Урал. Географическое положение. История презентация

Содержание

Географическое положение Урал — географический регион в России и Казахстане, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система. Урал находится на стыке

Слайд 2Географическое положение

Урал — географический регион в России и Казахстане, протянувшийся

между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система.

Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими регионами. Каменный пояс Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге: на протяжении более 2500 км они разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины.

.

Слайд 3Географическое положение
Исторически и экономически с Уралом тесно связаны Предуралье и Зауралье

— территории, прилегающие к нему с запада и востока.
На Урале, а также в Предуралье и Зауралье расположены Республика Башкортостан, Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Удмуртия и Пермский край, составляющие Уральский экономический район, восточные части Республики Коми и Архангельской области (Ненецкий автономный округ), входящие в Северный экономический район, и западная часть Тюменской области, входящей в Западно-Сибирский экономический район. В Казахстане географически к Уралу можно отнести Актюбинскую и Костанайскую области

Слайд 4Население
Во II в. н. Э. на Южный Урал и в

Приуралье пришли с востока кочевые племена гуннов. В их лице наш край впервые встретился с тюркоязычными народами.

Родиной древних тюрок ученые считают предгорья Алтая. Согласно легенде, первые тюрки родились от брака человека и волчицы. Ныне потомки древних тюрок представлены очень разными народами, живущими на громадной территории от Средиземномо­рья (турки) до Восточной Сибири (якуты).

В Приуралье в течение II-IV вв. гунны смешались с сарматами и другими местными народами. В IV в. массовое движение гуннов на запад положило начало эпохе Великого переселения народов, в ходе ее в степях Евразии несколько раз обновлялось население.

С востока на запад шли народы, каждый из которых, будучи изгнанным со своей территории, завоевывал земли у менее сильных соседей, собирая под знамена побежденные, часто иноязычные племена. Смешение пришельцев с уральцами привело к образованию новых археологических культур.


Слайд 5Население
Великое переселение не только
соединяло различные народы,
но и разводило народы
родственные

далеко друг от друга.
Находки
археологов свидетельствуют,
что в середине VIII в. Древние
венгры пришли из лесостепей
Зауралья в Южное Приуралье
и через столетие продолжили
движение на запад до тех пор
пока не обрели родину там,
где течет голубой Дунай и где
сейчас находится государство
Венгрия.


Слайд 6Население
Из степей Приазовья на Дунай
переселилась и часть тюрок,
которых называли болгарами
(булгарами).
Со

временем они растворились
среди славянского населения,
но страна на южном берегу Дуная и
ныне носит название Болгария.
Другая часть булгар отправилась
на северо-восток – на Волгу, где
создала еще одно государство.
С конца I тысячелетия Волжская
Булгария оказывала большое
влияние на жизнь народов
Поволжья и Прикамья.


Слайд 7Население
Люди заселяли Урал и продвигались постепенно, вдоль горных степей до

края ледника.
Древнее население Урала – предки удмуртов, коми, хантов и других в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.



Слайд 8Население
Охотники, в поисках пищи, двигались за стадами животных, от холода спасались

в пещерах.
Найдены рисунки первобытного человека – выразительные фигуры лошади, мамонта. Их возраст – около 20 тыс. лет.


Слайд 9Население
Стоянки были обнаружены на озерах Иткуль, Смолино, Миассово, Чертаныш.
Во время

раскопок на них помимо орудий труда были обнаружены многочисленные обломки глиняной посуды. Для прочности к глине примешивали тальк.


Слайд 10Население
Основное население Южного Урала в IX –XI вв. составляли башкиры.
Со

второй половины XVI века Башкирия стала вассалом Московского государства.
Стали появляться первые башкирские деревни.


Слайд 11Население
В XVI в. на р. Урал появляются вольные люди, которые создают

здесь «казачью республику».
В XVII в. На Южном Урале сложилось оренбургское казачество.


Слайд 12Население
В 1730-1750 гг. вблизи района нынешнего Миасса возникли первые русские слободы:

Чебаркульская, Кундравинская, Уйская.
Задачей правительства была постройка крепостей в Южном Зауралье, что привело к притоку крестьян и служилых людей.


Слайд 13Население
В лесном Зауралье и на Северном
Урале в первых веках II


тысячелетия жили предки
манси и хантов.

Они также были охотниками и
рыболовами и через
посредничество родановцев
вели торговлю с Волжской
Булгарией.
Благодаря этой торговле в
зауральских изападносибирских
святилищах появились
Серебряные изделия из Ирана,
Византии, Западной Европы.


Слайд 14Население
В начале ХIII в. с восто­ка пришли несметные полчища новых завоевателей

– монго-лов. Половцы были разгром-лены, покорены или изгнаны из южноуральских и южнорусских степей. Под ударами хорошо организованной монгольской армии пала Волжская Булгария. Тяжело пришлось и бывшим прикамским данникам булгар. Племена охотников за пушным зверем уходили в северные леса. В 40- х гг. ХIII в. монгольский хан Батый провозг-ласил создание государства Зо-лотая Орда, владения которого простирались от Западной Си-бири до Крыма. В вассальной зависимости от Орды оказались и русские княжества.


Слайд 15Население
В степях Южного Урала, где размещалась одна из областей Золотой Орды,

жили раз-нообразные племена, переме-щенными монголами из Сибири и Алтая. Их языческие святилища были подобны зимним домам. Перед каждым святилищем устанавливалось каменное изваяние предка. Родственник-мужчины собирались здесь на поминальный пир. Каменный предок так же принимал участие в пир-шестве: ему мазали рот бараньим салом. По окончании церемонии родственники уезжали и часто больше не возвращались. Иногда святилище при этом сжигалось


Слайд 17Художественные промыслы
и прикладное искусство


Слайд 18 Народное искусство
О том, какое место занимает мастер в народной культуре,

пишет М. А. Некрасова: «Поскольку в понятие «культура» входит всё то, что устоялось во времени, ценности непреходящего, то носителями их чаще всего являются представители старших поколений, люди известные. … Те мастера, которые способны синтезировать в своей деятельности опыт коллектива. … Ценилась родовая преемственность мастерства. Произведениями мастера определялся уровень школы. В такое понятие мастера … входили не только его мастерство, но и высокие качества личности уважаемого всеми человека. В народных представлениях с мастерством связывались мудрость, опыт. Нравственный критерий был неотделим от понятия «народный мастер» как личности созидательной, несущей мир поэтического.


Слайд 19Народное искусство
Каслинское литьё, Златоустовская гравюра на стали, нижнетагильская роспись по

металлу, суксунская медь, камнерезное и ювелирное искусство – можно сказать, что их значение стоит в одном ряду со значением края как исторически сложившегося металлургического центра. Они были порождены и стали выражением горноуральского способа жизни,

Слайд 20Народное искусство
В одном из сказов П. П. Бажов рисует способ

организации труда во времена активного бытования промыслов:

«Случалось и так, что в одной избе у печки ножи да вилки в узор разделывают, у окошка камень точат да шлифуют, а под полатями рогожи ткут».

Здесь подчёркивается особый характер труда не только кустарей-одиночек, но и фабрично-заводских рабочих того времени

Слайд 21Чугунное художественное литьё
Особую славу приобрели узорчатые чугунные решётки, до сих пор

сохранившие очарование кружевной вязи. А в первой трети XIX в. наблюдается новый мощный подъём в русской архитектуре, создаются грандиозные ансамбли, архитекторы широко используют скульптуру и чугунное литьё. На протяжении XVIII – XIX вв. художественное чугунное литьё на Урале выпускается на многих предприятиях, как на частных, так и на казённых: на Каменскои, Кыштымском, Кушвинском, Верх-Исетском, Каслинском, Чермозовском, Пожевском, Нижнетагильском, Билимбаевском заводах.

Слайд 22Златоустовская гравюра на стали
В начале XIX в. на Урале появился специальный

центр по изготовлению холодного украшенного оружия в г. Златоусте.
Наибольшим спросом оно пользовалось в то время, когда русская армия вела боевые действия, или во времена юбилеев славных побед русского оружия, когда возникала необходимость награждать отличившихся офицеров и генералов.



Слайд 23Златоустовская гравюра на стали
сабельный клинок (1822), гравированный мастером Шафом. На клинке

выгравирована летопись боёв времён Отечественной войны 1812 г. от Москвы до Парижа.

Уральские художники создают неповторимый стиль Златоустовской гравюры на стали в 20 – 30-е гг. XIX в. Они вводят в гравировку не только орнаментальные мотивы, как это было принято у немецких оружейников, но и сюжетные сцены.


Слайд 24Бытовая и художественная медь уральских заводов

Урал известен своими бытовыми и

художественными изделиями из меди. По всей России расходились изготовленные на горных заводах посуда и церковная утварь, подсвечники и колокола, подвесные рукомойники и светильники.


Слайд 25Бытовая и художественная медь уральских заводов
Одними из первых изготовлять медную

посуду стали мастера
Екатеринбургского казённого завода. 12 июня 1723 г.
В. Д. Геннин, организатор горнозаводского дела и один из отцов основателей Екатеринбурга, послал жене Петра I Екатерине Алексеевне письмо и вместе с ним поднос из очищенной меди.
Он был квадратным, «с раздвоенными углами и выгнутым бортом», клеймённый восьмиугольным картушем, в виде полуразвёрнутого свитка, на котором изображены герб под императорской короной со следующей надписью:
«Его Величества и Самодержца Всероссийского на новостроящемся заводе Катаринбурхе ис первой пробы сибирской меди начисто в ковку удобно сделанной в славу имени их Величества тщанием Артиллерии генерал-майора Вилима Геннина. Июня 8 дня. 1723-го».
Датировка подноса вызывает сомнения исследователей. Получается, что он был изготовлен… раньше, чем построен завод. Очевидно, время создания подноса более позднее – 1728 – 1729 гг. Сейчас этот поднос хранится в Государственном Эрмитаже.



Слайд 26
в 1728 г. на Екатеринбургском заводе был отлит колокол для Вознесенской

церкви с. Бруснянского Арамильской слободы.
А в 1732 г. екатеринбургские мастера отливали колокола для Петербурга (весом в 8 пудов) и 50-пудовый для Иркутска. Самый большой из сохранившихся колоколов, отлитых в Екатеринбурге, десятипудовый, хранится сейчас в местном краеведческом музее.

Слайд 27 Нижнетагильская роспись по металлу
Промысловым центром стал Нижний Тагил. «Искусство малевания»,

- отмечает исследователь уральской росписи В. А. Барадулин, - развивалось здесь в районах, заселённых староверами на Вые и в Ключах.
Проблема рабочей силы на Нижнетагильском заводе была к тому времени решена, поэтому заводовладельцы стали чаще разрешать крепостным мастерам откупаться от обязательного заводского труда или нанимать вместо себя вольных людей, что давало им возможность заниматься только ремеслом, в том числе и живописным.

Слайд 28Нижнетагильская роспись по металлу
Подносы, изготовленные мастерами Нижнего Тагила, имеют такую же

художественную ценность, как, к примеру, широко известные жостовские.
Подносы были двух типов: подносы-картины и собственно подносы. Они различались по характеру использования: «скатертные» (были во всю ширину стола и как бы заменяли столешницу), «чайные», «рюмочные»…
Подносы украшались «декоративной цветочной росписью», значительное место занимали «декоративные разделки» - роспись «под малахит», «под черепашку», «под дерево».

Слайд 29Крепостные художники Худояровы
Семья Худояровых занимает особое место в развитии живописного

искусства в Нижнем Тагиле. Одному из братьев Худояровых народная молва приписывала изобретение «хрустального лака».
Худояровы ведут свою родословную от старообрядцев. Как свидетельствует семейное предание, предки их бежали с Волги на Урал, чтобы сохранить «старую веру». Худояровы слыли иконописцами. Это ремесло по влиянием местных условий получило новое направление, становясь по преимуществу светским.

Слайд 30Крепостные художники Худояровы
Худояровы выполняли по заказам Н. А. Демидова для его

московских и петербургских дворцов.
В московском слободском доме Демидова была комната с зеркальным плафоном, убранная по стенам «лакированными, покрытыми живописью дощечками», на которых с большим искусством изображены самые разнообразные и красочные птицы и бабочки.
За эту удивительную по тонкости и мастерству работу Демидов «пожаловал» своим крепостным живописцам по кушаку, шапке и «на кафтаны», а отца, Андрея Худоярова, «уволил от заводских работ».

Слайд 31 Сундучный промысел
Расписывались на Урале не только подносы, но и

сундуки, шкатулки. Обитые жестью, с «хитрыми» запорами, богато украшенные, они были необходимым атрибутом в уральском доме. Особое значение имели свадебные сундуки.
Сундуки и шкатулки делались самой разной величины: самые крупные достигали 1,5 метра, самые маленькие шкатулки были от 27 до 55 см. Продавались шкатулки и сундуки чаще «укладками», наподобие матрёшек. Наиболее популярными были «место» из четырёх шкатулок и из трёх или четырёх сундуков.

Слайд 32Камнерезные изделия уральских мастеров
Екатеринбургская гранильная фабрика ведёт начало с 1726

г. с небольшой гранильной мастерской при Екатеринбургском заводе. Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений, отраслей обработки поделочных камней (в основном малахита, яшмы селенита).;
из малахита изготовлялись пресс-папье, доски для чернильных приборов.
Со временем кустари стали использовать поделочный камень для изготовления украшений: бусы из хрусталя, аметиста, малахита, селенита, широко использовали яшму в брошах, браслетах, серёжках, запонках.

Слайд 33Керамические изделия на Урале

XVII в. на Урале возникло самостоятельное керамическое

производство. Среди изделий, выпущенных в Соликамске, были, в частности, изразцы – плитки для облицовки стен, каминов, печей.
Изразцы различались по использованию цвета: были монохромные и полихромные. Одноцветные покрывались белой глазурью и разрисовывались синей эмалью. Расположение рисунка на изразце было различным: иногда рисунок напоминал медальон, центральное изображение было заключено в орнаментированную рамку, иногда рисунок свободно располагался по всей плоскости.

Слайд 34Устная и письменная словесность


Слайд 35в XVII — XVIII вв

Легенды об Урале, запечатленные в русских

летописях. Народные предания о богатствах Урала.
Фольклорный цикл о Ермаке.
Сборник русского былинного эпоса Кирши Данилова.
Фольклор горнозаводских рабочих: семейные предания, лирические песни.
Общерусский характер семейных и календарных обрядов. Зарождение литературной жизни на Урале.
Местное летописание.
Церковно-монастырские библиотеки.
Литературная деятельность церковных писателей.
Старообрядческая книжно-рукописная традиция.
Просветительские идеи в словесности Урала: «Наказы» В. Н. Татищева.
Складывание системы просвещения и профессиональной подготовки на Урале в XVIII в. Развитие научных и технических знаний. Изучение Урала научными экспедициями.

Слайд 36Архитектура.


Слайд 37Крепостное деревянное строительство.
Начало каменного строительства на Урале.
Кремль г. Верхотурья

– яркий пример каменного зодчества первой четверти XVIII в. Планировка и застройка заводских поселений. Памятники гражданской архитектуры: административные и заводские здания, усадьбы.
Невьянская наклонная башня.

Крепостное деревянное строительство.
Начало каменного строительства на Урале.
Кремль г. Верхотурья – яркий пример каменного зодчества первой четверти XVIII в. Планировка и застройка заводских поселений. Памятники гражданской архитектуры: административные и заводские здания, усадьбы.
Невьянская наклонная башня.


Слайд 38Храмовое зодчество Прикамья и Вятки в XVII в. Памятники эпохи «барокко»
Верхотурский

троицкий собор, ансамбль Далматовского Успенского монастыря,
Иоаннопредтеченская церковь в Красном селе.
Храмовое строительство в Екатеринбурге: Екатерининский собор, Богоявленский собор, Вознесенская церковь.
Складывание местных иконописных школ.
Пермская деревянная скульптура.

Храмовое зодчество Прикамья и Вятки в XVII в. Памятники эпохи «барокко»
Верхотурский троицкий собор, ансамбль Далматовского Успенского монастыря,
Иоаннопредтеченская церковь в Красном селе.
Храмовое строительство в Екатеринбурге: Екатерининский собор, Богоявленский собор, Вознесенская церковь.
Складывание местных иконописных школ.
Пермская деревянная скульптура.


Слайд 39Развитие системы образования


Слайд 40
Создание начальных школ, уездных училищ, гимназий.
Подготовка профессиональных кадров.
Поэт и «ревнитель

свободы» А. В.Лоцманов.
Начало книгоиздания на Урале.
Светские библиотеки.

Работа научных экспедиций с участием естествоиспытателя
А. Гумбольта, геологов Э. Гофмана, Г. Гельмерсена, Р. Мурчисона.

Достижения в области техники.
Изобретатели-самородки: Ушковы, Черепановы, И. Е.Софонов, Л. И.Брусницын и др. Изучение истории, экономики, природы края. Труды И. Германа, А. Ярцова, А. Дерябина об уральской промышленности. Собиратели уральских древностей В. Берх, Ф. Волегов, А. Зырянов и др.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика