Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв презентация

Содержание

Ересь стригольников Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и носила рационалистический характер. Стригольники: Осуждали нравы духовенства: «сии учители пьяницы суть, едять и пьють с пьяницами». Осуждали духовенство

Слайд 1Церковь, ереси и светская власть на Руси
в XIV – начале XVI вв.


Слайд 2Ересь стригольников
Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и носила рационалистический

характер.

Стригольники:
Осуждали нравы духовенства: «сии учители пьяницы суть, едять и пьють с пьяницами».

Осуждали духовенство за стяжательство, владение землями и крестьянами. Отвергали монашество.

Отрицали поставление «по мзде», то есть назначение священников за плату.

Тем самым отвергали таинство священства, церковную иерархию и духовенство вообще.

Слайд 3Ересь стригольников
Отвергая священство, стригольники считали, что совершать покаяние нужно, припадая к

земле, быть учителем веры может любой, а другие таинства не нужны совсем.

Епископ Стефан Пермский о стригольниках: «Таковы же беша еретицы, постницы, молебницы, книжницы, лицемерницы, пред людьми чисти творящеся: аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бе веровал ереси их?»
Сделайте вывод об образе жизни еретиков

Преподобный Стефан Пермский


Слайд 4Ересь стригольников
Стефан Пермский о стригольниках: «Изучисте словеса книжная, яко суть сладка слышати

хрестьяном».

Стефан Пермский:
«Всяк бо, почитаа книжная писаниа без смирения и кротости, ища кого укорити чем, и тем впадаеть в ересь».
«Не для того для дал Христос Евангелие в мир, чтобы почитая его, смотрити того слова, чим бы кого укорити».

Преподобный Стефан Пермский


Слайд 5Ересь стригольников
Стефан Пермский: «Не достойно есть слушати стриголниковых учеников никакову хрестьянину, да не будеть

осужен в вечную муку».

В 1375 г. в Новгороде «стриголников побиша, дьякона Микиту и Карпа простьца и третьего человека его, и свергоша их с мосту».

Казнь стригольников в Новгороде в 1375 г.


Слайд 6Ереси на Руси и в Европе



Что объединяет стригольников с западноевропейскими еретиками XIII–XIV веков?

Каковы

различия между стригольниками и западноевропейскими еретиками XIII–XIV веков? Чем они вызваны?

?


Слайд 7Ереси на Руси и в Европе

Как и европейские еретики, стригольники были, в

основном, горожанами. Взгляды тех и других основывались на рационализме.
Так же, как вальденсы и катары, стригольники критиковали нравы духовенства.
Как и лолларды, они считали, что человек не нуждается в посреднике для общения с Богом, а потому отрицали священство.
В отличие от крестьянско-плебейских еретиков Европы, стригольники не выдвигали социальных требований. Для этого русский город был еще недостаточно развит.

Слайд 8Новгородско-московская ересь
Ересь возродилась в Новгороде во 2-й половине XV в. Еретиков

возглавили священники Денис и Алексей.

Новгородские еретики XV в. пытались «разумом познать веру». Они не признавали догмат о триединстве как противоречащий разуму.

Отрицали священство и церковную организацию (каждый человек – храм Божий).

Отвергали святость икон (Как из не святых досок, красок, кистей, усилиями не святого иконописца получатся святые иконы?).

Церковь обвинила их в отпадении от православия и переходе в иудаизм.

Слайд 9Новгородско-московская ересь
Гонителем еретиков выступил новгородский архиепископ Геннадий.

Вожди ереси Денис и Алексей

бежали в Москву, где служили в кремлевских соборах. К ереси примкнули государевы дьяки Федор и Иван Волк Курицыны.

Покровительствовала ереси невестка Ивана III Елена Стефановна.

Архиепископ Геннадий


Слайд 10Новгородско-московская ересь
Иван III долго относился к ереси терпимо


Еретики осуждали монастырское землевладение, а

Иван III хотел изъять церковные земли в казну.

Геннадий и его сторонники в борьбе против ереси взывали к опыту испанской инквизиции, что позволяло обвинять самого архиепископа в «латинской ереси».

Великий князь Иван III



Слайд 11Церковный собор 1490 года
В 1490 г. церковный собор проклял еретиков.

Иван III

согласился на проведение собора, так как его беспокоили связи новгородских еретиков с Литвой.

Но он не выдал придворных еретиков, а новгородских еретиков не подверг «градскому» наказанию, а просто отправил к Геннадию

Прение с еретиками на соборе 1490 г.


Слайд 12Казнь новгородских еретиков
В Новгороде еретиков посадили задом наперед на лошадей, надели им

на головы «шлемы берестяны остры, яко бесовскыа, а венци соломены, с сеном смешаны, а мишени писаны на шлемах чернилами “Се есть сатанино воинство”. И повеле водити по граду и сретающим их повеле плевати на них и глаголати: “Се врази Божии и христианстии хулители”».

Берестяные шлемы были сожжены на головах еретиков. Большинство подвергнутых пытке вскоре умерли.

Московские еретики в результате собора 1490 г. не пострадали

Слайд 13Церковь и еретики
Борьба с ересью продолжалась

Важнейший соратник Геннадия – игумен Иосиф Волоцкий,

непримиримый борец против ереси и всякого религиозного свободомыслия.

Иосиф Волоцкий: «Ныне и в домех, и на торжищех, и на путех вси сумнятся, вси о вере пытають!»

Сторонники Геннадия и Иосифа Волоцкого – иосифляне

Преподобный Иосиф Волоцкий


Слайд 14Церковь и еретики

Иосиф Волоцкий:
«Грешника или еретика руками убити или молитвою едино есть».

«Подобает

еретика и отступника не токмо осуждати, но и проклинати, царем же и князем и судиям земским подобает сих в заточение посылати и казним лютым предавати».

Преподобный Иосиф Волоцкий


Слайд 15Иосифляне
Иосифляне защищали право монастырей владеть землей и крестьянами:
«Святители и монастыри грады, и

села, и земли держали. И на всех соборех святых отец не запрещено святителям и монастырям земель держати и не велено недвижимых стяжаний церковных ни продати, ни отдати».


Иосифо-Волоколамский монастырь.
Современный вид





Слайд 16Иосифляне и светская власть
Возражая против покушений на церковные земли, иосифляне доказывали,

что власть церкви выше светской.

«Елико от Бога духовное достоинство предположено есть, того ради болши достоит повиноватися власти духовной, неже мирской»

«Повесть о белом клобуке», составленная в окружении Геннадия, утверждала: белый клобук архиепископа, полученный от папы Сильвестра, «честнее царского венца».

Архиепископ Геннадий


Слайд 17Иосифляне и светская власть

Иосиф Волоцкий: царь, который противится церкви – «не

божий слуга, но диавол и не царь, но мучитель», а потому ему не надлежит повиноваться.

Священство – выше «царства».

Это – идеология сильной воинствующей церкви


Преподобный Иосиф Волоцкий


Слайд 18Сказание о князьях Владимирских
В ответ на «Повесть о белом клобуке» при

дворе Ивана III было написано «Сказание о князьях владимирских».

Светская власть заявляла о происхождении московских государей от Августа-кесаря.
Символом преемственности стала «шапка Мономаха», якобы переданная императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру Мономаху.

Шапка Мономаха


Слайд 19Нестяжатели

Противниками иосифлян выступили нестяжатели – последователи старца Нила Сорского.

Они утверждали, что

монахи должны питаться трудами рук своих или милостыней «христолюбцев», а селами не владеть: «не точию не имети владениа, но и не желати то стяжати».

Преподобный Нил Сорский


Слайд 20Нестяжатели
Будучи противниками ереси, нестяжатели возражали против расправ над еретиками.

Старец Герман: «Не

подобает нам судити никого ни верна, ни неверна, но подобает молитися о них, а в заключение не посылати».

Митрополит-нестяжатель Зосима: «Достоит еретиков проклятию предати и сослати на покаяние, зане мы от Бога не поставлены на смерть осуждати, но грешныя обращати к покаянию».

Преподобный Нил Сорский


Слайд 21Нестяжатели
Главный оплот нестяжателей – северные заволжские монастыри
Кирилло-Белозерский монастырь


Слайд 22Нестяжатели
Заволжские старцы-нестяжатели – Иосифу Волоцкому:

«И ты господине, старче Иосифе, сотвори молитву,

да иже недостойны еретицы и грешницы, то земля их пожрет».
«И ты, господине Иосифе, почто не испытаешь своей святости – не связа Кассиана архимандрита своею мантиею, донеже бы он сгорел, а ты в пламени его, связа, держал? И мы бы тебя, яко единого из трех отрок из пламени вышедша, приняли!»

Икона преподобного Нила Сорского


Слайд 23Историки XIX века о Русской церкви XVI века


Слайд 24Собор 1503 года

Собор 1503 г. запретил вдовым попам священствовать, инокам и инокиням жить в

совместных монастырях, святителям – взимать мзду за поставление священников.

За нарушение запрета на мзду архиепископ Геннадий был смещен и отправлен в московский Чудов монастырь.


Изгнание Геннадия из Новгорода в 1504 г.


Слайд 25Собор 1503 года
По окончании собора Иван III «восхоте у митрополита и

у всех владык и монастырей села поимати и вся к своим соединити».
Нестяжатели поддержали великого князя: «не достоит чернецам сел имети».
Иосифлянское большинство собора грозило посягающим на церковные земли проклятием, ибо «стяжания церковная – Божия суть стяжания».
Иван III отступил, отказался от планов конфискации церковных земель.


Монах-схимник. Современный рисунок


Слайд 26Разгром московской ереси










Церковный Собор 1503 г. Отказ от планов секуляризации церковных земель

Падение Елены Волошанки

Еретики не нужны государю

Еретики лишаются покровительства

Решение великого князя примириться с иосифлянами и разгромить ересь.
Церковный Собор 1504 г.


Слайд 27Собор 1504 года

В 1504 г. церковный собор приговорил еретиков к казни:
«И

сожгоша в клетке диака Волка Курицына, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова, а Некрасу Рукавову повелеша язык урезати и в Новгороде Великом сожгоша его. И архимандрита Кассиана Юрьевского сожгоша, иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточение разослаша, а иных по монастырям»

Казнь Ивана Волка Курицына


Слайд 28Иосифляне и светская власть
После соборов 1503 и 1504 гг. иосифляне сближаются со

светской властью и тесно сотрудничают с ней.

Иосиф Волоцкий: «Божественныя правила повелевают царя почитати, а не сваритися с ним, и древние бо святители не дерзаху сие творити».

В 1531 г. церковный собор осудил лидера нестяжателей князя-инока Вассиана Патрикеева за утверждение, что «не велено сел монастырем держати».

Вассиан умер от голод в заключении в Иосифо-Волоколамском монастыре

Слайд 29Теория «Москва – третий Рим»
После примирения светской власти с иосифлянством оформилась теория «Москва

– III Рим»

Автор – старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей

Первый Рим пал из-за ересей. Второй Рим – Константинополь – пал из-за Флорентийской унии. Третий Рим – Москва – стоит вечно. Четвертому Риму не бывать

Слайд 30Теория «Москва – III Рим»
Москва объявлялась законным наследником Византии.
Московский государь –

главным защитником православия.
Возвышались и государь, и церковь.

Печать Ивана III. XV век


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика