Церковь и государство в конце XV – начале XVI века презентация

Содержание

Церковь и государство События 15 – начала 16 веков определили пути развития Руси. Закладывались духовные и политические основы государственности.

Слайд 1Церковь и государство в конце XV – начале XVI века


Слайд 2Церковь и государство
События 15 – начала 16 веков определили пути

развития Руси.


Закладывались духовные и политические основы государственности.


Слайд 3Церковь и государство
То время отмечено полемикой.



Обсуждались многие религиозные и политические

вопросы.

Слайд 4Церковь и государство

Церковь поддерживала
Объединение земель вокруг Москвы
Укрепление княжеской

власти

Создание единого государства





Слайд 5Церковь и власть
Православная церковь:

1) Поддерживала Невского в отношениях с Ордой;

2) Выступала

против усобиц;

3) Поддержала князей в Куликовской битве;

4) Поддержала борьбу с Ахматом.

Слайд 6Церковь и власть
Великие князья жаловали церкви
Земельные владения
Богатые денежные вклады
Налоговые

льготы





Слайд 7Отделение московской епархии
В 1439 году была подписана Флорентийская уния.


Это был

акт о соединении ветвей христианства.

Слайд 8Отделение московской епархии
За участие в унии московский собор прогнал митрополита Исидора.


И

избрал в 1448 году рязанского владыку Иону.

Слайд 9Отделение московской епархии
В 1453 году пал Константинополь
Выборы митрополита стали делом

русской церкви

Перестала зависеть от Византии, провозгласила автокефалию

Авторитет церкви возрос





Слайд 10Церковь и великий князь

Великий князь видел в церкви соперника.

Влиял на избрание

митрополита.

Вмешивался в церковные дела.



Слайд 11Церковь и великий князь
Церковные деятели противились княжескому вмешательству.

Мешали князьям в подчинении

церкви.

Появились серьезные разногласия.

Слайд 12Церковь и великий князь
Церковь оставалась:

Религиозной силой;

2) Землевладельцем;

3) Средоточием культурных ценностей.





Слайд 13Церковь и великий князь
Церковь была против католичества и мусульманства.

Это было на

руку великокняжеской власти.

Церковь и государство нуждались друг в друге.

Слайд 14Ереси
Вторая половина 15 – первая 16 века – время появления на

Руси еретических учений.


Ереси – отступление от церковного учения и церковных догм.

Слайд 15Ереси
Ереси подрывали устои церкви.

Церковь поддерживала государство.

Борьба против церкви означала

подрыв государственных интересов.

Слайд 16Ереси

Центром распространения ереси был Новгород.

Важный торговый центр Руси был ближе

всего к Западу.

Вольнодумство быстро достигало города.

Слайд 17Ереси
Первые ереси появились в Новгороде в 14 веке.

Приверженцев учения называли

«стригольниками».

Руководителями были Карп и Никита.

Слайд 18Ереси

Учение «стригольников»
Неприятие поклонения иконам
Неприятие молитв святым
Отрицание загробной жизни


Против взяточничества священников





Против церковного землевладения

Против угнетения одних людей другими




Слайд 19Ереси
Ересь «жидовствующих» появилась во второй половине 15 века.



Ее приверженцы использовали

иудейское учение, отсюда и название.

Слайд 20Ереси

«Жидовствующие»
Отрицали божественное происхождение Христа
Отвергали почитание икон
Отвергали поклонение святым
Критиковали

монашество






Слайд 21Ереси

Взгляды еретиков нашли поддержку среди народа.



Часть духовенства, бояр, людей близких

к Ивану III так же их поддерживала.

Слайд 22Власть и еретики
Иван III не вмешивался в религиозные споры.


Терпимо относился

к еретикам.

Слайд 23Власть и еретики
Еретики обличали церковь.


Требовали отмены особого положения церкви.


Поддерживали власть великого

князя.



Слайд 24Церковь и власть
Возникли споры внутри православной церкви.


Их основой был вопрос

о церковных богатствах.

Слайд 25Соловецкий монастырь
Основатели: монахи Зосима и Герман

Год: 1436


Слайд 26Волоколамский монастырь
Основатель:



Год: 1479
Иосиф Волоцкий


Слайд 27Троице-Сергиев монастырь
Основатель:
Сергий Радонежский

Год: 14 век


Слайд 28Монастыри
Монастыри
Получали богатые подношения
Владели землей
Брали деньги за свою деятельность
Торговали






Были ростовщиками

Занимались благотворительностью




Слайд 29Монастыри
В скитах и пустынях монахи жили от собственного труда.



Вели аскетический образ

жизни.

Слайд 30Церковные учения

«Нестяжатели» проповедовали уход от мира.

Отказ церкви от богатств и

земель.

Их вдохновителем был Нил Сорский.

Слайд 31Церковные учения

«Иосифляне» – последователи Иосифа Волоцкого.

Доказывали, что монастыри нуждаются в

землях.

Что только так возможно распространять идеи христианства.

Слайд 32Церковные учения и власть
Великий князь поддерживал «нестяжателей».


Стремился ограничить влияние официальной

церкви и усилить свою власть.

Слайд 33Церковные учения и власть

«Иосифляне» признали главенство князя.


Передали ему решение церковных дел.


Обязали

бороться с ересью.

Слайд 34Церковные учения и власть
Князь поддержал «иосифлян».

С ересью и «нестяжетелями» было покончено.



Представители этих учений были сосланы либо казнены.

Слайд 35«Москва – Третий Рим»
Православные страны Европы и Византия были покорены османами.




Русские земли объединились в единое государство.

Слайд 36«Москва – Третий Рим»
Церковники пришли к выводу о главенствующей роли России

в православном мире.

О ее преемственности Византии.

Теория получила название «Москва – Третий Рим».

Слайд 37«Москва – Третий Рим»
В 1490 году митрополит Зосима приравнял Ивана lll

к императору Константинополя.


Москву – к Константинополю.

Слайд 38«Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в

конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть Ромеиское царство: два убо Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти. <…> да вѣсть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во всей поднебесной христианом царь <…> якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣмъ не останется, по великому Богослову.»

Разрушение Рима вандалами

Вступление Мехмеда II в Константинополь

Москва – Третий Рим


Слайд 39«Москва – Третий Рим»
Теория «Москва – Третий Рим» делала Москву религиозным

и политического центром.



Теория стала основой представлений о роли России, как центра истиной веры.

Слайд 40«Москва – Третий Рим»
Церковные деятели утверждали, что Рюриковичи происходят от императора

Августа.


Что Богом дана и власть московских монархов.

Слайд 41Итог
1) Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии;

2) Внутри церкви появились

разногласия;

3) Церковь попала в зависимость от великих князей.


Слайд 42Итог
При поддержке церкви проходило:

1) Объединение земель вокруг Москвы;

2) Укрепление

великокняжеской власти;

3) Создание Российского государства.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика