Владимир Святославич.
Принятие христианства.
Слайд 2 Работа с терминами.
1.Продолжите предложение:
« Во главе Древнерусского государства стоял
великий князь»
2.Как назывался объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани?
(Полюдье).
3.Как называлось собрание жителей города и его окрестностей для решения важных вопросов?
(Вече).
4.Дайте определение:
а) урок – это
размер дани.
б) погост – это
место сбора дани.
Слайд 3Познавательная задача.
Киевляне упрекали князя Святослава:
« Князь! Ты ищешь
чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!»
- Чем был вызван этот упрек?
- Справедлив ли он?
Слайд 4План урока:
1.Начало правления князя Владимира.
2.Причины принятия христианства на Руси.
3.Крещение Руси.
4.Русская православная
церковь.
5.Значение принятия христианства.
« Князь Владимир Киевский». Клыков В.
Слайд 5После см. Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу
в этой борьбе одержал Владимир Святославич.
Святослав
Ярополк
( Киев)
Олег
(Древлянская земля)
Владимир
(Новгород)
Слайд 6Происхождение и воспитание
Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы княгини
Ольги по имени Малуша.
Владимир — сын рабы, но сын в обычаях язычников законный, так как понятия восточных славян о браке были прежними. Многожёнство оставалось в обычае, социальное происхождение определялось по отцу и династические права не ущемлялись.
Год рождения Владимира точно неизвестен.
Малолетний Владимир рос в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.
980-1015 гг.
правление князя Владимира в Киеве
Вместо далёких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью.
Слайд 8 Князь Владимир:
-возвратил «под
руку» Киева вятичей и радимичей;
-покорил Полоцкое княжество на Западной Двине;
-возглавил поход против Волжской Булгарии;
-отвоевал у Польши города Червень и Перемышль.
-начал также чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени.
Слайд 9 Организация обороны страны:
1.Создание мощной системы крепостей на южной границе:
четыре оборонительных рубежа на юге, крепости стояли на расстоянии от 15 до 20 км. 2.Состояли из крепостей, из валов, сигнальных вышек. Владимир за час мог узнать о приближении печенегов.
3.Создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей.
Линии крепостей.
Оборонительные укрепления.
Слайд 10В 980 г. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства.
Итак, Владимир
укрепил государство, восстановив его в прежних пределах. Теперь нужно было укрепить власть князя на всей территории Киевской Руси. Это можно было сделать с помощью религии.
Слайд 11Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных
племён они во многом различались.
Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией.
Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру.
По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде, а возможно, и в других городах.
Укрепить язычество пантеоном главных богов, однако, не удалось.
Верховный бог не воспринимался как повелитель и царь богов, как это было у греков с Зевсом. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец - Сварога, купец - Велеса.
Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своём виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии - единобожию.
Слайд 12
Не преуспев в попытке реформировать язычество , в 988-989 гг. князь
крестился сам и заставил креститься Русь.
Православная вера была принята в значительной степени как результат политического выбора: сильное Киевское государство нуждалось в новой идеологии - монотеистической религии, которая символизировала бы и освящала единую власть великого князя.
Слайд 13В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как Владимир отправил
послов в другие страны затем, чтобы они посмотрели, какая религия лучшая.
Отвергнутые религии и причины:
Ислам – запрещено пить вено;
Иудаизм – нет родины;
Католицизм – Не был принят даже при Ольге, т. к. глава церкви имел плохую характеристику: обвинялся во многих грехах.
Слайд 14Причины отказа от язычества.
1. Язычество приводило к изоляции Руси от христианского
мира Европы, тормозило развитие международных связей, торговли.
2. Язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси. Язычество – пережиток первобытной демократии.
Слайд 15ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА.
Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Византия –
могущественная страна во многих отношениях.
Часть жителей Руси уже исповедовали христианство.
Стремление укрепить международный авторитет Руси.
Требовалась новая идеология, которая помогла бы утверждению новых отношений: господства и подчинения.
Монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси.
Появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, обещая им лучшую жизнь в ином мире.
Слайд 16 В 988 г. в Херсонесе князь Владимир принял крещение.
Слайд 17
Место крещения князя Владимира
в Херсонесе (Корсунь)
Слайд 18 По свидетельству летописи, крестившись Владимир разительно переменился. Человек жестокий и
грубый, любитель буйного веселья, ни в чём не знавший меры, он вдруг стал добрым, отзывчивым, внимательным и смиренным. Бедным князь раздавал богатую милостыню, для больных и немощных велел развозить по улицам продукты, карал только разбойников.
Слайд 19 Вернувшись домой в Киев, приказал опрокинуть языческих идолов.
Слайд 20 На следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к
реке, где был совершен обряд крещения.
«Крещение киевлян». Лебедев К.
Слайд 21 Новая религия стала распространяться по всей Руси.
Но
были случаи ожесточенных столкновений язычников
с княжеской дружиной.
« Христиане и язычники».Иванов С.
Слайд 22 Христианство заняло враждебную позицию ко всем проявлениям язычества,
т.к. оно было противно христианской доктрине. Но на низовом, народном уровне происходило смешение элементов христианства и язычества.
Слайд 23Меры искоренения языческих пережитков, принимаемые православием.
Введение двойников языческих
богов: богиня плодородия – Макошь, а в христианстве – Параскева Пятница.
Языческие праздники приурочивали, скрещивали с христианскими: Масленица (крашенные яйца – символ оплодотворения земли, блины – солнце), Ивана Купала (очищение огнем), Вербное воскресенье (культ растений).
Демонизация богов: говорили, что утаскивают в омут и т. п.
Слайд 24 Через некоторое время после принятия христианства, на Руси
сложилась четкая церковная организация.
Константинопольский Патриарх
Митрополит
Епископы
Белое духовенство,
служившее в городских
и сельских церквях.
Черное духовенство,
жившее в монастырях.
Слайд 25Запомни новые слова
Епископ – высшее духовное лицо в православной и других
церквях, глава церковного округа.
Митрополит – титул главы Русской православной церкви.
Церковный устав – свод правил, регулирующих деятельность церкви.
Слайд 26«Значение принятия христианства».
Распределите по группам
1)Смягчение нравов;
2)Расширение международных связей;
3)Установление прочных
торговых связей с христианскими странами
4)Основа для объединения древнерусского общества
5)Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.
6) Развитие образования, архитектуры, иконописи.
7) Повышение международного авторитета.
Слайд 27Домашнее задание
Параграф 6. Читать. Повторить по конспекту.