Слайд 2История
Древнеегипетская религия — система религиозных верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем
Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства.
Слайд 3Ранние верования
Доисторические племена долины Нила, как и представители других первобытных культур,
во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к оседлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, ; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх и Уаджет.
Слайд 7Культ животных
Считается, что сначала египтяне почитали животных за их мощь и
силу, вызывавшие ужас и страх у человека. В дальнейшем же возникло представление о том, что определенные животные являются вместилищем божественного начала.
Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя явления одного порядка. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях, также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств.
Слайд 8Рогатый скот
Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и
плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные виды быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога.
Хеп
Слайд 9Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Египта и Нубии,
но все они, как правило, были связаны с небом и солнцем.
Амон был богом Солнца, а также являлся богом всех известных египетских богов.
Бог Гор является богом неба и Солнца.
Амон Ра
Гор
Слайд 10Богиня Исида известна как мать Гора, а также супруга и сестра
бога Осириса. Она у египтян является покровительницей плодородия, символом верного супружества и заступницей рожениц.
Бог Сет – брат Осириса, которого он убил, поэтому Сет олицетворение всего злого. Животными, которыми изображали Осириса, являются свинья и осёл.
Бастет — радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы.
Ану́бис — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир.
Слайд 12Погребальный культ
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в
конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Слайд 13Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела
умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определённые успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.