Слайд 1Живопись Византии
Иконопись
Мозаика
Фреска
Книжная миниатюра
Слайд 2«Искусство византийской
мозаики»
Слайд 3 Мировую славу приобрели мозаики Византии.
Античная технология+ новые способы создания мозаик:
Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой;
Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающее благодаря свету горящих в храме свечей.
Слайд 4 Смальта - это великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской
империи.
Стеклоделие—умение изготовить стекло и стеклообразные массы и вырабатывать из них различные изделия— принадлежит к древнейшим ремеслам.
Византийские мозаичисты пользовались широким красочным спектром: от нежно – голубого, зеленого и ярко – синего до бледно – лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности.
Подобно цветному ковру, мозаика повторяла кладку каменных стен, сливаясь с богатой резьбой рельефов и мраморной облицовкой. Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад.
Слайд 5Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как
символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.
Слайд 6В Византии был разработан строгий порядок размещения на стенах
церквей росписей
и мозаик на священные сюжеты.
Слайд 7Часто в куполе помещали мозаику Христа в окружении ангелов.
Слайд 8Затем, над алтарём, изображалась фигура Богоматери напоминающая о
связи бога с
человеком.
Слайд 9На верхней части стен художники развёртывали эпизоды из земной жизни
Христа
в порядке описания в Евангеле.
Слайд 10Ниже изображали пророков, апостолов, учеников Христа, мучеников, святителей, всех кто связан
с Христом.
В западной части храма, у выхода, изображали картины ада или
страшного суда.
Слайд 11Техника мозаики очень сложна требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты
(сплав стекла и минеральной краски) мерцают, вспыхивают, переливаются отражая свет.
Слайд 12Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили
мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.
Слайд 13Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории,
земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора.
Христос между императором Константином и императрицей Зоей. Мозаика храма св. Софии в Константинополе. 1028- 1048 гг.
Слайд 14Техника мозаики очень сложна требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты
(сплав стекла и минеральной краски) мерцают, вспыхивают, переливаются отражая свет.
Слайд 15 Особую известность приобрели мозаики церкви Сан – Витале
в городе Равенне (VI в.).Равенна, город на побережье Адриатики, некогда была столицей королевства остготов, потом крупным культурным центром Византии.
Среди мозаик портретные изображения императорской четы- Юстиниана и его жены Феодоры со свитами. Здесь чувствуется дух византийского церемониала, официальность, парадность, возведенная в ранг сверхземного, полубожественного.
И в императоре и в его жене нет человечески – конкретных черт. Они не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают; у всех изображенных одинаковые слишком большие неподвижные глаза.
Слайд 16Императорская власть в Византии достигла небывалого могущества. Мозаики в алтаре церкви
св. Виталия в Равенне (546-547г.г.) переносят зрителя в атмосферу роскошных царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и политический смысл.
Персона императора рассматривалась как священная. Властитель считался наместником Бога на земле.
Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах города Равенны
Слайд 17ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ
ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ
Слайд 18Вцентре изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу.
Его голову венчают диадема и нимб – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят, проплывают по земле.
Слайд 19ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ
Слайд 20Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в храм,
неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками. Вокруг головы – нимб. Слева от Феодоры придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественного величия.
Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости византийского императора.
Слайд 21Имериатрица Феодора.
Император Юстиниан.
В портретах нет конкретных черт. Пристальный гипнотизирующий взгляд
слишком больших глаз. Они не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают.
Слайд 23Мозаика в мавзолее принцессы Галлы Плацидии в Равенне.
Византийские мозаичисты умели очень
точно рассчитывая угол падения света создавать великолепные живописные эффекты.
Слайд 26 Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.
Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал такие стихи:
Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равеннна,
У сонной вечности в руках.
Слайд 27Удивительно лицо ангела: оно все еще чем – то напоминает об
античном идеале красоты – нежными овалами, классическими пропорциями и чертами, хотя чувственный рот становится у них слишком маленьким, нос гораздо более тонким, а взгляд – пристальным и как бы гипнотизирующим. Перед нами совершенный пример «одухотворенной чувственности».
Ангел «Дюнамис». Церковь Успения в Никее.VII в. Никейский ангел
Слайд 28Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани
или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках, используемых во время богослужения. Самые первые иконы относятся к IV в.
ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
Слайд 29
В византийской иконописи сложился иконографический канон — строгие правила изображения сцен
религиозного содержания и образов Христа, Богоматери, святых и пр.
целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство.
Отсюда -
главные канонические требования к иконографии.
образы на иконах должны подчеркивать их «духовный», неземной, сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность, спокойная созерцательность и внутреннее величие.
поскольку сверхъестественный мир, это мир вечный, неизменяемый, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными.
икона предъявляла специфические требования к отображению
пространства и времени.
Слайд 30Писали священные картины – иконы.
Это не изображение бога, а его символ.
Лица на иконах напоминают идеал античной красоты – нежный овалами, классическими пропорциями и чертами, хотя рот становится слишком маленьким, нос гораздо более тонким, пристальным взгляд. В лицах прослеживается высокие помыслы и святость.
Слайд 31Художники работали по определённой схеме от которых нельзя было отступать при
изображении священных сюжетов.
Деятельность художников была подвержена строжайшему регламентированию. Всякое новшество принималось если разрешалось двором и церковью.
Слайд 32Но в некоторых иконах есть затаённая человечность.
Это хорошо известная икона Владимирской
Богоматери, которая в 12 в. Привезена на Русь из Византии.
Владимирская Богоматерь близка человеческому сердцу. Этому не мешает строгость её облика, сумрачность тёмного взора, сурово сомкнутые губы. Трогает сдержанность в выражении чувства – глубокого и понятного.
Слайд 33Сергий и Вакх. VI в.
Государственный музей западного и восточного искусства, Киев
На
одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.
Слайд 34Характерными особенностями икон становятся
- фронтальность изображения (обращенность их к зрителю),
-
строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери,
- подчеркнуто высокий лоб - средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы,
- пристальный, суровый взор увеличенных глаз, состояние аскетического бесстрастного покоя,
- декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур.
Слайд 35Владимирская Богоматерь. Начало XII в. ГТГ
Шедевром византийской иконописи по праву
считается икона «Владимирской Богоматери» (начало XII в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155.
Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В нем выражено то, что близко и понятно всем людям, — идея жертвенности материнской любви. В глазах Богородицы святая печаль. Она предвидит трагическую участь сына.
Слайд 36Иконы играли важную роль в убранстве византийских храмов. К X в.
в Византии сформировался иконостас — особая преграда, отделяющая помещение храма от алтаря, место сосредоточения большого количества икон.
В иконостасе иконы располагаются рядами над «царскими вратами», ведущими в алтарь.
Слайд 37ИСКУССТВО ЭМАЛИ
Высокого расцвета в Византии IХ-ХII вв. достигло производство эмали, позаимствованное
с Востока.
Эмаль — это прочное стекловидное вещество, получаемое путем обжига, прозрачное или окрашенное в разные цвета.
Художественная эмаль применялась при украшении икон, императорских корон, блюд, кубков, ювелирных изделий и пр. Византийские мастера славились искусством перегородчатой эмали на золоте.
Слайд 38При изготовлении эмали стекловидную разноцветную массу заливали в участки, образованные тонкими
перегородками, напаянными на золотую основу, затем массу обжигали, а после затвердевания она приобретала прозрачность и особый блеск.
Слайд 39МУЗЫКА ВИЗАНТИИ
Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими
и воссоздают в песнопениях божественный образ.
Основным видом церковного песнопения был тропарь
(греч. «тропос» — стиль, характер, лад, тональность)
Это были музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты или тексты.
Широкое распространение получили и гимны, возникшие поначалу вне церковной музыки.
Слайд 40Начиная с VII в. самым популярным жанром становится канон —
сложная
музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Она имела несколько частей, строфы канона (от 8 до 36) объединялись в песни, число которых составляло от 2 до 9, по четыре строфы в каждой.
История византийской музыки ознаменована также введением нотного письма,
позволившего с точностью записывать и воспроизводить мелодию.
Слайд 41Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории
Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития.
Слайд 421453 год
гибель империи
Турецкий султан Мехмед II
Слайд 438 и 9 вв. были трудными временами для византийского искусства. В
стране бушевало иконоборческое движение. Иконоборцы уничтожали произведения искусства, на которых были изображены люди. Позднее византийское искусство пережило новый подъём – прежде чем турки в 1953 г. окончательно завоевали страну.
Слайд 44Это значит, что византийское искусство прекратило своё существование, но оно продолжало
жить в искусстве Древней Руси.