Слайд 1Восточные славяне в догосударственную эпоху
Слайд 2Хозяйственно-культурные типы Восточной Европы
Древнейшим хозяйственно-культурным типом, долго бытовавшим на севере Восточной
Европы, были общества охотников, собирателей, рыболовов.
В середине IV тыс. до н.э. зародилось земледелие, которое постепенно проникло в зону лиственных и смешанных лесов. Здесь утверждался хозяйственно-культурный тип земледельцев и оседлых скотоводов, развивалось подсечно-огневое и пашенное земледельческое хозяйство. Но степные земли, более плодородные, занимали кочевники-скотоводы.
Слайд 3Занятия народов Восточной Европы
Земледелие и скотоводство;
Отгонное скотоводство (горный и предгорный Северный
Кавказ);
Оленеводство (кочевники-оленеводы на Крайнем Севере);
Торговые и культурные связи между племенами и народами устанавливались по «речным дорогам» (Волга с Окой и Камой, Днепр, Дон, Западная Двина)
Слайд 4Восточнославянские племена
и их соседи
Около VII-VIII вв. происходит распад праславянской языковой
общности, начинается формирование отдельных славянских языков. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян.
Накануне образования Древнерусского государства восточные славяне образовали несколько племенных союзов: словене, кривичи, вятичи, радимичи, дреговичи, древляне, поляне, уличи, северяне, волыняне, хорваты, тиверцы.
Соседями славянских племен были финно-угорские и балтские племена. На Востоке с ними граничили Восточная Булгария, Хазарский каганат.
Слайд 6Занятия восточных славян
Земледелие: специфичное в зависимости от природно-климатических условий (залежная и
подсечная системы);
Скотоводство;
Охота; Рыболовство; Бортничество
У восточных славян шел процесс обособления ремесла от сельского хозяйства, выделения ремесленников в качестве особой социальной группы. Стали возникать города как центры ремесла, торговли, административного управления.
Внешняя торговля обслуживала потребности знати, не затрагивая основной массы населения, жившего в условиях натурального хозяйства. Внутренняя торговля была незначительна.
Слайд 7Социальная организация восточных славян
Низшим звеном социальной организации была соседская (территориальная) община
– вервь (ее члены объединялись не по принципу родства, а на основе совместного проживания на одной территории;
Соседские общины объединялись в племена, племена – в союзы племен.
Центром союза племен был град (некоторые из которых превращались в города), например, Киев – у полян, Искоростень – у древлян, Новгород – у словен.
Слайд 8Социальная организация восточных славян
В градах происходили собрания свободных мужчин-общинников союза (веча),
на которых решались важнейшие вопросы.
Усложнение общественной жизни в рамках союзов племен вело к выделению особого слоя по управлению ими – старейшин, поэтому значение народных собраний падает.
В VI-IX вв., в эпоху столкновений между племенными союзами, выделяется слой профессиональных воинов – дружинников во главе с князем, в руках которого концентрируется власть в союзах племен (племенные княжения).
Таким образом, к середине IX в. в восточнославянском этносе вызрели предпосылки возникновения государства.
Слайд 9Культура и верования
восточных славян
Об уровне культуры славянских союзов говорят черты
фольклора, сохранившегося в виде обрядовых песен, погребальных плачей, загадок и сказок.
Своеобразие прикладного искусства подтверждают археологические находки, относящиеся к VI-VII вв., среди которых выделяют серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами
Формой мировоззрения древних славян было язычество. Главными божествами являлись: Сварог (бог неба), Сварожич (бог огня), Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). По ходу усложнения социальной организации происходили и изменения в пантеоне: Перун превратился в бога войны.