Слайд 1ЦИВИЛИЗАЦИЯ
КАК ПРЕДМЕТ
ГУМАНИТАРНОГО
ЗНАНИЯ
Слайд 2В О П Р О С Ы :
Введение в историю мировых
цивилизаций как учебная дисциплина
Цивилизация: термин, понятие, явление
Основные цивилизационные концепции
Слайд 3Ерасов Борис Сергеевич
(1932―2001)
Слайд 4Цивилизация (от лат. civilis — «гражданский», «государственный») — термин, впервые введенный в употребление Виктором
де Мирабо в работе «Друг людей» (1756).
Первоначально употреблялся французскими просветителями для обозначения гражданского общества, которому присущи свобода, справедливость, правовой строй.
Слайд 5 Мирабо, автор термина, писал:
«Если бы я спросил у большинства, в
чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели».
Слайд 6 В дальнейшем содержание понятия "цивилизация" изменилось, в настоящее время данный термин
часто обозначает этап развития общества, которому присущ определенный, достаточно высокий уровень духовно-культурных и технологических достижений, прогресс в искусствах и науках, интенсивное использование письменности, появление и развитие комплекса политических и социальных институтов.
Слайд 7Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой, единой
духовной и материальной культурой, дающей людям сознание принадлежности к сообществу.
Цивилизации создаются народами или группами народов, близких по языку, традиционной культуре и территории.
Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.
Слайд 8В ЦЕНТРЕ
ЦИВИЛИЗАЦИИ ―
человек
как
деятельная личность
Слайд 9История мировых цивилизаций ― важнейшее направление современных гуманитарных исследований
Слайд 10ДВА ПОДХОДА К
ОСМЫСЛЕНИЮ ИСТОРИИ:
Всемирно-исторический подход: понимание цивилизации как этапа в развитии
человеческого общества
Локально-исторический подход: понимание цивилизации как локального этно-культурного и природно-географического феномена
Слайд 11ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Льюис МОРГАН
(1818—1881)
американский
антрополог
Слайд 12ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Фридрих ЭНГЕЛЬС (1820—1895)
Немецкий социолог и публицист
Слайд 13Иоганн Готтфрид
ГЕРДЕР
(1744―1803)
немецкий ученый-просветитель, историк культуры
Слайд 14ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Николай
Яковлевич
ДАНИЛЕВСКИЙ
(1822—1885)
русский
историк
и мыслитель
Слайд 15ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Освальд
ШПЕНГЛЕР
(1880—1936)
немецкий
философ
и культуролог
Слайд 16Шпенглер отказывается от деления мировой истории на Древний Мир, Средние Века
и Новое время.
Схема прямолинейного развития человечества, как и идея об исключительности европейской культуры (европоцентризм), отвергнуты.
Каждая культура – исторически уникальный организм, обособленный от других.
Слайд 17Всего в прошлом и настоящем Шпенглер насчитывал восемь культур: египетскую, индийскую,
вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (греко-римскую), магическую (византийско-арабскую), фаустовскую (западноевропейскую) и культуру майя.
Девятая – культура будущего, русско-сибирская.
Каждая культура проходит свой цикл развития, заканчивающийся гибелью данной культуры
Слайд 18ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Николай
Александрович
БЕРДЯЕВ
(1874—1948)
русский философ
и религиозный
мыслитель
Слайд 19ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Питирим
Александрович
СОРОКИН
(1889—1968)
русско-
американский
социолог
Слайд 20Карл Теодор ЯСПЕРС
(1883―1969), философ, психиатр
Слайд 21ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Арнольд
ТОЙНБИ
(1889—1975)
английский
историк
и мыслитель
Слайд 22ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Сэмюэль
ХАНТИНГТОН
(1927—2008)
американский
политолог
и футуролог
Слайд 23Григорий
Соломонович
ПОМЕРАНЦ
(1918―2013),
мыслитель
Слайд 24 Опыт последних веков показал, как опасно доверять логике, не поверяя ее
сердцем и духовным опытом. Ум, ставший практической силой, опасен. Опасен научный ум со своими открытиями и изобретениями. Опасен политический ум со своими реформами… Ни один злодей, разбойник, садист не совершили столько зла, сколько энтузиасты благородных идей, прогрессивных идей, целенаправленного добра… Миллионы людей убивала идея окончательного решения, окончательного выхода из всех кризисов… (Г. Померанц)