Византия и Древняя Русь презентация

Содержание

Русь находилась с Византией в тесных отношениях более пяти столетий. Русские купцы вели активную торговлю с Константинополем. На Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Между Русью и Византией заключались договора.

Слайд 1ВИЗАНТИЯ
История Древней Руси
Часть 6
И
ДРЕВНЯЯ РУСЬ


Слайд 2Русь находилась с Византией в тесных отношениях более пяти столетий. Русские

купцы вели активную торговлю с Константинополем. На Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Между Русью и Византией заключались договора.

«дотурецкий» Константинополь


Слайд 3Но самым значительным результатом взаимоотношений между государствами стало Крещение Руси. "Пришли

мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они  Богу своему, и не знали  — на небе или на земле мы...", — рассказывали послы князя Владимира.

Слайд 4Вместе с православием русские приняли от Византии не только догматы и

каноны веры. Из Византиии на Русь доставлялись первые книги. Первые храмы на Руси строили греческие мастера. Одна из драгоценнейших святынь Русской земли — Владимирская икона Божией Матери — привезена из Византии.

Евангелие от Матфея. Константинополь, XI в.


Слайд 5Как пишет византолог Г. Литаврин, пренебрежение к истории Византии и ее

наследию есть отречение от одного из родников древнерусской культуры, от своих корней.

Храм Святой Софии в Константинополе


Слайд 6Византия и славяне
История славян в своих истоках во многом связана с

историей Византии. До XII века Византия являлась самой могущественной страной Европы и Ближнего Востока. Византия оказала огромное влияние на культурное развитие славянских народов, принявших от нее православие. С другой стороны, на протяжении нескольких столетий судьба самой Византийской империи в значительной степени зависела от славян.

Слайд 7Славян-язычников византийцы называли варварами. Варвар в переводе с греческого языка означает

‘чужеземец’. Варварами назывались не только славяне, но и другие окрестные народы, которые то нападали на Византию, то испытывали сами силу византийских войск.

Слайд 8Походы славян на Византию
Стены древнего Константинополя
Славяне угрожали могуществу Византии на

северных и северо-западных ее границах. С середины VI века походы славян за Дунай на Византию становятся почти регулярными.

Слайд 9В столкновениях с византийскими войсками славянские дружины совершенствовались в военном искусстве,

старались закрепиться в приморских гаванях.

Нагорнов В. А. Славяне в походе


Слайд 10Византии не раз приходилось откупаться от воинственных соседей. Стремясь спасти империю

от разорительных набегов славян, византийские императоры привлекали к себе на службу славянские дружины.

Византийские послы откупаются драгоценностями от русской дружины


Слайд 11Константинополь, столица Византийской империи, был в то время крупнейшим торговым центром.

Между славянами и Византией существовала очень развитая торговля.

Слайд 12Но главный результат славяно-византийских взаимоотношений — это принятие славянами через православие

и православную культуру богатейшего духовного наследия Византии.

Киев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная), реконструкция


Слайд 13Поход князей Аскольда и Дира на Царьград. Миниатюра Радзивилловской летописи
Осада

россами Константинополя

Об этом нашествии славян на столицу Византийской империи сохранились сведения как в «Повести временных лет», так и в византийских источниках. Нестор-летописец считает, что этот военный поход возглавили киевские князья Аскольд и Дир.


Слайд 14Греческие источники имен этих князей не называют, но связывают это событие

с последовавшим за ним крещением многих россов и заключением мирного договора Руси с Византией.

Идущие на Царьград. Борис Ольшанский


Слайд 1518 июня 866 года, когда император Михаил III со своим войском

и флотом находился в военном походе против арабов, у стен Константинополя вдруг появились корабли «свирепого варварского народа росс».

Запорожцы в Царьграде. Коваленко В. К.


Слайд 16Не встречая сопротивления, россы высадились на берегу залива Золотой Рог и

стали опустошать окрестности столицы Византии. Затем они стали готовиться к осаде городских стен.

Осада россами Царьграда. Миниатюра Радзивилловской летописи


Слайд 17Патриарх Фотий об осаде Константинополя
Очевидец этих событий патриарх Константинопольский Фотий подробно

описал, как нападали россы и как был спасен Константинополь.

М. Горелик. Нападение славян на Византийскую крепость


Слайд 18Набег случился в один из прекрасных тихих летних вечеров, когда жители

столицы Византии любовались красотами морских заливов и совершенно не ожидали такого испытания.

Лунная ночь в Константинополе. Айвазовский, 1862


Слайд 19Двести кораблей россов  подошли к Константинополю столь неожиданно, что не было,

казалось, никаких надежд на спасение.

Слайд 20«Жизнь наша догорала с последними лучами солнца, — писал патриарх Фотий,

— а заря бытия нашего поглощалась глубоким страхом смерти. Вся надежда человеческая убыла из человеков и единственная надежда оставалась только на Бога».

миниатюра Константинополь (1332-1455, Полезное руководство для совершения заморских путешествий, Национальная библиотека, Париж)


Слайд 21Оставив свое войско в Малой Азии, император Михаил с большим трудом

пробрался в осажденный город. Опасность нарастала с каждым часом.

Ю.Лазарев.
Где твоя голова ляжет, там и нам пасть


Слайд 22«Тогда мы, — писал патриарх Фотий, — оставшись без всякой защиты

и не имея помощи от людей, воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего. Ее просили умолить Сына и умилостивить за грехи наши, Ее дерзновенно призывали во спасение, Ее умоляли покрыть нас покровом Своим, как стеною нерушимою».

Слайд 23Патриарх взял из древнего Влахернского храма Ризу Богоматери, крестным ходом обнес

ее вокруг стен города и после усердных всенародных молитв опустил край Ризы в воды морского залива.

Погружение Ризы Богородицы в море. Миниатюра Радзивилловской летописи


Слайд 24После этого 25 июня россы внезапно сняли осаду и, по словам

патриарха Фотия, так же неожиданно удалились, как и пришли.

Слайд 25«Повесть временных лет» об осаде Константинополя
Летописец Нестор был хорошо знаком с

греческими письменными источниками, повествующими об этом набеге россов на Византию. Спасение Константинополя он описывает, используя повествование греческого историка Георгия Амартола.

Хроника Георгия Амартола


Слайд 26Рассказав, как всю ночь в церкви люди молились Божией Матери и

затем погрузили край Ризы Богородицы в море, летописец Нестор продолжает: «Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром и великие волны, чтобы разметать корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

Чудо Богоматери Одигитрии в Царьграде


Слайд 27Жители столицы Византии считали Богоматерь покровительницей их города.
Чудесное спасение Константинополя


Слайд 28Дипломатическое признание Руси
Монета царя Константина Мономаха
Историкам, которые не могут поверить

в чудесную защиту Божией Матери, хочется найти земные причины спасения Константинополя от россов в 866 году. В некоторых источниках они находят указание на то, что нападавшие получили большой выкуп и вскоре между Византией и Русью начались дипломатические переговоры.

Слайд 29Русское посольство в Константинополе заключило первый в истории Руси долговременный договор

с греками о мире, и даже много лет спустя на этот договор ссылались греки и русские при заключении других мирных договоров. Этот договор означал, что Византия признает Русь как государство.

Присяга греков и русичей


Слайд 30Почему в истории славяно-византийских взаимоотношений особое внимание историков привлекает нападение россов

на Константинополь в 866 году? Да потому, что наступившее после осады города перемирие привело не только к заключению долгосрочного мира, но и ко крещению россов.

Фотиево крещение


Слайд 31В исторической литературе это событие получило название «Фотиево крещение», потому что

оно было при патриархе Фотии и совершено его посланниками. Иногда это событие называют первым крещением киевских россов или первым крещением Руси.

Труворов крест


Слайд 32Как указывается в одном из греческих источников, «немного времени спустя после

нападения славян от россов в царствующий град пришло посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было исполнено».

Ю.Лазарев. Послы Русов


Слайд 33Посмотрим, как патриарх Фотий характеризует враждебных россов, нападавших на Византию, и

как говорит о принятии ими христианства в своем послании, написанном спустя шесть лет после осады столицы империи.

Слайд 34Вот первая характеристика: «Народ неименитый, народ считаемый ни за что, народ,

стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода на нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и несметного богатства. Народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы, как волна».

Славянское поселение X века


Слайд 35Крещение болгар. Миниатюра из болгарской рукописи. XIV век
Крещение Болгарии
В 869

году крещение приняла Болгария.

Слайд 36Патриарх Фотий, обращаясь ко всем христианам Востока по случаю крещения болгар,

писал, что не только болгарский народ переменил прежнее язычество на веру во Христа, но даже и «многими многократно прославленные и в жестокости всех превосходящие» россы переменили язычество на чистую и неподдельную христианскую веру.

Первые христиане . Перов В., 1880


Слайд 37«И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры,

что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью». Точных указаний, где именно совершено было крещение россов, не сохранилось. Число принявших христианство по некоторым источникам исчислялось двумястами семьями.

Слайд 38После этого события еще более столетия на Руси господствовало язычество. Но

«Фотиево крещение», конечно же, не осталось бесследным. Земля Русская постепенно засевалась семенами веры христианской, и крещение россов в Константинополе является одной из самых важных вех предыстории Крещения Руси.

Город славян во времена Рюрика


Слайд 39Русские книги в Крыму
В жизнеописании святых братьев Кирилла и Мефодия сообщается,

что Константин Философ нашел в Крыму Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами. Ученые написали тысячи страниц, пытаясь определить, что это были за русские буквы, когда у славян, как предполагается, еще не было письменности? Это еще одна историческая загадка.

РавноапостольныйКирилл
Нестеров М.


Слайд 40Константин Философ нашел то, что искал. А искал он начатки или

следы письменности славян, устную речь которых прекрасно знал с детства. Может быть, Константин сравнивал найденные тексты начальных опытов славянской письменности со своими опытами славянской грамоты?

Слайд 41Путешествие Кирилла через Крым происходило в конце 861 года или даже

в начале 862 года. А в следующем, 863 году, Кирилл и Мефодий отправились в Моравию с возложенной на них миссией, в результате которой, как принято считать, родились славянская азбука и славянская письменность.

Святые Кирилл и Мефодий, проповедующие славянам христианство. Рис. Ф. Бронникова


Слайд 42Не следует забывать, что Кирилл был учеником патриарха Фотия, который, как

мы знаем, не только описал страшное нападение россов на Константинополь, но и засвидетельствовал принятие ими крещения.

Слайд 43Византия постепенно уступала Руси в военном и экономическом могуществе, но все

больше привлекала славян своей духовной культурой. В 60-х годах IX века некоторые знатные жители Киева уже были христианами, а в начале X века в Киеве стоял храм во имя пророка Илии.

Храм Пророка Илии (на Подоле, Киев) в 1692 году на месте прежней деревянной была возведена каменная церковь


Слайд 44Христианство связывало дружбой Русь и Византию. Но от крещения россов в

Константинополе до принятия христианства всей Русской землей должно было пройти еще больше столетия.

В.М. Васнецов. Крещение Руси


Слайд 45Данная презентация составлена по курсу
«Православная культура России»
Пивоваров Б.И., протоиерей, магистр

богословия.
Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев.
Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского
2002 г.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика