, впоследствии капитан 1-го ранга, известный детский писатель, член Союза писателей России

Кузнецов, Евгений Андреевич, в 1942—1943 годах воспитанник зенитной батареи, впоследствии генерал-лейтенант, первый генерал среди выпускников суворовских училищ, член Союза художников СССР.


Слайд 36
6. Пикуль, Валентин Саввич, юнга Северного флота, впоследствии известный писатель.

7. Раков, Исаак Платонович,

(Иван Солнцев), воспитанник 8-го гвардейского артиллерийского полка, возможный прототип Вани Солнцева из повести «Сын полка» В. П. Катаева.

8. Ефим Евелевич Драбкин, в годы Великой Отечественной войны служил в составе противотанковой артиллерийской бригады, впоследствии писатель, сценарист и кинорежиссёр.

9. Суржиков, Иван Николаевич, в годы Великой Отечественной войны денщик К.К, Рокоссовского, впоследствии певец, Заслуженный артист РСФСР.

10. Топчиян, Марлен Еновкович, служил в аэродромных частях, впоследствии профессор, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ИГиЛ.


Слайд 38Имели место случаи, когда в советских частях сыновьями полка становились польские,

словацкие и даже немецкие дети. Имеются также и примеры и обратных ситуаций: так в 2009 году в Германии вышла книга воспоминаний Алекса Васильева «Дитя войны из России». Книга повествует о том, как деревенский мальчик с Новгородчины стал сыном немецкого полка. Вместе с полком он прошел всю войну, затем оказался у американских властей, а потом на всю жизнь остался в ФРГ. Немецким артиллерийским полком, стоявшим в 1942 году в 20 километрах от Демянска был «усыновлён» Саша Хорев, который был полностью экипирован, одет в немецкое обмундирование, имел солдатскую книжку, получал продовольственную карточку и табачный паёк. Более того, он даже съездил в отпуск в Германию с одним из унтер-офицеров полка.

Немец-подросток, взятый в плен союзниками в мае 1945 года.

Южно-корейский мальчик – сын полка одной из американской дивизии морской пехоты.


Слайд 39Кстати, еще раз о фильме «Сволочи»:
Запросы в архивы по поводу существования

детских диверсионных школ в СССР показали, что, по данным Российского государственного военного архива (РГВА), который, кроме документов Красной и Белой Армии, хранит документы частей и соединений ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД СССР за 1918-1991 года, детских диверсионных школ в составе НКВД никогда не существовало. Более того, представители архива подчеркнули, что в дислокационных книгах вообще "не значится какая-либо диверсионная школа – ни в Алма-Ате, ни в Казахстане". Материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД такого рода детских диверсионных школ не нашлось также ни в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО РФ), ни в архиве Комитета национальной безопасности республики Казахстан.

Автор сценария фильма «Сволочи» Владимир Кунин (настоящая фамилия Фейнберг.) Этот "военный летчик" никогда не воевал и даже не стал летчиком, так как был дважды исключен из военного училища: в мае 1946-го года из 2-го Чкаловского военно-авиационного училища летчиков-наблюдателей он был исключен по решению педсовета в связи с учебной неуспеваемостью, а из Московской военно-авиационной школе, где Кунин-Фейнберг пытался доучиться его отчисляют в декабре 1946 года за недисциплинированность. Более того, Кунин-Фейнберг был позже исключен и из Института физкультуры, который он якобы закончил. В 1955 году его исключили из интитута, когда обнаружили, что представленный им аттестат об окончании десятилетней школы фальшивый – будущий автор "сволочей" закончил только 8 классов школы.

Слайд 40Как отмечали журналисты, расследовавшие историю появления "Сволочей", уехавший в начале 1990-х

годов жить в Германию Владимир Кунин мог быть действительно очень осведомлен о методах подготовки немецких диверсантов и, может быть, даже видел упомянутые документы, которые могли сохраниться в немецких архивах. Вот только в книге, а затем и в сценарии фильма он приписал эту изуверскую нацистскую практику Советскому Союзу. Причем все эти факты известны уже несколько лет, с момента появления "Сволочей" на экранах. Чтобы узнать о них, достаточно полчаса посидеть за поисковиком в Интернете. Но руководству телеканала 1+1 плевать на факты. Судя по многолетней практике и многочисленным сюжетам этого телеканала, его собственнику, г-ну Коломойскому, а также руководству канала и многим из подобранных им журналистов крайне неприятен тот факт, что победителем в Великой Отечественной войне стали Красная армия и Советский Союз, а не "арийские освободители" вкупе с доморощенными полицаями. Если почитать резунов, фейнбергов и прочих, проживающих почему-то в основном за пределами своих родных стран "разоблачителей", и посмотреть телеканалы коломойских (тоже, кстати, проживающих в основном на Западе) и иже с ним, то вообще непонятно, почему СССР выиграл войну. Разве что случайно, и то благодаря рядовым Райанам, штрафникам и малолетним уголовникам-диверсантам. Особая подлость тех, кто принимал решение о показе "Сволочей", состоит в том, что фильм не просто полностью основан на лжи, а еще и в том, что при этом эксплуатируется тема детей, отправляемых на заведомую смерть с заведомо прогнозируемой на это реакцией любого нормального человека. И как же должно быть перевернуто сознание у деятелей культуры, чтобы снимать фильмы, подобные "Сволочам"? Поражает и то, что отчасти это "произведение" профинансировало государство: 700 тыс. долларов из 2,5-миллионного бюджета кинокартины выделило Агентство по культуре и кинематографии РФ.

Слайд 41Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика