Цивилизационная теория Арнольда Дж. Тойнби презентация

Содержание

Слайд 1Цивилизационная теория Арнольда Дж. Тойнби


Слайд 2Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975)
«Постижение истории»
(A Study of History,

т. 1 – 12, 1934 – 1961 гг.)

Слайд 3Цивилизация
Общей истории человечества не существует, она складывается из истории отдельных цивилизаций,

различающихся неповторимым своеобразием культуры, духовной жизни, а также (что самое главное) религии
Цивилизация – общество с более широкой протяженностью как в Пространстве, так и во Времени, чем национальные государства, города-государства или любые политические союзы
Цивилизации не замкнуты, они могут влиять друг на друга (пересекаться, поглощаться, гибнуть, ассимилироваться и т.д.), двигаясь в едином «цивилизационном канале»



Слайд 4Цивилизация
А. Дж. Тойнби выделял 21 (позже – 36) различных цивилизаций, из

которых до современности «дожили» только 5 крупных живых цивилизаций и 2 реликтовые
Живые цивилизации: православная христианская (византийская), исламская, индуистская, дальневосточная, западная христианская
Реликтовые цивилизации:
Группа, включающая монофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта, несторианских христиан Курдистана и Малабара, а также евреев и парсов
Группа ламаистских буддистов махаяны в Тибете и Монголии, буддистов хинаяны на Цейлоне, в Бирме и Таиланде, а также джайнов в Индии

Слайд 5Развитие цивилизаций
По утверждению А. Дж. Тойнби, каждая цивилизация в процессе своего

развития проходит 4 стадии:
Генезис;
Рост;
Надлом;
Распад.


Слайд 6Генезис цивилизации
«Причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в

комбинации нескольких; это не единая сущность, а отношение» (А. Дж. Тойнби)
Цивилизация возникает в результате мутации первобытного (примитивного) общества, т.к. совершается переход от статического состояния к динамической деятельности
Основная причина возникновения цивилизаций, или мутация примитивного общества – концепция «Вызова-и-Ответа»


Слайд 7Вызов-и-Ответ
Вызов – проблема, с которой сталкивается общество в своем жизненном процессе
Решая

возникшую проблему, то есть давая успешный Ответ на Вызов, общество переводит себя в более высокое и совершенное состояние
Возникновение цивилизации из примитивного общества – это успешный Ответ на Вызов, порождаемый исключительными обстоятельствами разного характера, как природного, так и социального
Вызовы по силе можно условно разделить на слабые, которые не могут привести цивилизацию к новым рубежам, чрезмерные, которые способны вызвать надлом и затем распад цивилизации, и оптимальные, способные вызвать наиболее успешный Ответ и побудить цивилизацию к росту



Слайд 8Стимулы роста
Вызов-и-Ответ порождает стимул цивилизации к росту и развитию
Стимулы роста:
Стимул

суровых стран
Стимул новых земель
Особый стимул заморской миграции
Стимул ударов
Стимул давлений
Стимул ущемления

Слайд 9Рост цивилизации
Рост цивилизации обуславливается успешным Ответом на оптимальный Вызов
Критерий роста: прогрессивный

процесс самодетерминации общества, члены которого должны находиться в гармонии и должны быть включены в процесс преобразований
Инициатива преобразований принадлежит творческому меньшинству или отдельным личностям, которые и обеспечивают рост цивилизации
Нетворческое большинство «подтягивается» до уровня творческого меньшинства благодаря мимесису – социально-культурному подражанию
Мимесис необходимо активировать так, чтобы нетворческое большинство всегда подражало творческому меньшинству

Слайд 10Рост цивилизаций
Признаки роста:
Самодетерминация
Этерификация – прогрессирующее упрощение
Трансференция действия: Уход-и-Возврат
Цивилизации «развиваются благодаря порыву,

который влечет их от вызова через ответ к ответному вызову; от дифференциации через интеграцию снова к дифференциации»
Рост продолжается до тех пор, пока длится цепь Вызовов и Ответов

Слайд 11Надлом цивилизации
Несостоятельность самодетерминации, неспособность цивилизации дать адекватный Ответ на очередной Вызов.

Причины:
Механичность мимесиса
Смена ролей
Кара за поклонение эфемерной личности
Кара за поклонение эфемерному институту
Кара за поклонение эфемерному техническому средству
Отравление победой



Слайд 12Распад цивилизации
Критерий распада: внутренний взрыв цивилизации, ведущий к утрате свойства самодетерминации

Внешний критерий: социальный раскол
Раскол-и-Палингенез
Раскол общества на правящее меньшинство, внутренний пролетариат и внешний пролетариат, которые формируют универсальное государство, вселенскую церковь и мобильные военные отряды
Внутренний критерий: раскол в душе

Слайд 13Раскол в душе
В условиях распада цивилизации Вызов встречает в душах людей

две противоположные реакции – активную и пассивную
Типы социального поведения: пассивный – Уход, активный – Самоконтроль
Типы социальных чувств:
Пассивный: насильственный – архаизм, ненасильственный – отрешение (отшельничество)
Активный: насильственный – футуризм, ненасильственный – преображение

Слайд 14Завершение распада
Происходит появление нового творческого меньшинства, вышедшего из пролетариата и создающего

новую систему ценностей, новую религию
Хранителем ценностей распадающейся цивилизации является вселенская церковь
Если цивилизации удается передать новому творческому большинству вселенскую церковь, то она возродится в облике новой, дочерней себе цивилизации, в противном случае она обречена на гибель
А. Дж. Тойнби считал, что в истории нет фатального исхода.
Путь к спасению цивилизации – объединение существующих религий, приобщение к вселенской религии, духовное единение человечества

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика