Слайд 1Власть и церковь в XVII веке. Церковный раскол.
Подготовила учитель истории
ГБОУ Школы
№ 356 имени Н.З. Коляды
Е.Н.Кузнецова
Слайд 2Церковь после смуты
МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ
ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ
Слайд 3Причины церковной реформы
Падение авторитета русской православной церкви (усилилось во время смуты).
Проникновение
в Россию элементов западной культуры.
Заинтересованность самодержавной власти в усилении роли церкви, т.к. это главная идеологическая опора царизма.
Слайд 4Патриарх Никон
Патриарх Никон ( Никита Минов) (1605-1681 гг.) родился в семье
мордовского крестьянина.
С детства интересовался религией. Это привело к тому, что в 19 лет он становится сельским священником, а 30 лет – монахом Соловецкого монастыря.
Будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, он познакомился с молодым царевичем Алексеем Михайловичем, которого поразил своими познаниями и силой характера.
Именно ему царь и поручит поведение церковной реформы.
Слайд 51653-1655 гг. –
церковная реформа
Проведено исправление церковных книг по старым (греческим)
образцам.
Исправление обрядов ( креститься стали тремя перстами, Крестный ход – против часовой стрелки, вместо Исус, стали писать Иисус.
Наведение порядка в монастырях и приходах.
Борьба с язычеством и чуждыми церкви влияниями (запрет скоморошничества, шатровых церквей).
Слайд 6Церковный собор 1654 года
Церковный собор 1654 года одобрил реформу, но предложил
привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традиции.
Слайд 7Конфликт светской власти и церковной
Слайд 8Церковный собор 1666 года
Суд над патриархом Никоном.
Царь заявил что Никон «самовольно
и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся».
Присутствующие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Слайд 9Старообрядцы
Не все в государстве поддержали церковную реформу.
Ее противников (которые стали именоваться
старообрядцами) церковные собор проклял, повелел передать ее лидеров в руки властей, а по Соборному уложению 1649 года им грозила смертная казнь.
Слайд 10Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум ( Аввакум Петров) (1620-1682 гг.) воспринял реформы Никона
крайне отрицательно.
За свою непокорность и непримиримость был приговорен церковным Собором 1681-1682 гг. к казни.
11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Слайд 11Итоги церковной реформы
Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее
положение в политической системе страны.
Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти.
Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.