Слайд 1Владимиро-суздальское зодчество XII века
Белокаменная архитектура
Слайд 2Икона Владимирской Богоматери
Слайд 4Боголюбово
18 июня 1155 г. князь Андрей Юрьевич проезжал здесь, двигаясь из
Киева в Суздаль, свою вотчину. Князь вёз с собой чудотворный образ Божией Матери византийского письма, названный впоследствии Владимирским. Вдруг кони встали, отказываясь двинуться с места. И так продолжалось дотемна, покуда князь не приказал раскинуть шатёр для ночлега. И ночью усердно молился перед чудотворной иконой, и так сильна и горяча была его молитва, что Божия Матерь сама явилась ему. На этом месте князь основал замок и повелел написать явленный ему образ Богоматери. Икона «Боголюбской Богоматери» стала местной святыней. А привезённую икону поместили во вновь построенный Успенский собор во Владимире.
Слайд 5
Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием, которое летопись сравнивает
с храмом Соломона. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Галереями и башнями он соединялся с жилыми покоями князя и с крепостью. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны поддерживали своды.
Слайд 6
Перед входом в храм стояла белокаменная водосвятная чаша под шатром,
священный столп с четырьмя Богородичными ликами. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провёл князь Андрей в своём загородном замке – продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников – бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея – единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.
Слайд 7Лестничная башня с переходом в Знаменскую церковь
Слайд 8Реконструкция Боголюбовского дворца 1158 - 65
Слайд 11Дмитриевский собор Владимира
1194 - 97
Слайд 12Успенский собор Владимира 1158 - 60
Слайд 13Церковь Покрова на Нерли Боголюбово
1165
(1158 ?)
Слайд 16Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152
Слайд 17
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление
Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом — на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи как раз под этим годом: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа»
Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).
Слайд 18
Здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более
ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем на передней арке из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах — поребрик из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах — поребрик. Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах — поребрик. Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под землёй) — простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах — поребрик. Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под землёй) — простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные — двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров — такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.